Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десоциализация и ресоциализация 6 глава




>■ корректно (точно и четко) ее сформулировать; >■ выдвинуть конкретные цели исследования;

>■ сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами);

>■ построить теоретическую модель явления;

> операционализировать модель, выделяя совокуп­ность важных наблюдаемых признаков явления;

>■ определить задачи анализа;

>• выбрать адекватные методы и инструментарий ис­следования проблемы.

Говоря иными словами, правильная постановка про­блемы открывает дополнительные ресурсы к ее разреше­нию.

Выявить наличие реальных противоречий в обществе, применяя чисто количественные методы познания, не всегда возможно, поэтому первый этап (начало, планиро­вание) исследования связан с качественным анализом со­циальных состояний. Методологическая позиция ученого во многом определяет процесс разработки гипотезы иссле­дования, т. е. предварительных, доопытных, представле­ний о причинно-следственных связях в изучаемой «сис­теме». В соответствии со своей гипотезой ученый ставит познавательные задачи, программирует процесс верифи­кации (опытной проверки) предположений. Затем прини­мается изучать факты, постоянно страхуясь от собствен­ной субъективности в их подборе и интерпретации. И, наконец, получив совокупный фактический материал по разным аспектам проблемы, он сводит информацию в це­лостную картину, объясняя полученные соответствия и не­соответствия, сравнивая ожидания и результаты, теорию и реальность. Здесь тоже проявляется качество професси­ональной подготовки, умение систематизировать и интер­претировать, а также сопоставлять.


Глава II

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Личность в социологии

Первыми проблему взаимоотношений человека и об­щества поставили этнологи. Рут Бенедикт, рассматривая некоторые племена Северной Америки и Океании, на примере народов зуни и квакиутл развивает гипотезу о том, что определенный тип культуры соответствует опре­деленному складу личности.

Зуни — это тихие люди, которые считают, что актив­ность, борьба и соревнование достойны презрения. Боль­ше всего они ценят согласие между людьми и между че­ловеком и природой. Квакиутл, напротив, убеждены, что человек, достойный этого имени, утверждается, унижая других и властвуя над миром.

Особенности индивида, в какой-то степени, — резуль­тат культуры социальных институтов; индивид развивается согласно определенной модели, зафиксированной обще­ством. Забегая вперед, можно сказать, что не бывает об­щества без образующих его индивидов, оно существует, выживает и сохраняет свою культуру только благодаря входящим в него индивидам. Если завтра все квакиутл решат стать послушными, как зуни, общество квакиутл перестанет существовать. Это может показаться очевид­ным, но фиксация очевидных фактов — одна из задач со­циологии, порождающая множество важных следствий. Культура не существует вне воплощающих ее индивидов,


I


 

 

Социология

так же как индивиды не могут существовать вне культу­ры, в которой они живут и которую они создают.

Между структурой индивида и структурой общества имеются определенные связи, необходимые для нормаль­но «функционирующих» в своем обществе индивидов: представитель племени зуни не смог бы вписаться в об­щество народа квакиутл — его считали бы выродком, па­тологическим типом, даже если среди зуни он выделялся своей агрессивностью. Аналогично даже не слишком аг­рессивный представитель народа квакиутл в племени зуни будет принят за сумасшедшего. Иными словами, то, что в обществе зуни — патология, может быть нормой для об­щества квакиутл, и наоборот. Норма и патология.опреде­ляются обществом и меняются от общества к обществу, поэтому для социологии не существует патологии in abstracto1.

Для социологии наибольший интерес представляет глу­бинная сущность индивида — то, что было внушено ему в самые юные годы: главные пос гулки, позиции, которые определяют личность и по отношению к которым строятся суперструктуры. Связи между моделями и методами вос­питания и образования, начиная с раннего детства н кон­чая юношеством, очевидно, важны для формирования личности. Существует противоречие между ситуацией, в которой находится маленький ребенок, и социальным кругом, в который этот ребенок попадет в 10 или 12 лет; способ, выбранный им для разрешения противоречия, бу­дет определяющим для его личности.

Социология исходит из предположения, что в нормаль­ной ситуации нормальный человек реагирует так, как он привык нормально реагировать. Вот почему социология интересуется прежде всего этим социальным аспектом. Что является общим у всех членов общества и что объясняет нормальное функционирование общества? В периоды ос­трого кризиса человек может реагировать под действием глубинных побуждений, импульсов почти звериных и био­логических. Однако социология интересуется нормальным


In abstracto — отвлеченно, само по себе (лат.).



Глава II. Человек и общество


функционированием общества и пытается выяснить, что в индивиде есть социального, иными словами, приобре­тенного, а не врожденного, если пользоваться классичес­кой терминологией.

Более того: все, что является биологическим, специфи­чески трактуется обществом. Можно привести множество примеров. Жесты, манера держаться, двигаться отличают­ся в разных обществах. Этнологи пришли к выводу, что разные народы производят биологичные акты самыми различными способами. Половой акт, болезнь, половая зрелость, смерть и т. п. в каждом обществе имеют свои особенности.

Например, есть ли что-нибудь более биологическое, чем проявления половой зрелости? В нашем обществе считается абсолютно нормальным, что, достигнув половой зрелости, юноша восстает против авторитетов: обычно в таких случаях говорят, что в нем «бушует энергия». Одна­ко есть общества, где половая зрелость, напротив, сопро­вождается повышенным конформизмом. У индейцев шей-еннов детям с самых ранних лет внушают, что главное — как можно больше походить на отца. Ребенку дают ма­ленький лук и предлагают убить животное, за которым легко охотиться, а когда у него это получается, его публич­но восхваляют. Весь процесс воспитания направлен на развитие у детей конформизма, и они никогда не восста­ют против своих родителей. Половая зрелость для шейен-нов — это конформизм к социальным условиям.

В результате наблюдений и размышлений становится ясно, что, хорошо изучив механизмы развития общества, можно предсказать некоторые особенности биологическо­го и социального поведения индивида.

Биологическое и социальное

Рассмотрим три основные составляющие личности. Во-первых, биологические данные. Биологические черты харак­теризуют наследственность и определяют некоторые воз-


Социология



 


I


можности. например хорошее или плохое здоровье. Во вторых, социальное обучение (социализация): общество передает ребенку одобренные правила поведения. Если ребенок согласен с условностями, принятыми обществом, он получает поддержку, в противном случае ему грозит наказание. И наконец, третья составляющая — индивиду­альная история личности. Нельзя свести формирование личности только к индивидуальным биологическим дан­ным и к общим данным для социальной группы. Уникаль­ность каждой личности определяется ее индивидуальной историей.

Большое значение в индивидуальной истории лично­сти имеет понятие «другие». Необходимо отличать других вообще от других, с которыми личность состоит в эффек­тивных и конкретных отношениях. Маленького ребенка всегда окружают другие: мать, отец, братья и сестры, то­варищи по школе, соседи по кварталу, и т. д. Ребенок всту­пает с ними в персональные и прямые отношения, при­чем эти другие все очень разные. Общество выставляет таким образом свой поведенческий код. Некоторые исхо­дят из собственного опыта общения с другими, в то вре­мя как «другие» — это просто понятие, позволяющее вы­строить отношения индивида с обществом и социальным окружением.

Индивидуальная история личности впрямую зависит от этого абстрактного «другого» и от особой психологии каж­дого из других: мать и отец в семье перевоплощаются в мать и отца в обществе, но в то же время они являются определенными личностями со своими чергами характе­ра. С другой стороны, в жизни ребенка происходит мно­го самых разнообразных событий. Например, хорошо он себя чувствует или, напротив, часто болеет? Если ребенок перенес в грудном возрасте опасную болезнь, родители внимательно следят за ним и часто продолжают относить­ся к нему как к больному, даже если он хорошо себя чув­ствует.

Три важнейшие составляющие личности — биологичес­кие данные, социальное обучение (социализация) и индивиду­альная история — делают каждую личность уникальной,


81 Глава II. Человек и общество

хотя, с другой стороны, каждая личность относится к оп­ределенному социальному типу. Индивидуальный харак­тер личности — это объект исследования для психологов. Социологию интересуют последствия социализации для индивидов и то, в какой мере она захватывает большин­ство детей данного общества.

Феральные люди: унаследованное и приобретенное

Широко известны случаи, когда человеческих детены­шей воспитывали звери (подобная ситуация описана Р. Киплингом в «Книге джунглей»). Когда их обнаружи­вали, выяснялось, что «дети джунглей» не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь са­мые элементарные навыки, овладеть устной речью, состо­ящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не на­учились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они — продукт со­циальной изоляции. Социальная среда, играющая реша­ющую роль в превращении биологического существа в об­щественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе.

Человеческие детеныши (феральные люди), воспитан­ные в стае волков (т. е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех ко­нечностях; приближаясь к мясу, предварительно его обню­хивали; испытывая жажду, облизывали зубы. Вернувшись в общество, т. е. к представителям своего вида, «фералы» не стали полноправными социальными существами.


Социология



И еще одна особенность межвидового обучения. Чело­веческие детеныши стоят на более высокой эволюцион­ной ступени, нежели их воспитатели-волки. Стало быть, представители низших видов могут «перевоспитать» пред­ставителей высших. А наоборот? Сколько ученые ни би­лись с обезьянами, но так и не смогли научить их тому, на что способен пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговари­вать словами, а не жестами.

Таким образом, процесс обученияпростейшая форма социализацииносит универсальный эволюционный харак­тер. Но у человека, в отличие от животных, обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании усваиваемо­го материала. Слон, волк, собака или кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое на­следство вида.

У человека все иначе. Он становится человеком не по­тому только, что произошел от человеческого существа, но потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобны­ми. «Фералы» не взаимодействовали с себе подобными и остались животными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональ­ным навыкам, абстрактному мышлению и многому дру­гому. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя та­кому материалу — человеческая культура.

Понятие и теории личности

В повседневном и научном языке очень часто встреча­ются термины: «человек», «индивид», «индивидуаль­ность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек



Глава II. Человек и общество


понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный предста­витель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. induvid— неделимый, конечный). Индивидуальность мож­но определить как совокупность черт, отличающих одно­го индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиоло­гическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания не­природной («надприродной», социальной) сущности че­ловека и индивида, т. е. акцент делается на социальном на­чале. В социологии личность определяется как:

1. системное качество индивида, определяемое его
включенностью в общественные отношения и про­
являющееся в совместной деятельности и общении;

2. субъект социальных отношений и сознательной де­
ятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личнос­тью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется че­ловек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личнос­тью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1. био­логические, генетически заданные предпосылки; 2. начи-чие социальной среды, мира человеческой культуры, с ко­торым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Подойти к задаче характеристики личности можно дво­яким образом:

>■ с точки зрения ее структуры;

>■ с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.


Социология



Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

 

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззре­ния, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологи­ческого почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биоло­гический уровень (значительно боль­ше социального, чем биологичес­кого)
Подструктура форм отражения Особенности познаватель­ных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощу­щения, внимания); особен­ности эмоциональных про­цессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биоло­гического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональ­ных свойств Скорость протекания нерв­ных процессов, баланс про­цессов возбуждения и тор­можения и т. п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социаль­ное практически отсутствует)

N


В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетичес­ких) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа челове­ка, широта и многообразие его социальных связей и от­ношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество раз­личных моделей, образов человека в современной социо­логии. Один из них — образ человека как совокупности социальных ролей.



Глава II. Человек и общество


Ролевая концепция личности. Каждый человек, живу­щий в обществе, включен во множество различных соци­альных групп (семья, учебная группа, дружеская компа­ния и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное по­ложение, обладает неким статусом. Один и тот же чело­век должен вести себя в одной ситуации как отец, в дру­гой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отноше­ний.

Освоение социальных ролей — часть процесса социа­лизации личности, непременное условие «врастания» че­ловека в общество себе подобных. Социализацией назы­вается процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуще­ствляемый в общении й деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональ­ные. Усваивая социальные роли, человек усваивает соци­альные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако, посколь­ку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивы­ми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Лич­ность (а точнее, сформированная подструктура направ­ленности) как раз и является тем механизмом, функцио­нальным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нрав­ственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отка­зываться от одного в пользу другого.


Социология


t


Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к опреде­ленным социальным ситуациям, в то же время не слива­ясь, не идентифицируясь с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т. е. та­кие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на вос­приятие роли окружением, ни на ее эффективность (на­пример, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые вли­яют как на восприятие, так и на ее эффективность (напри­мер, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — ат­рибуты роли, которые являются решающими для форми­рования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологичес­ких течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ро­лей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на ос­нове множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элемен­тов:

1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают
другие («Я уверена, что люди обращают внимание на
мою новую прическу»).;

2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то,
что видят («Я уверена, что им нравится моя новая
прическа»);

3. того, как мы отвечаем-на воспринятую нами реак­
цию других («Видимо, я буду всегда так причесы­
ваться»).



Глава II. Человек и общество


Эта теория придает важное значение нашей интерпре­тации мыслей и чувств других людей. Американский пси­холог Джордж Герберт Мид пошел дальше в анализе про­цесса развития нашего Я. Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего Я.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не пони­мая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пы­лесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, малень­кие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им дру­гие члены общества, — это следующий важный шаг в про­цессе создания своего Я.

Мид считает,* что человеческое «Я» ростоит из двух ча­стей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — бам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в це­лом. «Я — меня» это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» — осознание своего воздействия на других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение ме­няется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди счита­ют «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым


Социология



прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Третий этап, по Миду, — стадия коллективных игр, ког­да дети учатся осознавать ожидания не только одного че­ловека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейс­больной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого «человека со стороны», олицетворяющего об­щественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны», напри­мер, следование правилам игры в бейсбол подготавлива­ет детей к усвоению правил поведения в обществе, выра­женных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторо­ну процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мо­тивацию ее действий. В силу невозможности удовлетво­рения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать комп­ромисс между глубинным влечением и общественно при­емлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, "представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы обще-



Глава II. Человек и общество


ства, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрес­сивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая не­вротический тип поведения. Это модель личности, посто­янно обороняющейся от общественного давления и нахо­дящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Су-пер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более мас­сивным и тяжелым, то и вся человеческая история рас­сматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихеви­оризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Скин­нер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его ме­ханистическая концепция подведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки — как инструмент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевио­ризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изу­чает только его двигательную сторону. Основываясь на эк­спериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условноре-флекторном и оперантном. Последнее и составляет специ­фику учения Б. Скиннера.

Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами (5) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособле­ния строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них слу-


Социология



чайно" могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, оказываются правильными и подкрепляют­ся, Скиннер назвал оперантными, это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного: они являются формой произволь­ного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процеду­ра научения у животных получила название «последова­тельного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения живот­ных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреп­лению правильных из них. При этом игнорируется внут­ренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс ис­чезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его созна­ние из поведения и производит бихевиоризацию его пси­хики. Мышление, память, мотивы и т. п. психические про­цессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом по­следствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо челове­ком, изменяется, поскольку этот человек изменяет постав­ляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к че­ловеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и живот­ным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культу­ралитература, живопись, эстрадаоказываются в его



Глава II. Человек и общество


трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, куль­туры и общества приводит к абсурду, что особенно выра­зительно проявилось в печально известной книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоин­ства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...