Глава 5. Социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность управления.
Стр 1 из 25Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для бакалавриата по направлению «Юриспруденция» Отв. ред. А.А. Петров
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция»
Москва-2012
Авторский коллектив: Бареев С.Р.канд. экон. наук, доц – глава 1. Петров А.А. д-р экон. наук, проф. – глава 2. Березкина Т.Е. канд. экон. наук, доц – глава 3. Океанова З.К. д-р экон. наук, проф. – глава 4. Кислякова Н.А, канд. экон. наук, доц – глава 5.
Учебник подготовлен преподавателями кафедры экономика Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. Ответственный редактор - д-р экон. наук, проф. А.А. Петров.
Основы управления/Отв. ред. А.А. Петров. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2012. – ___ с.
В предлагаемом учебном пособии излагаются основные принципы и методы управления организацией. Даются понятие и классификация организации, закона её развития и функционирования. Кратко излагаются управленческие типы организационных структур. Рассмотрен процесс управления организацией, цели, миссия и функции управления, в том числе и управление рабочим временем. Излагается процесс разработки, принятия и реализации решений. Рассмотрены стили руководства и проблемы взаимоотношений руководителя и коллектива, а также социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность управления.
Для студентов бакалавриата, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами управления.
© Бареев С.Р., 2012 ©Березкина Т.Е., 2012 © Кислякова Н.А.,2012 © Океанова З.К., 2012 © Петров А.А., 2012
АННАТОЦИЯ
Учебное пособие «Основы управления» разработано на кафедре экономики МГЮА им.О.Е.Кутафина для подготовки бакалавров по направлению: 030900 Юриспруденция для всех форм обучения: очная, очно-заочная, заочная. Цели учебного пособия ознакомить будущих бакалавров с проблемами управления организацией и помочь освоить необходимые практические приемы и методы управления, развить инновационно-креативное мышления и способности к самообучению, содействовать формированию дополнительных профессиональных компетенций, позволяющих повысить выпускникам бакалавриата их конкурентоспособность Из задач учебного пособия «Основы управления» акцент ставится на современные системные знания, ориентированные на практическое применение; на значении комплексности организационно-экономических и правовых действий в практической деятельности; на понимании особенностей организации и применении функций управления в разных сферах деятельности; на формировании умения и развития способностей решать реальные проблемы управления; на развитии навыков системного мышления, эффективного принятия нестандартных решений в практической деятельности; на развитии личных деловых качеств выпускников бакалавриата. Курс «Основы управления» является дисциплиной по выбору. В результате изучения дисциплины выпускники бакалавриата должны 1) знать суть современной системы управления, особенности, методы и способы управления; 2) понимать роль и значениеуправления в повышении эффективности функционирования организации; 3) иметь представление об основных закономерностях развития современной системы управления; 4) уметь применять для решения практических задач современные методы управления и оценивать, анализировать и управлять ситуацией при принятии управленческого решения, а также учитывать и просчитывать финансово-экономические последствия управленческих решений.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Введение Глава 1. Организация и ее виды. Организационные структуры 1.1. Понятие организации. Признаки и законы жизни организации. 1.1.1. Понятие и классификация организации. 1.1.2. Законы развития и функционирования организации. 1.1.3. Внешняя и внутренняя среда организации. 1.2. Управленческие типы организационных структур. 1.3. Организационная культура Контрольные вопросы Глава 2. Процесс управления организацией. 2.1. Содержание управленческой деятельности. 2.2. Основные функции управления. Особенности управления большим и малым коллективом. Факторы, влияющие на структуру управления. 2.2.1. Функция планирования. Система планов организации. 2.2.2. Планирование в организации. 2.2.3. Современные подходы к стратегическому планированию и его роль. 2.2.4. Цели, миссия и видение организации. 2.2.5. Классификация целей организации 2.2.6. Построение дерева целей. 2.2.7. Организация выполнения планов. 2.2.8. Функция мотивации в управлении 2.2.9. Функция и методы контроля в организации 2.3. Норма управляемости. 2.4. Основы управления рабочим временем. Контрольные вопросы. Глава 3. Коммуникации в организации. Принятие управленческих решений. Коммуникации в организации. Управленческое взаимодействие: понятие, типы, технологии. 3.1.2. Управленческая информация, ее виды. 3.1.3. Информационный обмен. 3.1.4. Коммуникационные каналы движения управленческой информации. 3.1.5. Помехи при обмене управленческой информацией. Принятие управленческих решений. 3.2.1. Понятие управленческого решения. 3.2.2. Виды управленческих решений. 3.2.3. Процесс принятия управленческого решения. 3.2.4. Этапы принятия решения. 3.2.5. Оценка эффективности управленческого решения. 3.2.6. Оформление управленческих решений и контроль за их выполнением. Контрольные вопросы. Глава 4. Руководитель и коллектив. Стили управления 4.1. Коллектив и рабочие группы, базовые характеристики.
4.2.Понятие власти. Формальная и реальная власть. Формы власти. 4.3. Стили руководства. 4.4. Делегирование полномочий. Контрольные вопросы. Глава 5. Социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность управления. 5.1. Человеческий фактор в управлении. 5.2. Социально – психологические основы формирования личности. 5.3. Личностные качества руководителя и подчиненных. Роль и значение лидера. 5.4. Отношения в коллективе. Законы коллектива, его психологические характеристики. Управленческие команды и их особенности. 5.5. Проблемные ситуации в управлении коллективом и методы их разрешения. 5.6. Использование мотивации в управлении коллективом. Социально- психологические методы управления. 5.7. Значение социально-психологических факторов в достижении успеха в управленческой деятельности. Контрольные вопросы. Заключение Словарь основных терминов и понятий. Список рекомендуемой литературы и нормативных актов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина приступает к изданию серии учебников и учебных пособий для бакалавров по направлению подготовки Юриспруденция. С 2011 года Российская Федерация перешла на уровневую систему высшего профессионального образования, включающую уровни – бакалавриат и магистратуру. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр»), разработанные Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации совместно с работодателями и их объединениями, в первую очередь – с Ассоциацией юристов России. Учебники, вошедшие в серию, полностью соответствуют требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификации (степени) «бакалавр»), примерной основной образовательной программе бакалавриата, утвержденной Учебно-методическим объединением, и примерным программам учебных дисциплин, являющихся составной частью основной образовательной программы. Более того, все учебники подготовлены профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О.Е. Кутафина, который и разрабатывал примерные программы учебных дисциплин базовой части ФГОС ВПО для бакалавриата.
Учебники и пособия по учебным дисциплинам вариативной части основной образовательной программы для бакалавров юриспруденции подготовлены в соответствии с учебным планом МГЮА имени О.Е. Кутафина. Предложенная серия учебников и учебных пособий адресована студентам, обучающимся по программам бакалавриата, преподавателям вузов, практикующим юристам и всем интересующимся правом.
Ректор МГЮА имени О.Е. Кутафина, Сопредседатель Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации
В.В. Блажеев
Введение
Реформа высшего образования направлена на повышение качества подготовки выпускников вузов. По новым Государственным стандартам высшего профессионального образования выпускники вузов должны обладать разносторонними и практически ориентированными компетенциями, обеспечивающими их конкурентоспособность на рынке труда. Данное учебное пособие «Основы управления», написанное преподавателями кафедры экономики Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина для подготовки бакалавров по направлению: 030900 Юриспруденция для всех форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, соответствует требованиям ФГОС ВПО для юридических вузов, где определены общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает изучение дисциплины «Основы управления» по выбору. Будущий бакалавр (в соответствии с этими требованиями) должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностями использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; осознанием социальной значимости своей будущей профессии; владением культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностями логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; проявлением уважительного отношения к праву и закону нетерпимого - к коррупционному поведению; стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностями анализировать социально значимые проблемы и процессы; способностями понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, основные требования информационной безопасности; владением основными методами, способами получения, хранения и переработки информации; способностями работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и др.
Изучение курса «Основы управления» позволит сформировать у выпускников бакалавриата ясное представление об организации как целостном объекте управления, ее видах и особенностях построения структуры управления; сформировать комплексные знания об управлении как необходимом условии эффективной деятельности организации; выработать умение практического решения управленческих проблем; развить способность работать в коллективе, рационально осуществлять взаимодействие с участниками совместной деятельности при решении задач по достижению поставленной цели; понять особенности выполнения управленческих функций при организации работы в малых и больших коллективах; рационально распределять время и задачи с учетом приоритетов и имеющихся ресурсов; способствовать развитию навыков преодоления и разрешения конфликтов; развить способности к самоорганизации и самооценке. Изучение курса «Основы управления» позволит освоить основные понятия и категории, понять характер взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью; освоить основные методы познания управленческой деятельности и ключевые направления использования управленческих знаний в профессиональной деятельности юриста. В процессе изучения курса студент должен научиться правильно делать акценты на функциях управления, оценивать эффективность механизма управления и степень управляемости, классифицировать факторы среды, выделять и определять степень важности того или иного фактора среды, влияющего на управленческие решения; научиться работать с информационной базой. Изучение данной дисциплины поможет студенту понять, что такое власть в управленческой деятельности и какие способы ее реализации; научиться анализировать отношения руководителей и подчиненных; увидеть социально–психологическую составляющую этих взаимоотношений; понять необходимость использования морально-психологических стимулов для эффективного управления людьми. Деятельность любой организации требует управления, без которого невозможно ее эффективное функционирование, развитие и само существование. Поскольку любая организация является интегральной частью единой системы, то характер управления организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами. В учебном пособии рассмотрены основы управления, характерные для управленческой деятельности в любой организации вне зависимости от ее назначения, размеров и форм собственности. Целью управленческой деятельности является создание и развитие потенциала, формирование и сохранение ценностей, постановка стратегических целей и организация всех видов текущих и оперативных работ, организация контроля за реализацией задач и мотивация сотрудников. Сегодня качество управления определяет эффективность и возможности организации в рыночной экономике. Управление выступает важным инструментом конкурентной борьбы и конкурентоспособности любой организации, и эта его роль усиливается с последней четверти ХХ века. Принципы и процессы основ управления выпускники бакалавриата должны знать и освоить, вне зависимости от будущих занимаемых должностей и выполняемых функций. Только в этом случае организация будет функционировать и развиваться как единое, целостное образование. Многие положения теории управления иллюстрируются примерами из отечественного и зарубежного опыта. Такое сочетание теории и практики позволяет студентам увидеть связь между теоретическими положениями и практическими ситуациями, с учетом требований которых современным руководителям приходится принимать решения. Учебное пособие «Основы управления» состоит из пяти глав: 1. Организация и ее виды. Организационные структуры. 2. Процесс управления организацией. 3. Принятие решения в процессе управления. 4.Руководитель и коллектив. Стиль управления. 5. Социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|