Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека? 2. Как вы понимаете высказывание философа Н. Ф. Федорова: «Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 612)? 3. «Нет детерминизма, человек – это свобода» (Сартр Жан-Поль. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1953. С. 13). Взяв данное положение в качестве логического основания, попробуйте вывести из него ряд истинных и ложных следствий. 4. «Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким» (Аристотель. Политика. М., 1911. С. 8–9). Что вы понимаете под нравственными устоями? 5. «Как можно познать себя? Не путем созерцания: но только путем деятельности. Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве: сборник статей. М. -Л., 1936. С. 390). Какими, на ваш взгляд, нравственными качествами должен обладать юрист для выполнения своего профессионального долга? Всегда ли долг совпадает с желанием? 6. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, девиантном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической заданности преступности. Каково ваше мнение по этому вопросу?
7. Р. Киплинг написал сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных развил человеческое сознание. Возможна ли такая история в реальной жизни? 8. «Даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство». О каких правах личности идет речь? 9. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век – век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация – это лишь материализованный алгоритм. Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ. 10. Прокомментируйте мысль английского писателя прошлого века С. Смайлза: «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра». 11. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека. – «Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех – это заставить человека посвятить себя культу самосохранения». (М. Е. Салтыков-Щедрин). – «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни». (А. де Сент-Экзюпери). – «У человека нет природы, у него есть только история» (Х. Ортега-и-Гассет).
Тестовые задания Тест № 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|