§ 6. Философия таможенного дела
Таможенное дело представляет собой весьма значимое явление в жизни общества. От состояния дел в этой области человеческой деятельности зависит состояние многих компонентов, как-то: стабильность функционирования экономики и уровень экономического развития государства и общества в целом; успешность внешнеэкономической деятельности и участие государства в международных организациях и институтах; состояние экономической безопасности государства; и наконец, уровень благосостояния граждан и условия их экономической деятельности. Другими словами, таможенное дело является важнейшим атрибутом государства и общества, без него просто невозможно представить их успешное функционирование и развитие. Осознание социальной значимости таможенного дела – вопрос не сегодняшнего дня. Оно возникло в человеческом сообществе давно. Даже не со времён принятия в Великобритании так называемых «хлебных законов», как многие считают, а со времён введения и использования государствами таможенной пошлины – простейшей и старейшей формы торговой политики, ставшей со временем традиционным источником дохода государства, средством защиты своей экономики от конкуренции со стороны импортных товаров, а также формой регулирования международной торговли. Как и любое другое социально значимое явление, таможенное дело требует философского восприятия и критического осмысления. Ведь философия занимается формированием мировосприятия, миропредставления, мироосмысления как в целом окружающей человека действительности, так и её частностей – отдельных сфер, областей, сегментов. При этом целями такого осмысления являются не только абстрактно-теоретические, но и практические, направленные на формирование прикладного целеполагания. Здесь под целеполаганием подразумевается не только формулирование целей (планируемого и ожидаемого результата), но и прогнозирование и моделирование успешной деятельности в условиях воздействия разнообразных факторов (которые, опять же, следует выявить, изучить, классифицировать, «взвесить» степень их воздействия – поодиночке и в комплексе).
Именно так корректнее и полезнее воспринимать философию – в теоретико-прикладном смысле, – а не как нечто исключительно созерцательное, абстрактное, оторванное от предметной реальности, от, так сказать, суровой правды жизни. «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», – тонко охарактеризовал такое восприятие Шекспир. Впрочем, многие именно так философию (и науку! ) воспринимают, отказывая себе и другим в возможности выявления, определения, решения не многих, но сущностных, основополагающих постулатов, фундаментально предопределяющих ход вещей, и затем проявляющихся во многих и многих частностях. В недооценке данного обстоятельства кроется природа восприятия происходящего, как череды случайностей, своего рода иллюзия случайности происходящего. А ведь ничего случайного в жизни нет. С древних времен существует один из классических философских методов: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Или, утрированно говоря более современным языком, от теории к практике. Вышесказанное позволяет смело говорить о наличии социальной потребности в философском осмыслении и объяснении таможенной деятельности, таможенных процессов, таможенной политики. Более того, представляется теоретически возможным и практически востребованным формирование самостоятельного научного направления (отрасли знаний) – философии таможенного дела. Существуют же, с полным на это правом, такие отрасли философского знания, как философия экономики, философия права, философия военного дела, философия религии, философия искусства и т. д. При этом, ведя речь о философии таможенного дела, мы говорим об отрасли знаний, тесно связанной с другими отраслями знаний, а потому долженствующей быть пограничной и синтезирующей знания иных научных отраслей. Без интеграции этих разносторонних знаний невозможно полное, комплексное осмысление такого многогранного и многоаспектного явления, каковым является таможенное дело. В этом, собственно, заключается исходная рабочая позиция, которую пытается сформулировать автор данной статьи – исследовательская позиция, обусловленная потребностью в осмыслении таможенного дела, создании концептуальных, методологических основ и выработке практико-рекомендательных знаний. Если такая позиция имеет право на существование, то проведение соответствующих исследований в векторе выявления и обоснования объекта, предмета, функций и методов, позволит сформировать требуемые атрибуты новой отрасли знаний, или, по крайней мере, самостоятельного научного направления.
Не решив общих вопросов, не решишь частные – этот классический принцип познавательно-созидательной деятельности представляет собой базисную основу философского осмысления таможенного дела. Речь идёт не только о формировании и уточнении категориально-понятийного аппарата, что само по себе чрезвычайно важно (таможенные работники должны разговаривать на одном языке и оперировать по возможности однозначными понятиями, не допускающими разнозначных толкований, приводящих к искажению не только теории, но и практики таможенного дела). Смысл заключается в формировании методологической основы понимания, объяснения и развития таможенного дела во всех его многоаспектных проявлениях, в создании по возможности полной и ясной структурно-системной картины, вписанной в общую структурно-системную картину российского государства и общества. Несколько слов о «нерешённости общих вопросов». Взять к примеру ситуацию с проводимой в России реформой государственной службы (в части касающейся таможенной службы), начало которой положили федеральная целевая программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336, а также Федеральный закон 58-ФЗ «О системе государственной службы», утверждённый Президентом РФ 27 мая 2003 г. Согласно этому закону было определено (вместо одного вида) три вида государственной службы: государственная гражданская служба, государственная правоохранительная служба и военная служба. Иначе говоря, алгоритм действий был установлен следующий: конкретные виды службы должны быть отнесены (обязательно! ) в один из вышеперечисленных трёх видов, а затем по каждому виду государственной службы принимается свой закон, всесторонне регламентирующий её деятельность.
Разработчики законодательства по государственной службе и эксперты столкнулись с тем обстоятельством, что таможенная служба по своим функциям не имеет чёткого, однообразного отнесения к тому или иному виду государственной службы. Ведь если брать во внимание выполнение таможенной службой экономической функции (несомненно важной), то её следовало бы отнести к государственной гражданской службе. Однако ж, если учитывать выполнение ею не менее важной правоохранительной функции, таможенную службу следует отнести к государственной правоохранительной службе. Данное противоречие, в силу объективных и субъективных причин, остаётся неразрешённым до сих пор. В определённой степени это является одной из причин (безусловно, существуют другие) затянувшегося принятия закона о государственной правоохранительной службе, который планировалось принять ещё несколько лет назад, однако возникли сложности с формированием правоохранительного блока, точнее сказать, служб правоохранительного блока. А вот закон «О государственной гражданской службе» был принят ещё в 2004 году. Возможно, подобных сложностей было бы меньше, если бы социальная «ниша» российской таможни, как и некоторых других структур, была определена раньше и чётче, с учетом корреляции таможни с иными органами государственного управления, службами и видами деятельности, их задачами и функциями. Посмотрите на кадровый состав сегодняшней таможенной службы. Здесь и госслужащие, и служащие, и в погонах, и без погон…
Нельзя исключить того, что выше приведённые неопределённости являются следствием методологических недоработок, недостаточного комплексного социально-философского осмысления места и роли таможни в социальной структуре общества, а в ряде случаев отсутствия методологической проработки фундаментально-системных вопросов вовсе. Таможенное дело – широкое поле исследований, поисков и изысканий, представляющее собой, образно говоря, почти «не вспаханную научную целину», ждущую своего в хорошем смысле упорного, жаждущего истины, настойчивого и ответственного исследователя. Фигурально выражаясь, проблем для исследования всегда больше, чем исследователей. Определенные надежды на решение весьма важной научной и социально-практической задачи, заключающейся в теоретическом осмыслении процессов таможенной деятельности и выработке механизмов трансформации теоретических знаний в практические действия, возлагаются на учёных Российской таможенной академии. Надежда эта связана, в том числе, с деятельностиью диссертационных (юридического и экономического) советов. Уместно заметить, что спектр познавательных направлений философии таможенного дела достаточно объёмен. Здесь и разработка и уточнение категориально-понятийного аппарата, и определение места и значимости таможни в социальной структуре общества, и специфика таможенной деятельности в условиях глобальных перемен и геополитического противостояния, и разработка концептуальных основ и практикума таможенной культуры, и адаптация терминов международных нормативных правовых актов к российской социальной действительности и правовой практике, и разработка социально-правового статуса таможенных работников, и т. д. Актуальность правовых направлений свидетельствует о правомерности постановки вопроса о проработке, обосновании и возможного формирования философии таможенного права как сегмента философии таможенного дела и одновременно сегмента философии права, поскольку похоже, что таможенное право пришло в систему российского права, в это хочется верить, всерьёз и надолго. Наличие этих научных направлений, их взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоскоординированность, на наш взгляд, позволяют создать необходимую методологическую основу для того, чтобы синтезировать и интегрировать многогранные данные о таможенных процессах, таможенной политике, таможенной деятельности, её социальном месте и факторах на неё воздействующих как изнутри государства, так и извне – из сферы международных отношений. Тогда проще будет решать многие «пограничные» проблемы, а не отпихиваться от них, как от «не наших».
В пользу таковой постановки вопроса говорит, в частности, то обстоятельство, что до сих пор учёным не удаётся определиться с местом таможенного права в системе российского права, с понятием «таможенное право». Так, Д. Н. Бахрах считает таможенное право институтом административного права. Б. Н. Габричидзе и Ю. А. Воробьев обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права. А. Н. Козырин не склонен в полной мере разделять мнение, что таможенное право является самостоятельной отраслью права комплексного характера. Свою точку зрения А. Н. Козырин обосновывает следующим образом: «Если предположить, что административно-правовые и финансово-правовые нормы таможенного законодательства составляют самостоятельную отрасль права комплексного характера, как считают некоторые исследователи, то можно, во-первых, прийти к выводу о том, что управление таможенной системой осуществляется какими-то особыми, отличными от административного права нормами, что «административной» частью таможенного права используются специфические принципы и методы регулирования. Во-вторых, такая позиция означала бы разделение единого предмета финансового права: порядок взимания одних налогов регулировался бы финансовым правом, а других (таможенных налогов – пошлин, уравнительных налогов и др. ) – таможенным правом». В то же время А. Н. Козырин, на наш взгляд справедливо, считает, что сведение таможенного права до уровня подотрасли административного права значительно сужает предмет таможенно-правового регулирования, оставляя в стороне вопросы таможенно-тарифной политики, а также комплекс отношений гражданско-правового характера, связанных с предоставлением услуг юридических лиц и т. д. Актуальным на сегодняшний день в деятельности российской таможни выглядит (словно созревший плод) вопрос формирования таможенной культуры. Это одно из направлений совершенствования механизма рынка таможенных услуг, к сожалению, мало научно проработанное, в том числе в плане создания методик, рекомендаций, кодексов поведения и других научных продуктов. Между тем здесь видится целый ряд векторов действий. Формирование современной таможенной культуры предполагает многоплановую работу, направленную, во-первых, на выработку организационной (корпоративной) культуры таможни как совокупности ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников российской таможни, предопределяющих нормы их поведения. Во-вторых, совершенствование правовых и нравственных норм деятельности таможни. В-третьих, преодоление консерватизма таможенной деятельности. В-четвертых, преодоление низкой правовой культуры, «культа таможни» в общественном сознании и политической практике, и др. Таким образом, таможенное дело и таможенная политика нуждаются в мировоззренческом и аксиологическом осмыслении, понимании и верификации полученных знаний. Философия таможенного дела представляет собой форму осмысленного, рефлексивного отражения окружающей действительности в части касающейся сферы таможенного дела – всего многообразия происходящих таможенных процессов в наибольшей полноте и глубине их проявлений. Исходя из этого, неотъемлемой задачей является не только исследовательское отслеживание происходящего с целью его рефлексии, осмысления и концептуализации полученных знаний, но и трансформация научных парадигм в практические рекомендации. Однако на сегодняшний день философия таможенного дела остается неоформленным, непроработанным направлением, являясь при этом перспективным вектором научных исследований, ждущим своих пытливых исследователей. Имеет место общественная потребность в философском осмыслении и объяснении таможенного дела, таможенных процессов, таможенной политики, преодолении недостаточного комплексного социально-философского осмысления места и роли таможни в социальной структуре общества, а в ряде случаев отсутствия методологической проработки фундаментально-системных вопросов вовсе. Исходя из вышеуказанного, сущность философии таможенного дела заключается в формировании мировоззренческой и методологической основы понимания, объяснения и развития таможенного дела во всех его многоаспектных проявлениях, в создании по возможности полной и ясной структурно-системной картины, вписанной в общую структурно-системную картину российского государства и общества. Иными словами, речь идет о создании своеобразной матрицы, наличие которой позволило бы, при наложении на нее какой-либо конкретной ситуации, получать предметные ответы на конкретные вопросы. В свою очередь создание подобной матрицы расширяет возможности применения креативных методов, таких, к примеру, как кейс-стади, методов факторного анализа, системного анализа, экспертных оценок, моделирования и др. Резюмируя, уместно отметить, что новый исторический этап развития нашего государства характеризуется новым местом таможни в социальной структуре российского общества, что в свою очередь диктует потребность в социально-философском осмыслении и научном исследовании таможенной деятельности в новых исторических условиях, формирует социальную потребность в философии таможенного дела как самостоятельном направлении, отрасли знаний, имеющей свой объект исследования, предмет, функции и методы. Специфика этого научного направления (отрасли знаний) заключается в том, что оно представляет собой форму осмысленного отражения окружающей действительности в части касающейся сферы таможенного дела – всего многообразия происходящих таможенных процессов в наибольшей полноте их проявлений. Исходя из этого, неотъемлемой задачей является не только исследовательское отслеживание происходящего с целью его осмысления и концептуализации полученных знаний, но и трансформация научных парадигм в практические рекомендации и методики. Вышеперечисленные в статье направления, безусловно, не охватывают всего спектра требующей исследования научной проблематики. Вместе с тем, они актуальны как для нынешнего этапа научных исследований, так и на перспективу, и являясь довольно крупными блоками, вне сомнения, включают в себя немалое число разносторонних, разнофакторных и разноаспектных векторов и частных проблем, отражающих многие проявления изменяющейся, трансформирующейся, не стоящей на одном месте, таможенной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|