Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала




Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала

1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?

2. Как вы понимаете высказывание философа Н. Ф. Федорова: «Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 612)?

3. «Нет детерминизма, человек – это свобода» (Сартр Жан-Поль. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1953. С. 13).

Взяв данное положение в качестве логического основания, попробуйте вывести из него ряд истинных и ложных следствий.

4. «Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким» (Аристотель. Политика. М., 1911. С. 8–9).

Что вы понимаете под нравственными устоями?

5. «Как можно познать себя? Не путем созерцания: но только путем деятельности. Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве: сборник статей. М. -Л., 1936. С. 390).

Какими, на ваш взгляд, нравственными качествами должен обладать юрист для выполнения своего профессионального долга? Всегда ли долг совпадает с желанием?

6. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, девиантном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической заданности преступности. Каково ваше мнение по этому вопросу?

7. Р. Киплинг написал сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных развил человеческое сознание. Возможна ли такая история в реальной жизни?

8. «Даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство».

О каких правах личности идет речь?

9. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век – век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация – это лишь материализованный алгоритм.

Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

10. Прокомментируйте мысль английского писателя прошлого века С. Смайлза: «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра».

11. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.

– «Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех – это заставить человека посвятить себя культу самосохранения». (М. Е. Салтыков-Щедрин).

– «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни». (А. де Сент-Экзюпери).

– «У человека нет природы, у него есть только история» (Х. Ортега-и-Гассет).

 

 

Тестовые задания

Тест № 14

1. Укажите верное суждение. 1. Человек и его поведение определяются биологическими законами. 2. Человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение. 3. Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты. 4. Сознательное и подсознательное в человеке находятся в динамическом равновесии. 5. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы. 6. Поведение человека полностью предопределено его генотипом.
2. Определите среди указанных положений вульгарно-социологизаторское. 1. Человек и его поведение определяются биологическими законами. 2. Человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение. 3. Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты. 4. Человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы. 5. Поведение человека полностью предопределено его генотипом.
3. Выберите правильный ответ на вопрос о соотношении понятий «индивид» и «личность». 1. Индивид и личность – это тождественные понятия. 2. Индивид – носитель типичных качеств человека как представителя рода людей, а личность это социализированный человек. 3. Индивид – это антропологическое понятие, а личность – социальное. 4. Личность – это общественно развитый человек.
4. Найдите наиболее точное определение личности и аргументируйте его. 1. Личность – это человек в единстве биологического и социального, физического и психического, материального и духовного при определяющем значении социального, психического и духовного. 2. Личность – это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои отношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности. 3. Личность – это органическое единство биологической и социальной эволюции. 4. Понятие «личность» тождественно понятию «я».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...