Десоциализация и ресоциализация 1 глава
Стр 1 из 32Следующая ⇒ СОЦИОЛОГИЯ Рекомендовано Академией гуманитарных наук Российской Федерации в качестве учебного пособия Для студентов высших учебных заведений Ростов-на-Дону Издательский центр «МарТ» ББК 60.5 С 44 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Е. М Харитонов доктор социологических наук, профессор Г. С. Денисова Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. С 44 Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. - 512 с. В учебном пособии доступно изложен курс современной социологии Учебный материал пособия базируется на результатах обобщения множества отечественных и зарубежных источников Книга отличается интегральным решением учебных задач, «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать представление о социальных структурах и процессах, целях и задачах социологии Учебное пособие написано в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом Министерством высшего образования РФ Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов ISBN 5-241-00024-0 ББК 60.5 © Касьянов В В, Нечипуренко В Н, Самыгин С И, 2000 © Оформление, издательский центр «МарТ», 2000 От авторов Предлагаемая читателю книга задумана как сжатое изложение основ социологического знания. Ставя своей целью ознакомление студентов со спецификой предмета социологии, ее главными методологическими принципами и особенностями, авторы попытались построить краткий и емкий учебный курс, используя материалы лекций, читавшихся ими много лет разнообразным студенческим аудиториям. Естественно, что основное внимание фиксируется на экспликации базисных и парадигмальных понятий социологии, с тем чтобы сформировать у читателя некоторые навыки активного и осмысленного употребления терминов. Стараясь сделать изложение максимально доступным, мы, тем не менее, вынуждены были допустить известную его многослойность, что диктовалось спецификой современного социологического мышления, многообразием и взаимопересечением влияний школ и направлений.
Хотелось бы обратить внимание читателя и на вненор-мативный — избегающий оценочных суждений — характер изложения, выдержанный в целях объективности. Авторы надеются, что предлагаемое учебное пособие станет надежным проводником в вашем первом путешествии в страну Социологию. I Глава I СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ Предмет социологии Социология (от лат. societas — общество + греч. logos — учение) — это наука об обществе, изучающая процессы взаимодействия людей и социальных групп. С этой точки зрения социологию можно определить как исследование основ участия людей в жизни общества. В более специализированном смысле термин «социология» означает анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия. Социология — научное изучение человеческих отношений. Социологи сконцентрированы на людях в группах и на их отношениях друг с другом, так же как на отношениях одной группы к другой, включая большие группы и общество. Социолог спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разрушаются и как они изменяются. Он спрашивает также, к каким последствиям ведет включение индивидов в группы и групп в общество. Он пытается найти ответ на вопросы, в терминах того, что уже известно в его области, т. е. в социологических понятиях и теориях, а также в знаниях, которые получены благодаря исследованию. Он использует такие методы, которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и дополнить ими существующие знания. Его подход является научным.
Глава I. Социологическое знание Социология задумывалась ее создателями как наука, отличающаяся целостным подходом к изучению общества, приверженностью к анализу взаимосвязи социальных частей. Причем следует заметить, что социология не относится к сильно интегрированным дисциплинам, охватывая множество противоположных парадигм и подходов, но оставаясь открытой для идей, заимствуемых из философии, истории, других социальных наук. Почему социологи сосредоточиваются преимущественно на группах и отношениях, а не на отдельных индивидах? Потому, что мы не можем понять человеческие отношения, изучая только индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны изучаться в собственных терминах. Ведь когда соединяются кислород и водород, получается нечто новое. Точно так же получается нечто новое, когда люди собираются вместе. Их поведение не является суммой действия А и действия Б, оно представляет собой взаимодействие А и Б, которое трудно или невозможно предсказать, имея сведения лишь об изолированных индивидах. Любое взаимодействие является зерном для помола социологической муки. Социолог интересуется его бесконечным разнообразием: тем, как ведут себя священники и преступники, солдаты и ученые, посетители ресторанов или маленькие девочки, играющие в куклы. Питер Бергер в своей книге «Приглашение к социологии» писал: «Когда-нибудь мы скажем, что социолог (т. е. тот, кого мы с удовольствием пригласим в нашу игру) — это личность, которая активно и постоянно интересуется тем, что и как делают люди. Его естественный интерес направлен на всех людей, собирающихся в каком-то одном месте. Конечно, социолог может интересоваться множеством других вещей, но его основной интерес направлен на мир людей — созданные ими институты, творимую ими историю, переживаемые ими чувства и страсти». Социология Определения предмета социологии
Сама ткань общественных связей настолько сложна, что редкий мыслитель может попасть «в яблочко» лаконичным и точным определением, вбирающим в себя все главное. Вот некоторые из наиболее авторитетных определений социологии: >• «...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (Э. Дюркгейм)1. >■ Социология, «будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов» (Ф. Г. Гиддингс)2. >■ Предмет социологии «заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов» (Г. Зим-мель)3. А вот как определяли предмет науки русские исследователи, создавшие школу «субъективной социологии»: >- «Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями» (П. Л. Лавров)4. 1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. 2 Гиддингс Ф. Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36. 3 Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11. 4 Лавров Л. Л. Философия и социология // Избр. произв. В 2 т. Глава I. Социологическое знание >- «Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова» (Е. В. Де-Роберти)1. >• «Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни» (Н. И. Кареев)2. >■ Социология — «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М. М. Ковалевский)3. Современные учебно-научные определения предмета социологии звучат несколько иначе: >• «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности», или:
>■ «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой» (П. А. Сорокин)4. >• «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономер- 1 Де-Роберти Е. В. Социология и психология // Новые идеи в 2 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3. 3 Ковалевский М. М. Социология. СПб., 1910. С. 30. 4 Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи Социология ностях социальных действий и массового поведения» (В. А. Ядов)1. > «Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений» (Н. Смелзер)2. >■ «Социология — наука о социальной жизни человека, групп и обществ» (Э. Гидденс)3. Ни одно определение социологии не является исчерпывающим вследствие характерного для современного состояния данной дисциплины разнообразия концепций и направлений. Специфика социологии Интерес к проблемам общества связан с разными именами и традициями в истории науки: с именами Платона и Аристотеля в греческой философии, Ибн Хальдуна в исламском правоведении, с движениями европейского Просвещения (в частности Шотландского просвещения). Однако сам термин «социология» впервые был использован лишь в 1824 г. в письмах О. Конта. Большую известность он получает после издания «Курса позитивной философии» Конта (1838). Подход Сен-Симона, Конта и Спенсера к анализу общества основывался на оптимистической убежденности в том, что принципы позитивизма могут стать фундаментом научного исследования общества. Социология, полагали они, должна открывать общие законы социального изменения, подобные законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Однако 1 Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, про 2 Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 14. 3 Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (Реферированное Глава I. Социологическое знание такое видение оказалось чересчур амбициозным, и к концу XIX в. социология уже ставила перед собой гораздо более ограниченные цели.
Согласно М. Веберу, социология должна заниматься не бесплодными поисками общих законов, а определением значения социального действия и конкретными уникальными историческими событиями. Противоположного взгляда придерживался Э. Дюркгейм, который был в гораздо большей степени уверен в возможностях социологии, утверждая, что ей удалось выявить сходство моральных, правовых институтов и религиозных верований во множестве различных обществ, и что выявленное единообразие социальных феноменов является лучшим доказательством того, что социальная сфера подчиняется определенным универсальным законам. Хотя Дюркгейм своими исследованиями пытался доказать, что социальные феномены должны изучаться с помощью специальной независимой дисциплины социологии, до сих пор существует множество разногласий относительно ее места в ряду других социальных дисциплин. Возражая Дюркгейму, обществоведы обычно указывают на ряд моментов: 1. Социологию нельзя считать отдельной независимой 2. Социология — это определенный способ видения, 3. По мнению некоторых марксистов, социология не Социология тодологии, ни надлежащей системности; ее правильнее рассматривать как идеологию, характерную для определенной стадии капиталистического развития. Социология иногда рассматривается как интеллектуальная, зачастую консервативная реакция на специфические социальные проблемы, порожденные Французской революцией и переходом от традиционного к индустриальному обществу, поскольку она пыталась измерять и анализировать такие стороны жизни общества, как жизнь городской бедноты, политическая нестабильность, уровень смертности, заболеваемость, преступность, разводы, самоубийства и т. д. Однако наряду с этим глубокое влияние на формирование социологии оказали Сен-Симон, К. Маркс и Ф. Энгельс благодаря своими исследованиям социальной структуры, класса и социального изменения. Идейная и политическая значимость социологии является неоднозначной, и ни одна социологическая традиция не может считаться всецело господствующей. Хотя в отношении природы социологического знания не существует единого мнения, в целом его значение признается многими. В защиту существования этой дисциплины может быть приведен ряд полновесных доводов: 1. Благодаря многочисленным эмпирическим исследо 2. Социология поднимает важные проблемы природы 3. Социологическое знание в значительной степени 4. Социологию можно рассматривать как новую фор 11 Глава I. Социологическое знание Социология как наука Социология, говорил Роберт Мертон, является совершенно новой наукой с «очень древним предметом исследования». Философы, теологи, писатели и художники очень много рассказали нам о человеческих отношениях. Но до тех пор, пока не появился научный метод исследования, не было науки об обществе. Огюст Конт (1798— 1857) был первым, кто понял это и присвоил имя «социология» научному исследованию общества. В социологии давно ведутся споры о том, в какой степени или в каком смысле социология может быть наукой. Общепринятое определение науки связано с представлением о том, что она должна иметь определенные цели и использовать определенные методы их достижения. С точки зрения ее более фундаментальных задач, наука нацелена на теоретическое причинное объяснение закономерностей природного мира. Наука пытается вырабатывать теории, в рамках которых в свою очередь генерируются проверяемые гипотезы. Теории, обобщения или даже законы, выдержав процесс, проверки, получают все более широкое признание и отвергаются только в тот момент, когда оказывается, что они логически непоследовательны, или когда накапливаются противоречащие им данные. Одним из наиболее важных способов получения имеющих значение с точки зрения теории данных является эксперимент, который может быть повторяемым и который часто связан с попытками приведения переменных к количественным параметрам (квантификации), использованием техники измерения и применением математических и статистических методов анализа полученных результатов. Многие социологи (часто называемые позитивистами) полагают, что их наука отвечает многим из перечисленных требований. Они стремятся к причинному объяснению явлений социального мира посредством соотнесения теории с эмпирическими данными, которые часто кванти-фицируются. Некоторые из них даже говорят о том, что определенные виды причинного моделирования можно приравнять к эксперименту. Однако в этой связи следует от- Социология метить, что на практике даже естественные науки не вполне соответствуют данной схеме: например, зачастую трудно повторить эксперимент в его первоначальной форме, а некоторые отрасли науки (такие как теория эволюции в биологии) вообще не прибегают к экспериментам в строгом смысле слова. Впрочем, даже социологи-позитивисты признают, что социология не может соответствовать статусу науки полностью — слишком трудно исследовать социальное поведение так, чтобы при этом точно контролировать переменные и быть в состоянии повторить эксперимент. Вместе с тем указывают и на более серьезные основания не считать социологию подобием естественных наук с некоторыми относительно незначительными оговорками. В сущности, эти возражения могут быть сведены к двум доводам. Во-первых, нельзя изучать людей наподобие объектов природного мира, поскольку помимо всего прочего человеческие существа обладают способностью мыслить и наделять смыслом окружающий их мир. С этой точки зрения социологи не в состоянии создавать теории, предоставляющие причинное объяснение социального поведения. В социологии единственно возможными являются теории, обеспечивающие понимание социальных явлений (возможно, посредством операции, называемой Verstehen1). Крайняя в этом смысле точка зрения представлена П. Уинчем (Winch P., 1958), который утверждает, что социальное поведение следует рассматривать исходя не из постоянства причинно-следственных отношений, а из следования людей определенным правилам, т. е. социологи должны не объяснять причины, а выявлять правила. Второй аргумент против позитивистского взгляда на социологию заключается в том, что в отличие от естествознания знание социологическое не может быть отделено от оценочных суждений о социальном поведении. Объективное исследование общества невозможно, потому что социологи сами являются членами того общества, которое они изучают; рассмотрение социальной реальности воз- Понимание (нем.) Глава I. Социологическое знание можно лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя сквозь фильтр оценочных суждений. Часто говорится о том, что целью научного исследования (в том числе социологического), является объективное знание, свободное от пристрастий и предубеждений. Однако мнения на этот счет расходятся: одни полагают, что объективность в социологии возможна, другие утверждают обратное. В защиту того положения, что социология не является объективной, выдвигаются пять доводов различного характера: 1. Социологические суждения субъективны, посколь 2. Смысл всех положений в социологии ограничивает 3. Все социологические теории создаются представи 4. Все наблюдения неизбежно несут определенную те 5. Поскольку все члены общества обладают различны В связи со всеми приведенными доводами (или в связи с некоторыми из них) иногда утверждается, что объективность не всегда желательна и что социологу следует быть критичным и стремиться поддерживать определенные ценности. Социология 14 Социологическая теория В социологии существует множество школ и направлений, парадигм, часто противоположных, либо взаимно дополняющих друг друга. Среди главных общетеоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, можно выделить следующие: > функционализм, иногда, но не всегда включающий >■ символический интеракционизм и интерпретативная социология, включая теорию социального действия; > марксистская социология и теория конфликта; >■ социальная феноменология и этнометодология. Помимо перечисленных подходов, значение которых обычно признается большинством социологов, можно выявить и множество менее влиятельных теоретических подходов (например, теория обмена Хоманса или теория структурации Гидденса). Отчасти все их можно считать взаимодополняемыми, ибо они подчеркивают различные аспекты социальной действительности (например, микро-и макроподходы или теории воли и структуры). Однако столь же часто они представляются как противоположные. Некоторые социологи, особенно Р. Мертон, призывая к тому, что он называет теориями среднего уровня, стремились избегать акцента на противоположности таких общих теоретических структур, делая гораздо больший акцент на «рабочих» объяснительных теориях и понятиях, появляющихся в ходе исследования и интерпретирующих результаты. Глава I. Социологическое знание Предыстория и социально- философские предпосылки социологии как науки Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н. э.) и Аристотелю (384—322 до н. э.). Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная мысль, которая в нем проводится, заключена в том, что человеческое общество должно воспроизводить некий идеал. Это идеальная общественная система, сознательно построенная и управляемая интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, была обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичес- Социология кие интересы богатых ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться Не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной — появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других. Пикколо Макиавелли (1469—1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха. Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость. 17 Глава I. Социологическое знание Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло — признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким. Закон третий: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и основательно. Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?», — и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т. е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а, напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворения такой потребности. Гражданское общество — высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. В гражданском обществе возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия. В результате общественного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|