Понятие и классификация организации.
Как понимать термин «организация», имея в виду некий объект управленческого воздействия? Рассмотрим несколько определений из словарей. Организация (франц. organisation, от позднелат. organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю): 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил[1] Организация - упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, в достижении взаимодействия при функционировании её частей[2]. Организация - (organization) — 1. Тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей и характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом. 2. Какое-либо целевое объединение социальной деятельности или совокупности действий (ср. Социальная структура). Термин в этом смысле подразумевает активный контроль над человеческими отношениями[3]. Организация - (от лат. organisatio - формирую, создаю) – имеет несколько значений: 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение ч.-л. в систему. 3. Объединение людей совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил[4].
Сопоставив приведенные выше определения, можно выделить три смысла слова «организация»: · как характеристика системы организация представляет собой внутреннюю «упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением». · как процесс (управленческий процесс) организация – это действия по упорядочиванию структуры системы, взаимосвязей частей целого; · как субъект или объект воздействия (явление) - это объединение людей, действующих совместно для достижения общей цели (целей) в рамках определенных условий, правил и процедур взаимодействия. Поскольку первые научные исследования в рамках теории организации проводились в интересах промышленных организаций, то именно эти объекты дают примеры для исследования организации как явления. Причем мы будем главное внимание уделять организации как управленческому процессу, с одной стороны, и как явлению (объекту) – с другой. На рисунке представлены некоторые соотношения различных трактовок понятия «организация». В нашем курсе мы рассматриваем организацию как объект управления, а значит, речь идет об организации людей. Такая организация является в первую очередь социальным явлением. Это обусловлено следующими причинами: · организация представлена совокупностью людей-участников; · цели, которые объединяют людей имеют социальное значение, они социальны; · внутри организации устанавливаются и реализуются разнообразные отношения между людьми. Не следует понимать социальную организацию узко в смысле организации, оказывающей социальные услуги.
Организации бывают формальные и неформальные. Формальная организация в большинстве случаев строится извне, на основании внешних установлений. Такая организация характеризуется тем, что в ней: § четко закреплены, формализованы структура, иерархия, цели; § определены полномочия и ответственность участников; § закреплена система коммуникаций. § формальная организация, как правило, является юридическим лицом, для нее характерно наличие официального руководителя (начальника). Неформальная организация характеризуется сложившимися спонтанно связями межличностного взаимодействия; отсутствием документально закрепленных правил взаимоотношений, взаимодействия, полномочий и ответственности; отсутствием официальной иерархии. Члены такой организации действуют «не за страх, а за совесть». В ряде случаев здесь проявляется большая эффективность взаимодействия. В неформальной организации лидирующее положение занимают общепризнанные авторитеты, а не официальные начальники. При принятии решений и организации взаимодействия отсутствуют формальные процедуры, нет необходимости в сложных согласованиях и разрешениях. Однако такие организации не способны функционировать достаточно длительное время, решая разнообразные масштабные задачи, требующие координации усилий значительного числа участников. В формальных организациях могут складываться неформальные группы. Организации также могут быть классифицированы по ряду других признаков: § по форме собственности: § частные, § государственные, § муниципальные, § общественные; § по целевому назначению: § производство продукции, § выполнение работ, § оказание услуг; § по широте производственного профиля: § специализированные, § диверсифицированные; § по характеру сочетания науки и производства: § научные, § производственные, § научно-производственные; § по числу стадий производственного процесса: § одностадийные, § многостадийные; § по расположению предприятия: § на одной территории, § в одной географической точке, § в разных географических точках; § по размерам: § крупные, § средние, § малые. Являясь особой социальной системой, организация имеет ряд специфических черт: § наличие цели (или целей); § иерархическое строение; § активность регламентируемого элемента; § способность людей, подлежащих организационному воздействию, оказывать встречные воздействия в ответ на управленческие решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|