Краткий словарь философских терминов
Абсолют – философская категория, обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности. Абсолютная идея – основная категория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в природе, человеке, обществе и сознании людей. Агни-йога – учение гималайских Махатм, основы которого собраны и напечатаны в Улан-Баторе, Париже и Риге усилиями Е. И. Рерих в 14 книгах: «Листы сада Мории» («Зов» и «Озарение»), «Община», «Агни-йога», «Беспредельность» (т. 1, 2), «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный» (т. 1–3), «Напутствие вождю», «Аум» и «Братство». Аксиология – философское изучение природы ценностей. Ценность – это положительное или отрицательное значение для человека объектов окружающего мира и собственных его качеств. Амбивалентность – двойственность эмоциональных переживаний. Анимизм – характерное для ранних религий представление об одушевленности всех предметов окружающего мира. Антиномизм – характеристика философских взглядов П. А. Флоренского, согласно которым признаком истины является антиномия (напряженное противостояние противоположных положений), а приближение к истине характеризуется углублением антиномии. Антиномическое мышление – мышление в противоречиях равно справедливых утверждений. Антитеза – выражение, в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Например, «великий человек на малые дела». Антропология – философская концепция, ставящая человека в центре всех теоретических построений. Антропоцентризм – представление о человеке как о центре Вселенной и конечной цели мироздания. В лексике новых социальных движений – система ценностей, противостоящая техноцентризму, отдающему предпочтение техническим проблемам в ущерб социально-гуманитарным.
Аподиктический – имеющий силу необходимого доказательства. Апокалипсис – пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна. Апостериори – послеопытное знание, знание, последующее опыту; в отличие от априорного, доопытного, знания (термины философии Канта). Апофатический – относящийся к «отрицательному» (апофатическому) богословию, допускающий только такие высказывания о Боге, в которых говорится, чем Бог не является. Аскеза – образ жизни, отвечающий требованиям сурового пренебрежения радостями жизни и подготовки себя к каким-либо высоким целям. Аскетика (греч. askeo – упражняюсь) образ жизни и поведения, предполагающий отказ от земных благ. Атрибут – неотъемлемое и существенное свойство какого-либо объекта. Венский кружок – объединение западных философов, положившее начало течению неопозитивизма в 20–30-е гг. XX в. Гедонизм – «философия наслаждения», объявляющая чувственные удовольствия высшей ценностью. Ведет начало от античной школы киренаиков (IV в. до н. э. ). Гея – богиня Земли в древнегреческой мифологии. Гимнасий – место, где у греков происходили занятия гимнастикой и элементарными науками. Гипостазирование – приписывание самостоятельного существования отдельным свойствам, отношениям и связям вне их носителей. Гностицизм – религиозное движение поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Гностицизм притязал на знание особого таинственного смысла Библии, часто противоположного прямому. Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени. Дивинация – искусство предугадывать будущее и обряд гадания в языческой религии.
Евразийство – философско-политическое направление в отечественной мысли, объясняющее своеобразие культуры и исторического развития России особым географическим положением – на материке Евразии, символизирующего единство Востока и Запада. Идентификация – отождествление, чувство общности человека с объектом или другим человеком. Иерархия – (в «Живой Этике») – взаимозависимость низшего с высшим, соборное определение высших, светлых сил мироздания. Имманентизм – субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее реальность с содержанием сознания. Интенциональность – направленность сознания, мысленных операций познающего субъекта на объект. Интроекция – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, оценок, установок. Иосифляне – церковная партия на Руси в конце XV – середине XVI в. Защищали неприкосновенность церковно-монастырского землевладения. Ипостась – лицо, сущность. В христианстве Бог выступает в трех сущностях-лицах – Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой. Иррациональный – недоступный разуму, невыразимый в понятии. Каббала (древнеевр. – предание) – течение в иудаизме. Возникло в IX в. Каббала основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Каузальная связь – причинная зависимость. Киники – античная философская школа (Афины, IV в. до н. э. ), призывающая отвергнуть «условности» цивилизации, религию, мораль и право и вернуться к «естественным» началам жизни. Комплекс Эдипа – объединение психических процессов, выражающих противоречивую установку (любовь и ненависть, поклонение и вражда) сына к отцу. Термин введен 3. Фрейдом. Континуум – непрерывное; в математике – непрерывное множество точек. Контркультура – понятие, предложенное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хиппи» и «новых левых», заявивших о своем вызове всем общественным институтам, установлениям и традициям. Космогония – учение о возникновении Вселенной. Космология – учение о строении материального бытия, космоса. Космос – упорядоченность, должная мера, строение, мироздание, мировой порядок, целостная упорядоченность мегамира.
Культура – специфический способ организации и содержания человеческой жизнедеятельности, представленные в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Лама – буддийский монах в Тибете, Индии, Монголии. Левиафан – библейское чудовище, символизирующее государство в одноименном трактате Т. Гоббса. Либидо – одно из основных понятий психоанализа, обозначающее совокупность главным образом бессознательных сексуальных влечений. Логистика – архаический синоним математической логики. Логос (греч. logos – слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию Макрокосм – большой мир, Вселенная в соотнесении с малым миром (микрокосмом), человеком. Манихейство – религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе лежит учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианством. Оказало влияние на дуалистические ереси. Маргинальный – находящийся на краю, пограничный; в социологии употребляется для обозначения состояния потери привычного и устойчивого статуса. Маскулинизация – в западной теории культуры обозначает утрату женственности как специфического психологического и культурного признака в результате заимствования женщинами «мужской» модели поведения. Медиум – в мистической традиции посредник между миром «духов» и людьми, через которого в состоянии транса передаются «сообщения» умерших. В парапсихологии – человек с необычными («медиумическими») способностями: сверхчувственным восприятием и т. д. Менеджеризм – теория, утверждающая переход от власти капиталистов к власти управляющих и организаторов; шире: теория и практика растущего вмешательства бюрократии в экономическую и социальную жизнь. Ментальный – относящийся к интеллекту, характеризующий особенности мышления.
Мессия (в иудаизме и христианстве) – спаситель, который должен явиться к людям для установления «царства божьего» Метафизика – синоним философии, а также спекулятивная философия; учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метемпсихоз (буквально – переселение душ) – религиозно-мифическое представление о перевоплощении души после смерти тела в растения, животных, другого человека или какое-либо божество. Характерно для древнеегипетских и индийских религий. Микрокосм – малый мир, человек в соотнесении с большим миром (макрокосмом) Вселенной. Мистика – духовная традиция, предполагающая непосредственное и необъяснимое общение с божеством, со сверхъестественными силами. Монадология – философская концепция, в основе которой лежит понятие монады – неделимой, неуничтожимой, психически активной единицы. Монизм – философская концепция построения системы на основе одного принципа; признание единственности субстанции, лежащей в основе мира. Натурфилософия – философское направление, предметом изучения которого выступает природа. Неокантианство – направление философской мысли конца XIX – начала XX в., призывавшее «вернуться» к Канту и выступавшее с более последовательных идеалистических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»). Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879) неотомизм провозглашен единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. Неофит – новообращенный; новый приверженец религии или какого-либо учения. Неофрейдизм – течение современной философии и психологии, сформировавшееся в конце 30-х гг. в США в процессе соединения идей психоанализа с американскими антропологическими, социологическими теориями. Представители – Э. Фромм, К. Хорни и др. Нестяжатели – противники иосифлян. Выступали против церковной собственности и богатой церкви. Нирвана – одна из ступеней развития жизни в космосе, сверхчеловеческое бытие, блаженство, не поддающееся описанию в земных понятиях. «Новые философы» – выдвинувшаяся в 70-е гг. ХХ в. во Франции группа философов «поколения 68-го года», призывающая порвать с традициями эпохи Просвещения, с рационализмом вообще и реабилитировать «донаучное» обыденное сознание. Общая теория систем – один из широко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объектов как единого целого, т. е. системы. Оккультизм – учения, признающие существование в мире тайных, недоступных научному исследованию и многим людям феноменов и разрабатывающие «практические способы» взаимодействия с ними.
Онтология – учение о бытии в философии (в отличие от гносеологии – учения о познании). Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и материальный мир. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков, в натурфилософии Возрождения и материалистической системе Б. Спинозы, который отождествил понятия «Бог» и «природа». Парадигма – фундаментальная теория и совокупность научных методов, задающие образец научного исследования на длительный исторический период. Перипатетический – от слова «перипатетики» (греч. ) – «прогуливающиеся»; так называли учеников и последователей Аристотеля. Персонализм – направление современной философии, полагающее личность первичной реальностью, а мир – творением перволичности (Бога). Плюрализм – (букв. – множественность) термин с многозначным содержанием; распространен в западной общественной мысли и применяется в основном для обозначения теоретической позиции, согласно которой разные теории, культуры и социальные системы равноценны, а выбор среди них произволен. Позитивизм – философское направление, объявляющее единственным источником истинного знания результаты конкретных наук и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское течение, в котором истина трактуется не как отражение объективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида. Психоанализ – теория и метод психотерапии, разработанный в конце XIX – начале XX в. 3. Фрейдом. Сторонники теории считают основой психической жизни бессознательные процессы. Нарушение их отношения с сознанием является причиной психических болезней. Задача психоаналитической терапии – помочь пациенту в раскрытии этих бессознательных конфликтов. Пуританизм – раннебуржуазное общественное движение, выступавшее под религиозными лозунгами. Его требования «мирского» аскетизма и строгости нравов отражали установки эпохи первоначального накопления капитала. Рационализм – философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Релятивизм – теоретическая установка, согласно которой преувеличивается момент относительности и изменчивости в познании и деятельности (гносеологический, этический, культурный и т. п. релятивизм). Реформация – общественно-политическое и религиозное движение XVI в. в Европе, носившее антифеодальный и антипапский характер. Ознаменовалось существенными сдвигами в переосмыслении системы ценностей и возникновением протестантизма. Сакрализация – освящение, приобщение к миру религиозного, священного. Секуляризация – противоположное сакрализации. Также – освобождение от церковного влияния. Серебряный век – название эпохи расцвета русской культуры во второй половине XIX – начале XX вв. Пушкинскую эпоху, а также весь XIX в. в жизни России иногда называют «золотым веком» отечественной культуры. Синергетика – один из широко практикуемых последнее время принципов и методов познания, которые используются для изучения последствий совместного действия независимых причин. Солипсизм – крайняя форма субъективизма, доходящая до отрицания реальности окружающего материального мира. Социальная инженерия – близкая технократизму концепция управления людьми как вещами. Спекулятивная философия – философия, обосновывающая принципы выведения знания при помощи «чистой силы ума», без обращения к практике. Спонтанность – самопроизвольные психические явления, возникающие под влиянием внутренних детерминант. Субкультура – понятие, предложенное Чикагской социологической школой (США) для обозначения типов мышления и поведения, отличных от господствующего в данном обществе или социальной среде. Также – самостоятельная культура меньшего объема в культуре большего объема. Сциентизм – абсолютизация роли науки и технического развития в обществе вообще и роли точных наук в современном духовном производстве в частности. Тантризм – направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры. В основе этой религиозно-философской концепции – идея человека-микрокосмоса и представление о некоем половом энергетическом начале. Теизм – воззрение, ставящее Бога вне мира. Он сотворил мир и может вмешиваться в ход его событий. Телеология – учение о цели; противопоставляется детерминизму. Теллургический – связанный с землей. Темпоральные отношения – отношения между событиями, явлениями, которые связаны временной связью. Теология – учение о происхождении богов. Теософия – представление о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. Теоцентризм – религиозное учение, ставящее во главу угла идею Бога и рассматривающее сквозь призму этой идеи все остальные явления окружающей действительности. Технократия – высший слой инженерно-технической интеллигенции на Западе, ориентированный в процессах принятия производственных и управленческих решений в основном на технические критерии, пренебрегая социальными. Технократическая идеология объявила о якобы уже совершившемся переходе власти от буржуазии к техническим специалистам, экспертам, управляющим. Технофобия – негативная фетишизация техники, усматривание в ней источника всех социальных бедствий. Трансцендентальный – термин, означающий в средние века нечто сверхкатегориальное, более широкое (по объему), чем традиционные категории схоластической философии. У Канта проводится четкое разделение между трансцендентным и трансцендентальным. Трансцендентальными в его учении обозначаются понятия, которые по своему объему не выходят за пределы опыта, охватывают собой только то, что может быть дано человеку в процессе познавательной деятельности. Трансцендентное же находится за ее пределами. Трансцендентный – термин, означающий то, что находится за пределами человеческого сознания и не может быть достигнуто в процессе познания. Универсалия – общее понятие. Проблема универсалий – проблема природы общих понятий и их соотношения с объектами отражения. Фидеизм – учение, стремящееся обосновать примат веры над разумом, религии над наукой. Физиоморфизм – перенесение на богов свойств окружающей человека природы. Фрейдизм – философско-антропологическое учение 3. Фрейда, сформулированное на основе психоанализа; совокупность различных течений, стремящихся объяснить разнообразные явления культуры, общества и человека с позиций учения 3. Фрейда. Эзотерический – тайный, предназначенный только для посвященных, точнее – для немногих. Экзегетический – от слова «экзегетика» – искусство изъяснения, истолкования мифологических и религиозных текстов. Экзистенциально-персоналистическая философия – учение, в котором переплелись мотивы родственных, но различных направлений – экзистенциализма и персонализма. Главная проблема – положение личности в условиях современной цивилизации. Экзистенция – особое состояние человека, в котором он наиболее отчетливо осознает истоки и смысл своего существования. К основным экзистенциальным состояниям относят свободу, любовь, страдание, смерть, игру и т. д. Экзотерический – противоположный эзотерическому, рассчитанный на широкую публику. Эктропия – изменение в сторону упорядочений, большей организованности, сложности, т. е. в сторону, противоположную энтропии. Энтропия – изменение в сторону хаотизации и деградации. Второе начало термодинамики гласит: «Все изменения, при которых энтропия увеличивается, будут... происходить сами собой» (Больцман Л. Статьи и речи. – М.: Наука, 1970. – С. 15). Эргономика – изучает человека и его поведение в условиях современного интенсивного производства. Эскапизм – установка на уход от реальности, реализуемая различными средствами – от наркотических до тех, которые поставляются массовой культурой, «фабрикой грез». Эсхатология – религиозное учение о конце мира и греховного человека. Этатизм – понятие, обозначающее возрастание роли государства в жизни общества. Этнос – совокупность характеристик духовно-психологического склада и уклада жизни отдельных национальных общностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|