Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Актуализация ресурсов




Глава 2

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Метод направлен на использование естественных, уже имею­щихся у пациента возможностей, ресурсов, резервов - как психо­логических (идей, ценностей, характера, темперамента и т. п. ), так и физических, например, внешних данных или состояния здоровья.

Каждое психологическое качество, особенно акцентуирован­ное, может приносить и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так, например, боязливость способна изба- вить от травм или ситуаций насилия и в то же время быть основой фобии. Чувство собственного достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но будучи ущемленным, служит основой для других. Педантизм в некоторых случаях необходим, например, в фармации, в других вреден и т. д. Точно так же физи­ческие данные, независимо от радикала своего качества могут по­зитивно или негативно сказываться на судьбе индивидуума.

При актуализации ресурсов на первом этапе проводят диаг­ностику индивидуальных ресурсов. Они могут быть как положи­тельного, так и отрицательного свойства, в т. ч. социально не одобряемого (например, жадность или внешние дефекты). Факт наличия и компенсирующая роль ресурсов прямо или косвенно внушаются психотерапевтом (это внушение может иметь оттенок скрытого от больного преувеличения) - формируется компенси­рующая концепция ресурса.

На втором этапе производится подбор модели актуализации ресурса, его экстраполяция и переориентация - «адресное при­крепление» к тематике проблемного состояния в качестве опти­мального способа адаптации. Примером здесь может служить прикрепление сверхтщательности к совершенному овладению навыками психической саморегуляции.

При использовании ресурсов с негативным радикалом важно найти альтернативу потребности, с которой связан этот ресурс, -найти способ мышления и поведения, который будет давать па­циенту то, что давал негативный стереотип. Например, экспло-зивность чаще всего основывается на концепции: «Для того что­бы поставить кого-то на место - того, кто делает мне больно, или не так как я хочу, или вредит обществу - можно и нужно не толь­ко кричать, но таких можно и нужно бить, а некоторых и при­бить. Для достижения цели нужны энергичные, радикальные средства». Выбрав цель - состояние психологической удовлетво­ренности, эксплозивность направляют против эксплозивное™, ее «яростно атакуют» привычным способом, добиваясь устранения. Это становится возможным, если в качестве ведущей принята ценность собственной духовно-психологической гармонии.

Точно так же истерическая дсмонстративность вполне может рассматриваться как ресурс, если «прикрепляется» к демонстра­ции достижений в области управления собой и движения в на­правлении личностной гармонизации, которые отмечаются и под­черкиваются психотерапевтом.

При наличии нескольких ресурсов или нескольких проблем­ных кластеров составляется своеобразный «банк ресурсов». На­пример, при лечении ожирения могут актуализироваться такие ресурсы, как чувство стыда, ипохондричность, боязливость и да­же патриотизм («не позорить нацию своей фигурой»). В то же время избыточный вес как ресурс может способствовать пре­одолению идей собственной малоценности - «избыточный вес придает человеку солидность, полные люди окружающими вос­принимаются с большим уважением, их обычно положительно оценивают с точки зрения человечности и доброты». При лече­нии гневливости, взрывчатости, возбудимости «эксплуатируют» чувства стыда, долга, совесть наряду с уже имеющимся ресурсом быть спокойным в тех или иных (не проблемных) ситуациях. Во всех случаях у каждого человека можно обнаружить достаточный внутренний потенциал.

В качестве эффективных ресурсов могут выступать также экстернальные качества - достоинства других людей, героев кино

и книг, их привлекательные для пациента особенности. Экс-тернальным ресурсным потенциалом обладают также предметы (имеющие статус амулетов, символов, фетишей или тс, что связа­ны с подходящими воспоминаниями), технические объекты (на­пример, автомобиль, езда или нахождение в котором приносят положительные эмоции), любимые животные и т. д.

Предпочтительнее опираться на ресурсы «интернальные», те, что находятся «внутри» пациента, а не вне его, - это позволяет быть более свободным, исключает риск формирования психо­логической зависимости. Внешние ресурсы интериоризируют.

При использовании нескольких ресурсов учитывают их ба­ланс, соотношение, особенности синергического или антагони­стического взаимодействия.

В качестве базисного, первоначально апробируется когни­тивный вариант актуализации: позитивная интерпретация, многократное осознание и логическое обоснование определенно­го качества как ресурса, вербальная суггестия или гипносугге-стия, аутосуггестия. Наиболее простым суггестивным вариантом является прямое внушение и самовнушение о наличии и значении того или иного ресурса, его целесообразности, выгодности с ут­верждением уверенного выполнения определенного варианта по­ведения. При этом желательно подготовить для пациента ком­пактные карточки с соответствующими индивидуализированны­ми текстами для самовнушения.

Далее апробируют сенсорно-фиксированную (главным обра­зом, визуальную или аудиальную) и телесно-фиксированную (ми-мико-пантомимическую) модели актуализации ресурса. При визуа­лизации эффективен путь от диссоциированного варианта (пред­ставления своей копии, обладающей желательным ресурсом) к ассоциированному (пациент «видит» ситуацию «как в жизни», «изнутри себя»). Аудиальное подкрепление включает в себя воспо­минания и представления, сопряженные с системой слухового вос­приятия. Телесно-фиксированная модель основана на воспроизве­дении телесных (мимико-пантомимических) эквивалентов ресурс­ных состояний - например, уверенности, радости - или копинге стереотипа поведения личности, у которой «заимствуют» ресурс.

Для облегчения доступа к нужному ресурсу может быть ис­пользована якорная техника нейролингвистического программи­рования.

Важной является активация эмоций при извлечении и экс­плуатации ресурса. Использование ресурсов облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным под­ключением и закреплением на высоте переживаний субъективно приемлемых вербальных, слуховых, двигательных или других стереотипов, хорошо доступных для повторного воспроиз­ведения, играющих далее роль условно-рефлекторных когенера-торов (якорей) позитивного поведения.

На третьем этапе, после построения моделей актуализации ресурса проводят тренинги с эксплуатацией ресурса. Первона­чально это могут быть проблемно-тематические когнитивные или сенсорно акцентированные построения (визуализации и др. ), за­тем организуют ролевые тренинги и, наконец, сформированный навык используют в условиях реальных стрессогснных ситуаций.

Количество упражнений и тренингов определяется их каче­ственным критерием - появлением устойчивой способности соз­давать желаемое психологическое состояние.

Четвертый этап - поддержание и коррекция стереотипа ак­туализации ресурса. Его реализация осуществляется пациентом самостоятельно, в соответствии с полученными рекомендациями или может быть связана с повторными психотерапевтическими сессиями по индивидуальному графику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...