Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения теоретических и практических занятий по первой помощи




Особенности проведения теоретических и практических занятий по первой помощи

Подготовка к обучению. Начало обучения

В связи с тем, что помещение, в котором будет проходить занятие, может оказывать влияние на процесс обучения, в классе должна быть комфортная температура, достаточное количество источников света, хорошая слышимость, удобное расположение мест и т. д.

Процесс обучения по первой помощи начинается со знакомства преподавателя и обучающихся. Желательно познакомиться с группой заочно, накануне предстоящего обучения. Это можно сделать через запрошенные списки, либо выяснить состав группы в диалоге с ответственным за обучение человеком. Таким образом, преподаватель может выяснить гендерный, возрастной и национальный состав обучающихся для учета этого в процессе занятий.

Осуществить знакомство можно и в начале занятия. При наличии времени и в зависимости от количества обучающихся в группе, желательно дать возможность представиться каждому. Одновременно преподаватель может выяснить личный опыт каждого обучающегося в оказании первой помощи, задав соответствующие вопросы: «Приходилось ли Вам оказывать первую помощь пострадавшему? », «Оказывали ли Вам первую помощь? », «Были ли Вы очевидцем оказания первой помощи? ». Полученная информация позволит преподавателю подобрать мотивационные предложения для обучающихся.

Для того, чтобы занятие прошло успешно преподавателю первой помощи необходимо решить некоторые организационные моменты:

· озвучить тематику и продолжительность занятий, определить перерывы;

· провести анкетирование обучающихся, инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием и оснащением;

· провести входной тестовый контроль, целью которого является выяснение уровня подготовки по первой помощи каждого обучающегося.

 

Теоретические занятия (лекции)

Лекция – это процесс подачи обучающимся теоретического материала за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной. Интерактивная лекция предполагает взаимодействие обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также использование слайдовых презентаций. При использовании слайдовых презентаций необходимо помнить, что сама презентация – это способ наглядного донесения основных положений темы, а не полный конспект лекции, который просто зачитывается обучающимся. Придерживаясь ряда правил (приложение 2) можно сделать презентацию максимально доступной для восприятия.

Основные этапы интерактивной лекции

1) Введение.

Непосредственно в начале самой лекции преподаватель первой помощи должен создать подходящую атмосферу для обучения, дать мотивированное объяснение необходимости изучения основ первой помощи, а также рассказать о положительных последствиях этого обучения. Необходимо озвучить обучающимся тему занятия, а также цели и задачи лекции.

2) Основная часть.

Преподаватель должен четко и структурировано изложить материал, обсудить возникшие вопросы с обучающимися, обозначить связь с другими темами курса. Необходимо, чтобы преподаватель регулярно проверял, насколько обучающиеся понимают и усваивают излагаемый им материал. Это легко выяснить, задавая аудитории вопросы или беседуя с ней. При этом нельзя критично реагировать на неправильные ответы обучающихся. Заметим, что преподаватель первой помощи должен сохранять спокойствие, быть уверенным и коммуникабельным. Преподаватель должен демонстрировать аудитории, что он получает удовольствие от работы с ней, что в свою очередь повышает мотивацию обучающихся и улучшает восприятие ими учебного материала.

3) Заключение.

Заключение должно быть чётким и понятным, обучающиеся должны увидеть, что поставленные в начале лекции цели достигнуты. Преподавателю необходимо выделить время для ответа на вопросы обучающихся, получить обратную связь о занятии. Далее необходимо подвести итог по двум-трем наиболее важным аспектам изученной темы. Преподаватель должен сообщить об окончании лекции и обозначить переход к следующему занятию.

 

Практические занятия

Практические занятия служат формой осуществления связи теоретических знаний с практическими действиями по оказанию первой помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Основные этапы практического занятия

1) Введение.

Преподавателю необходимо оценить готовность обучающихся к отработке приёмов оказания первой помощи с использованием специального оборудования и оснащения (манекены, жгуты, бинты и т. д. ), мотивировать их на работу (подбодрить, уместно и аккуратно применить юмор), озвучить цели и задачи занятия и информировать обучающихся о том, что им предстоит самостоятельно выполнять мероприятия первой помощи.

2) Основная часть.

В основной части практического занятия рекомендуется использовать четырехступенчатый метод обучения, который позволяет за короткий промежуток времени получить навык оказания первой помощи каждым из обучающихся. Данный метод эффективен для обучения приёмам первой помощи всех категорий обучающихся, дает возможность прямого и тесного взаимодействия с ними. К его использованию нет каких-либо обязательных требований.

Рисунок 1

 

I ступень. Преподаватель демонстрирует приёмы первой помощи без остановок и объяснений (рисунок 1).

Цель ступени: преподаватель должен донести до обучающихся то, каким должен быть результат обучения, чему в итоге они должны научиться, как действия по оказанию первой помощи могут выглядеть в реальной ситуации. Преподаватель должен продемонстрировать, что первая помощь – это быстро и просто. Необходимо сообщить обучающимся, что на данной ступени не предусмотрены ответы на вопросы, их можно будет задать позже.

Рисунок 2

II ступень. Преподаватель повторно демонстрирует действия по оказанию первой помощи, сопровождая их подробными объяснениями и ответами на возникшие вопросы (рисунок 2).

Цель ступени: обучающиеся должны понять технику выполнения приёмов оказания первой помощи. На этой ступени приёмы первой помощи выполняются медленнее, с остановками для подробного описания каждого действия и даются ответы на возникающие у обучающихся вопросы. При этом повторение способствует улучшению запоминания, а пояснения позволяют предупредить незапланированные вопросы.

Рисунок 3

 

III ступень. Преподаватель под руководством обучающихся демонстрирует действия по первой помощи (рисунок 3).

Цель ступени: активное вовлечение в процесс каждого обучающегося. Преподаватель предлагает обучающимся последовательно давать ему команды по выполнению отдельных действий по оказанию первой помощи. При этом действия по первой помощи продолжает выполнять только преподаватель. По команде преподавателя обучающиеся по очереди называют действия, которые надо выполнить. Если действие названо правильно, преподаватель выполняет его, если неправильно или не в нужной последовательности, то преподаватель переспрашивает сказавшего или другого обучающегося, добиваясь правильной команды по выполнению действия. При выполнении действий навыка необходимо предоставить возможность дать команду каждому из обучающихся. При выполнении третьей ступени обучающиеся уже в третий раз наблюдают за техникой выполнения действий навыка первой помощи, слышат как надо их выполнять и сами их повторяют. Обучающиеся взаимодействуют с преподавателем и уже начинают принимать на себя ответственность за знания, обосновывающие их действия, поскольку они сами говорят о том, что нужно делать при оказании первой помощи в том или ином случае.

Рисунок 4

 

IV ступень. Обучающиеся самостоятельно выполняют приёмы оказания первой помощи (рисунок 4).

Цель ступени: самостоятельное выполнение действий по первой помощи каждым обучающимся. Необходимо, чтобы каждый выполнил изучаемый прием. Задача преподавателя контролировать процесс, исправлять ошибки и давать практические рекомендации по улучшению техники выполнения того или иного приёма оказания первой помощи. Если времени достаточно, то каждый обучающийся делает несколько попыток для выполнения отрабатываемого приема.

3) Заключение.

Перед подведением итогов обучающиеся должны иметь возможность задать любые вопросы. После того, как преподаватель ответит на них, необходимо дать короткое заключение по изученной теме, подтвердив, что все цели занятия были достигнуты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...