Десоциализация и ресоциализация 6 глава
>■ корректно (точно и четко) ее сформулировать; >■ выдвинуть конкретные цели исследования; >■ сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами); >■ построить теоретическую модель явления; > операционализировать модель, выделяя совокупность важных наблюдаемых признаков явления; >■ определить задачи анализа; >• выбрать адекватные методы и инструментарий исследования проблемы. Говоря иными словами, правильная постановка проблемы открывает дополнительные ресурсы к ее разрешению. Выявить наличие реальных противоречий в обществе, применяя чисто количественные методы познания, не всегда возможно, поэтому первый этап (начало, планирование) исследования связан с качественным анализом социальных состояний. Методологическая позиция ученого во многом определяет процесс разработки гипотезы исследования, т. е. предварительных, доопытных, представлений о причинно-следственных связях в изучаемой «системе». В соответствии со своей гипотезой ученый ставит познавательные задачи, программирует процесс верификации (опытной проверки) предположений. Затем принимается изучать факты, постоянно страхуясь от собственной субъективности в их подборе и интерпретации. И, наконец, получив совокупный фактический материал по разным аспектам проблемы, он сводит информацию в целостную картину, объясняя полученные соответствия и несоответствия, сравнивая ожидания и результаты, теорию и реальность. Здесь тоже проявляется качество профессиональной подготовки, умение систематизировать и интерпретировать, а также сопоставлять. Глава II ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Личность в социологии Первыми проблему взаимоотношений человека и общества поставили этнологи. Рут Бенедикт, рассматривая некоторые племена Северной Америки и Океании, на примере народов зуни и квакиутл развивает гипотезу о том, что определенный тип культуры соответствует определенному складу личности. Зуни — это тихие люди, которые считают, что активность, борьба и соревнование достойны презрения. Больше всего они ценят согласие между людьми и между человеком и природой. Квакиутл, напротив, убеждены, что человек, достойный этого имени, утверждается, унижая других и властвуя над миром. Особенности индивида, в какой-то степени, — результат культуры социальных институтов; индивид развивается согласно определенной модели, зафиксированной обществом. Забегая вперед, можно сказать, что не бывает общества без образующих его индивидов, оно существует, выживает и сохраняет свою культуру только благодаря входящим в него индивидам. Если завтра все квакиутл решат стать послушными, как зуни, общество квакиутл перестанет существовать. Это может показаться очевидным, но фиксация очевидных фактов — одна из задач социологии, порождающая множество важных следствий. Культура не существует вне воплощающих ее индивидов, I
Социология так же как индивиды не могут существовать вне культуры, в которой они живут и которую они создают. Между структурой индивида и структурой общества имеются определенные связи, необходимые для нормально «функционирующих» в своем обществе индивидов: представитель племени зуни не смог бы вписаться в общество народа квакиутл — его считали бы выродком, патологическим типом, даже если среди зуни он выделялся своей агрессивностью. Аналогично даже не слишком агрессивный представитель народа квакиутл в племени зуни будет принят за сумасшедшего. Иными словами, то, что в обществе зуни — патология, может быть нормой для общества квакиутл, и наоборот. Норма и патология.определяются обществом и меняются от общества к обществу, поэтому для социологии не существует патологии in abstracto1.
Для социологии наибольший интерес представляет глубинная сущность индивида — то, что было внушено ему в самые юные годы: главные пос гулки, позиции, которые определяют личность и по отношению к которым строятся суперструктуры. Связи между моделями и методами воспитания и образования, начиная с раннего детства н кончая юношеством, очевидно, важны для формирования личности. Существует противоречие между ситуацией, в которой находится маленький ребенок, и социальным кругом, в который этот ребенок попадет в 10 или 12 лет; способ, выбранный им для разрешения противоречия, будет определяющим для его личности. Социология исходит из предположения, что в нормальной ситуации нормальный человек реагирует так, как он привык нормально реагировать. Вот почему социология интересуется прежде всего этим социальным аспектом. Что является общим у всех членов общества и что объясняет нормальное функционирование общества? В периоды острого кризиса человек может реагировать под действием глубинных побуждений, импульсов почти звериных и биологических. Однако социология интересуется нормальным In abstracto — отвлеченно, само по себе (лат.). Глава II. Человек и общество функционированием общества и пытается выяснить, что в индивиде есть социального, иными словами, приобретенного, а не врожденного, если пользоваться классической терминологией. Более того: все, что является биологическим, специфически трактуется обществом. Можно привести множество примеров. Жесты, манера держаться, двигаться отличаются в разных обществах. Этнологи пришли к выводу, что разные народы производят биологичные акты самыми различными способами. Половой акт, болезнь, половая зрелость, смерть и т. п. в каждом обществе имеют свои особенности. Например, есть ли что-нибудь более биологическое, чем проявления половой зрелости? В нашем обществе считается абсолютно нормальным, что, достигнув половой зрелости, юноша восстает против авторитетов: обычно в таких случаях говорят, что в нем «бушует энергия». Однако есть общества, где половая зрелость, напротив, сопровождается повышенным конформизмом. У индейцев шей-еннов детям с самых ранних лет внушают, что главное — как можно больше походить на отца. Ребенку дают маленький лук и предлагают убить животное, за которым легко охотиться, а когда у него это получается, его публично восхваляют. Весь процесс воспитания направлен на развитие у детей конформизма, и они никогда не восстают против своих родителей. Половая зрелость для шейен-нов — это конформизм к социальным условиям.
В результате наблюдений и размышлений становится ясно, что, хорошо изучив механизмы развития общества, можно предсказать некоторые особенности биологического и социального поведения индивида. Биологическое и социальное Рассмотрим три основные составляющие личности. Во-первых, биологические данные. Биологические черты характеризуют наследственность и определяют некоторые воз- Социология
I можности. например хорошее или плохое здоровье. Во вторых, социальное обучение (социализация): общество передает ребенку одобренные правила поведения. Если ребенок согласен с условностями, принятыми обществом, он получает поддержку, в противном случае ему грозит наказание. И наконец, третья составляющая — индивидуальная история личности. Нельзя свести формирование личности только к индивидуальным биологическим данным и к общим данным для социальной группы. Уникальность каждой личности определяется ее индивидуальной историей. Большое значение в индивидуальной истории личности имеет понятие «другие». Необходимо отличать других вообще от других, с которыми личность состоит в эффективных и конкретных отношениях. Маленького ребенка всегда окружают другие: мать, отец, братья и сестры, товарищи по школе, соседи по кварталу, и т. д. Ребенок вступает с ними в персональные и прямые отношения, причем эти другие все очень разные. Общество выставляет таким образом свой поведенческий код. Некоторые исходят из собственного опыта общения с другими, в то время как «другие» — это просто понятие, позволяющее выстроить отношения индивида с обществом и социальным окружением.
Индивидуальная история личности впрямую зависит от этого абстрактного «другого» и от особой психологии каждого из других: мать и отец в семье перевоплощаются в мать и отца в обществе, но в то же время они являются определенными личностями со своими чергами характера. С другой стороны, в жизни ребенка происходит много самых разнообразных событий. Например, хорошо он себя чувствует или, напротив, часто болеет? Если ребенок перенес в грудном возрасте опасную болезнь, родители внимательно следят за ним и часто продолжают относиться к нему как к больному, даже если он хорошо себя чувствует. Три важнейшие составляющие личности — биологические данные, социальное обучение (социализация) и индивидуальная история — делают каждую личность уникальной, 81 Глава II. Человек и общество хотя, с другой стороны, каждая личность относится к определенному социальному типу. Индивидуальный характер личности — это объект исследования для психологов. Социологию интересуют последствия социализации для индивидов и то, в какой мере она захватывает большинство детей данного общества. Феральные люди: унаследованное и приобретенное Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери (подобная ситуация описана Р. Киплингом в «Книге джунглей»). Когда их обнаруживали, выяснялось, что «дети джунглей» не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Человеческие детеныши (феральные люди), воспитанные в стае волков (т. е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях; приближаясь к мясу, предварительно его обнюхивали; испытывая жажду, облизывали зубы. Вернувшись в общество, т. е. к представителям своего вида, «фералы» не стали полноправными социальными существами.
Социология И еще одна особенность межвидового обучения. Человеческие детеныши стоят на более высокой эволюционной ступени, нежели их воспитатели-волки. Стало быть, представители низших видов могут «перевоспитать» представителей высших. А наоборот? Сколько ученые ни бились с обезьянами, но так и не смогли научить их тому, на что способен пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Таким образом, процесс обучения — простейшая форма социализации — носит универсальный эволюционный характер. Но у человека, в отличие от животных, обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании усваиваемого материала. Слон, волк, собака или кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое наследство вида. У человека все иначе. Он становится человеком не потому только, что произошел от человеческого существа, но потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. «Фералы» не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу — человеческая культура. Понятие и теории личности В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — Глава II. Человек и общество понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. induvid— неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале. В социологии личность определяется как: 1. системное качество индивида, определяемое его 2. субъект социальных отношений и сознательной де В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1. биологические, генетически заданные предпосылки; 2. начи-чие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: >■ с точки зрения ее структуры; >■ с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми. Социология Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
N В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них — образ человека как совокупности социальных ролей. Глава II. Человек и общество Ролевая концепция личности. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом. Один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях. Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении й деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако, поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Социология t Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают 2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, 3. того, как мы отвечаем-на воспринятую нами реак Глава II. Человек и общество Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в анализе процесса развития нашего Я. Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего Я. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего Я. Мид считает,* что человеческое «Я» ростоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — бам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» — осознание своего воздействия на других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым Социология прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. Третий этап, по Миду, — стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого «человека со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны», например, следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало. Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, "представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы обще- Глава II. Человек и общество ства, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Су-пер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция подведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки — как инструмент идеологии и политики. В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условноре-флекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами (5) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них слу- Социология чайно" могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными, это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т. п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказываются в его Глава II. Человек и общество трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально известной книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|