Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десоциализация и ресоциализация 5 глава




Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разра­ботке структуры социологии. В труде «Система социоло­гии» он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. изучение соци­альных процессов; социальная генетика, т. е. теория эво­люции общественной жизни.

Социология — наука, рассматривающая социокультур­ную систему как целое. В этом отношении она существен­но отличается от таких (тоже генерализирующих) наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социо­культурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, при­знаками социальных явлений во всех сферах, не изучае­мыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П. А. Сорокин, — это «наука о родо­вых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих ро­довых видах, типах и разнообразных связях».


Социология



Структура социологии. Микросоциология и макросоциология

Социологи исследуют общество на двух уровнях: на микро- и макроуровне. Микросоциология изучает поведе­ние людей в их непосредственном межличностном взаи­модействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают дан­ным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований — поведение индивидов, их по­ступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабиль­ность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные соци­альные системы и процессы, происходящие в течение дли­тельного времени. Основное внимание она уделяет моде­лям поведения, помогающим понять сущность любого общества Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных струк­тур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросо­циологи изучают взаимосвязи между различными частя­ми общества и динамику их изменений.

В развитии социологии можно выделить дна основных направления: фундаментальное и прикладное. Первое на­правление занимается социально-философским осмысле­нием наиболее общих проблем развития и функциониро­вания общества и места в нем человеческой личности, эпистемологическими проблемами социологии, механиз­мами построения структур социальных ассоциаций, мате­матических моделей социальных общностей и процессов, методами изучения социальных процессов и явлений и т. д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологи­ей, экономикой, космогонией и др. Социологические кон-



Глава I. Социологическое знание


цепции этого уровня отличаются высокой степенью абст­ракции, при этом, как правило, не выделяются для изу­чения такие конкретные социальные единицы, как соци­альная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциоло­гическим, а теории, возникающие на этом уровне, — об­щесоциологическими. Фундаментальные социологичес­кие теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умоза­ключениях и обобщениях различных сторон обществен­ной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей. Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основы­ваться на точных, конкретных данных об отдельных соци­альных фактах, составляющих процесс изменения и струк­туру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспери­ментов). Что касается эмпирического уровня, то в социоло­гии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их после­дующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обоб­щения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Обще­социологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкрет­ных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизнеспособным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеорети­ческими выводами, не могут объяснить природу большин­ства социальных явлений.

Резко возросший уровень эмпирических исследований потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий Одна­ко аппарат фундаментальной социологии не подходил для изучения таких разных социальных феноменов, как семья,


Социология

государство, девиантное (отклоняющееся) поведение и т. д. В свою очередь фундаментальная социология испы­тывала значительный дефицит в эмпирической информа­ции, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической дея­тельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с дру­гой — в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных и эмпирических ис­следований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в ре­зультате формирования еще одного уровня социологическо­го знания — теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Р. Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипо­тезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Такие теории призваны обоб­щать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания (изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т. д.). В теориях среднего уровня, где в целом используются идеи и терминология, заимствованные из фундаментальных социологических теорий, сформирована система специ-


I


65 Глава I. Социологическое знание

фических понятий и определений, применяемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпи­рическими исследованиями (которые поставляют необхо­димый «сырой» материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построения­ми, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы иссле­дований. Это промежугочное положение теорий средне­го уровни позволяет им сыграть роль мостика между «вы­сокой» теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процес­сов.

Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преиму­ществ, главные из которых: возможность создания проч­ной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдель­ных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппара­та фундаментальных теорий; тесное взаимодействие с ре­альной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практичес­кие проблемы жизни общества; демонстрирование воз­можностей и убедительности социологических иссле­дований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением встречены социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Од­новременно они породили достаточно узкую специализа­цию социологов, например, появились социологи, кото­рые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические дан­ные, обобщают их, делают теоретические выводы и созда­ют модели только в пределах данных областей социоло­гического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффектив-

3 Социология


Социология



ность деятельности социологов, занимающихся фунда­ментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, постоянно не обращаясь не­посредственно к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучаю­щие сложные социальные зависимости и отношения), те­ории социальных общностей (рассматривающие структур­ные единицы общества — от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

В каждой из выделенных нами групп содержится боль­шое число теорий среднего уровня, которое увеличивает­ся по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занима­ющиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпири­ческие исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области (см. рис. на с. 67).

Метасоциология. Помимо этих уровней существует еще один, получивший название «метасоциология».

Метасоциология — это анализ существующих эписте­мологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов — кон­цепций, теорий, моделей, методов и т. д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является соци­альная реальность, а объектом метасоциологии — сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциологии» понятия «социология соци­ологии» и «рефлексивная социология». Первое понятие было введено в научный обиход Р. Фридрихсом (Friedrichs R. Sociology of Sociology. N. N., 1970), второе — А. Гоулднером (Gouldner A. The Coming Crisis of Western • Sociology. N. Y, 1970).



 


Социология


       
   
 
 


Метасоциология анализирует социологию извне и из­нутри. С внешней точки зрения, социология — специфи­ческое социальное явление, которое, подобно другим яв­лениям, доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологичес­кой теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды, и др. С внутренней точки зрения, социология ис­следуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий и методов, незави­симо от их социального контекста.

Метасоциология берет в качестве объекта изучения саму социологию, ее концепции, теории и методы.

Методы социологии

Метод определяется как способ, совокупность при­емов, технологический принцип изучения непосредствен­но объекта или же его предметных областей (состояний и свойств). Профессионализм в выборе и применении мето­да заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных прин­ципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов) исследования.

Методы получения знания о социальной реальности На самом деле всегда в конечном счете обусловлены челове­ческими мнениями и оценками, даже когда применяют та­кие формальные критерии, как «возраст», «доходы», «се­мейное положение» и «профессия», не говоря уже о характеристиках предпочтений, установок и статусов. Поэтому социологическое познание учитывает субъект-ность изучаемого «объекта» и субъективность подхода ис­следователя к его анализу.

Те из социологов, которые стремятся оставаться учены­ми и не претендуют на роль «художников» в постижении социальной истины, придерживаются известных правил социологического исследования. Главное из них: социолог не


69 Глава I. Социологическое знание

должен довольствоваться одним источником информа­ции, поэтому истинный исследователь использует как можно больше сведений об интересующем его предмете, получая их самыми разными способами. Он узнает, сопо­ставляет и накапливает малейшие детали информации об объекте изучения, всячески проверяет их и только потом строит предположения о дальнейшем поведении или раз­витии объекта.

На каждом уровне социологического знания существу­ет своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологи­ческих, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое — либо исходя из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм).

Теоретические методы. Значительное место в социоло­гии занимает структурно-функциональный метод. С пози­ций этого метода общество рассматривается как функци­ональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устой­чивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддер­жания равновесия системы элементов. Структурно-фун­кциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального дей­ствия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно: государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

>■ в центре внимания оказываются проблемы, связан­ные с функционированием и воспроизводством со­циальной структуры:

>■ структура понимается как всесторонне интегриро­ванная и гармонизированная система;


Социология



>■ функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равнове­сия социальной структуры;

>■ динамика социальной структуры объясняется исхо­дя из «принципа консенсуса» — принципа сохране­ния социального равновесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функци­ональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определен­ные общие закономерности проявления социального по­ведения, поскольку в социальной жизни, культуре, поли­тической системе различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление одно­типных социальных явлений: социальной структуры, го­сударственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т. д. Применение сравнительного метода расширяет го­ризонты исследования, способствует плодотворному ис­пользованию опыта других стран и народов. Макс Вебер, например, сопоставлял протестантскую и индусскую разновидности фатализма с целью показать, как каждый из этих типов коррелирует с соответствующей системой секулярных ценностей. Э. Дюркгейм сравнивал суици­дальную статистику в протестантских и католических странах.

Методы социологического исследования

Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социологи­ческом исследовании — это научно обоснованное предпо­ложение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механиз­ме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предва­рительного анализа изучаемого объекта.

Установление истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате тако-



Глава I. Социологическое знание


го исследования гипотезы либо опровергаются, либо под­тверждаются и становятся положениями теорий, истин­ность которых уже доказана. Социолог должен прибегать к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос, тестирование и т. д.

В социологическом исследовании под наблюдением по­нимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправлен­ном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся конт­ролю и проверке. Главным преимуществом непосред­ственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведе­ния в момент их совершения, в то время как другие мето­ды сбора первичных данных основываются на предвари­тельных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством данного метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объектив­ности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на воспри­ятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпрета­цию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблю­дения, тем больше элемент субъективизма, тем сильнее эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничиваю­щей его применение, является сложность, а порой и не­возможность проведения повторного наблюдения.

Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдатели в ситуации; участник ситуа­ции как наблюдатель; наблюдатель как участник; наблю­датель не участвует в процессе.


Социология



Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя не известна членам группы. При­мером такой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.

Классический пример использования указанного мето­да — работа американского социолога У. Уайта, который три года прожил в квартале итальянских эмигрантов од­ного из американских городов, изучая их обычаи, взаимо­отношения, адаптацию к новой культуре, язык, жаргон, и даже подружился с главарями соперничавших банд рэке­тиров, и т. д.

Этот метод имеет следующие особенности. Он незаме­ним на предварительном этапе исследования, когда погру­жение в жизнь объекта стимулирует творческий процесс (постановку проблемы, выдвижение гипотез исследова­ния), а также на этапе обобщения результатов (ведь иссле­дователь начинает «чувствовать» среду и может тонко объяснить выявленные тенденции (связи). Но волей-не­волей длительное погружение в жизнь изучаемого объек­та формирует привязанности, симпатии и антипатии, а это ведет к субъективизму наблюдателя, неосознанной филь­трации событий, и т. п. Вместе с тем, когда предметом "изучения становится самобытность той или иной культу­ры, включенное наблюдение способно достаточно эффек­тивно решать поставленные задачи.

Ситуация открытого наблюдения по сравнению с ме­тодикой скрытого имеет свои преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую, непривычную ролевую позицию; наблюдаемый коллектив адаптируется к присут­ствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследователя начинает активно помогать ему в сборе материала.

Опрос — самый распространенный метод сбора первич­ной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало подда­ются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот



Глава I. Социологическое знание


почему опрос незаменим, когда речь идет об исследова­нии тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях.

Точную информацию дает сплошной опрос. Более эко­номичным и в то же время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование. Если обозначить все население или ту его часть, о кото­рой вы стремитесь получить сведения, как генеральную совокупность, то выборочная совокупность (или просто выборка) — это точная, но уменьшенная ее копия. Знаме­нитый институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5—2 тысячи человек, а получает достоверные сведения о том, как будут голосовать на предстоящих выборах все 300 миллионов американцев. Ошибка не превышает не­скольких процентов.

Итак, выборочная совокупность должна быть точной копией генеральной. Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Она не должна быть очень большой, в противном случае социолог не имеет права распространять выводы исследования, в ходе которого опрошена часть людей, на все население. Репрезентиро­вать — означает точно отражать генеральную совокуп­ность при помощи выборочной. Математическая статис­тика вооружила социолога самыми современными методами расчета выборки. Главное, чтобы накануне ис­следования социолог точно определил, кто является ти­пичным представителем генеральной совокупности, и добился того, чтобы у всех были равные шансы попасть в выборку. А кто именно должен быть опрошен, решают случай и математика.

Принципы выборочного обследования лежат в основе всех методов социологии — анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Действи­тельно, каким бы способом вы ни изучали людей, всех их охватить невозможно.

Две основные разновидности социологического опро­са: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет воп­росник в присутствии анкетера или без него. По форме


Социология



проведения оно может быть индивидуальным или группо­вым. В последнем случае за короткое время можно опро­сить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочно­го — почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с оп­рашиваемым, при котором исследователь (или его полно­мочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, лицом к лицу, и опосредованным, напри­мер по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной со­циологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным ис­точником информации выступают представители различ­ных социальных групп, деятельность которых непосред­ственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информа­ции — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками та­ких опросов являются эксперты, способные дать взвешен­ную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов — экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов (подтверждающих оп­ределенные условия верификации среди указанных в ги­потезе) зависит от концептуально-аналитических подхо­дов экспертов, их идеологической ангажированности.

Почти во всех индустриальных странах проводились и проводятся социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых различных способов социального измерения. Только в социологичес­ком эксперименте создается исследовательская ситуация, которая позволяет получать весьма специфическую соци­альную информацию, не извлекаемую другими методами социального измерения. Социологический эксперимент — метод получения социальной информации в контролиру­емых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую


75 Глава I. Социологическое знание

экспериментальную ситуацию с направленно воздейству­ющим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под влиянием такого факто­ра (или ряда факторов) происходят определенные измене­ния в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, называемый независимой перемен­ной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всесто­роннему изменению объекта или «раствориться» в много­численных связях и не оказать существенного влияния на него.

Контент-анализ предполагает извлечение социологи­ческой информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статис­тических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент-анализ в социологии — это количествен­ный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с ши­роким использованием компьютерных технологий. Пре­имущество данного метода — в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном яв­лении на основе объективной информации.

Программа прикладного исследования

Любое социологическое исследование прикладной ориентации начинается с выявления научной проблемы, которая связана:

• 1. либо с противоречиями реальной действительности (развитие социальных систем, процессов и состоя­ний);

2. либо с «белыми пятнами познания» (неизученность
тех или иных социальных явлений, событий);

3. либо с «конфликтом интерпретаций», когда соци­
альные факты описываются и объясняются проти-


Социология



воположным образом, причем каждая из научных позиций недостаточно убедительна (дискуссионна). Высокое качество профессиональной подготовки по­зволяет социологу не только выявить, но и правильно по­ставить проблему, т. е.:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...