Классификация методов повышения надежности
Все методы повышения надежности ЭА принципиально могут быть сведены к следующим (основным): ■ резервирование; ■ уменьшение интенсивности отказов элементов ЭА; ■ сокращение времени непрерывной работы; ■ уменьшение времени восстановления; ■ выбор рациональной периодичности и объема контроля ЭА. Реализация указанных методов может осуществляться при проектировании, изготовлении и в процессе эксплуатации ЭА. Очевидно, что надежность ЭА, в основном, закладывается при проектировании, конструировании и изготовлении. От работы проектировщика и конструктора прежде всего зависит, как будут работать ЭА в тех или иных условиях эксплуатации. Однако вовсе не следует, что организация процесса эксплуатации не влияет на надежность ЭА, так как обслуживающий персонал может существенным образом изменить надежность ЭА и в сторону уменьшения, и в сторону увеличения. В процессе проектирования и конструирования используются схемные и конструктивные методы повышения надежности ЭА. Схемные методы включают: ■ создание схем ЭА с минимально необходимым числом элементов;
■ применение резервирования; ■ разработку схем ЭА, не допускающих опасных последствий отказов их элементов; ■ оптимизацию последовательности работы элементов схемы; ■ предварительный расчет надежности проектируемой схемы. Уменьшение числа элементов при прочих равных условиях приводит к увеличению вероятности безотказной работы ЭА (рис. 12.1), а также благоприятно сказывается на его массе, габаритах и стоимости. Необходимо помнить, что сокращение числа элементов не должно увеличивать коэффициент нагрузки у оставшихся элементов, в противном случае эффект может быть прямо противоположным.
При резервировании — одном из наиболее эффективных методов повышения надежности ЭА — в конструкции заранее предусматривается замена неисправного элемента исправным. При создании схем ЭА с ограниченным последствием отказов применяется включение в схемы специальных защитных и предохранительных устройств, которые предотвращают аварийные последствия отказов. Под оптимизацией последовательности работы элементов схемы ЭА понимается согласование тактов автоматической работы не только по времени, но и по достижении тем или иным параметром заданного значения. В число конструктивных методов повышения надежности входят: ■ использование элементов с малой величиной интенсивности отказов при заданных условиях эксплуатации; ■ обеспечение благоприятного режима работы элементов; ■ рациональный выбор совокупности контрольных параметров; ■ рациональный выбор допусков на изменение основных параметров элементов ЭА; ■ защита элементов от вибраций и ударов; ■ унификация элементов ЭА; ■ разработка эксплуатационной документации с учетом опыта применения ЭА, подобных конструируемому; ■ обеспечение эксплуатационной технологичности конструкции ЭА (применение встроенных контрольных устройств, автоматизация контроля и индикация неисправностей, удобство подходов для обслуживания и ремонта). Среди способов повышения надежности при производстве ЭА основными являются следующие: ■ совершенствование технологии и организации производства ЭА, его автоматизация; ■ применение инструментальных методов контроля качества ЭА при статистически обоснованных выборках; ■ тренировка элементов и блоков ЭА. Перечисленные методы повышения надежности ЭА должны применяться в совокупности с учетом влияния каждого из них на работоспособность ЭА. В тех случаях, когда меры противоречивы, нужно принимать компромиссное решение.
Методы повышения надежности ЭА, применяемые в эксплуатации, могут быть разбиты на две группы. В первую входят все изложенные методы. На основе изучения опыта эксплуатации инженер-эксплуатационник имеет возможность разработать ряд рекомендаций для проектировщиков и конструкторов, направленных на улучшение качества ЭА (изменение схемы, замена элементов, изменение конструкции, материалов и т. п.). Эти рекомендации согласовываются с конструкторами и вводятся специальными указаниями (доработками). Однако нельзя считать, что в эксплуатации только устраняются ошибки конструктора и производства, хотя доля таких ошибок еще велика. Вторая группа мероприятий, повышающих качество ЭА при эксплуатации, относится к воздействию обслуживающего персонала. К этим мероприятиям относятся: ■ повышение квалификации обслуживающего персонала; ■ применение инструментальных методов контроля технического состояния ЭА; ■ обоснование объема и сроков проведения профилактических мероприятий, основанных на применении методов теории надежности; ■ обоснование сроков службы элементов и состава ЗИПа; ■ разработка и внедрение способов прогнозирования неисправностей. Остановимся на вопросе повышения надежности ЭА в процессе эксплуатации. Существует мнение, что надежность ЭА в процессе эксплуатации можно лишь поддерживать на определенном уровне, который заложен при проектировании и изготовлении. Превзойти же его невозможно. Действительно, ЭА, находящиеся в эксплуатации, обладают так называемой «встроенной» надежностью с параметром ТСР. Это рассчитанное конструктором значение средней наработки до отказа ТСР, которое определяется исходя из интенсивности отказов комплектующих элементов λ i, полученных для условий работы, оговоренных нормами или заказчиком в техническом задании, и необходимости выполнения предписанных инструкций по эксплуатации. Параметр встроенной надежности можно определить из выражения (12.1) где n — общее число отказов за период работы t; nпост — ожидаемое расчетное число постепенных отказов; nвн — среднее число внезапных отказов.
В процессе эксплуатации ЭА имеется возможность активно воздействовать на величину фактического уровня параметра надежности который способен измениться в зависимости от эффективности обслуживания объектов. Вероятность выявления дефектного элемента в процессе обслуживания и тем самым предотвращения постепенного отказа в интервале времени t: (12.2) где tn — среднее время, затрачиваемое на обнаружение дефектного элемента (зависит от числа обслуживаемых элементов, методики и производительности аппарата прогнозирования, а также от квалификации и опыта работы обслуживающего инженерно-технического состава). Таким образом, величина P(t) определяется процессом эксплуатации ЭА. Поэтому число постепенных отказов может быть фактически уменьшено до значения (12.3) В случае, когда реальные условия эксплуатации мало отличаются от расчетных или оговоренных разработчиком, усилиями обслуживающего персонала воздействие факторов внешней среды может быть ослаблено и, следовательно, интенсивность отказов λэ элемента в условиях эксплуатации будет меньше расчетной λi. Тогда число внезапных отказов элементов уменьшится: (12.4) В процессе эксплуатации общее число отказов может быть уменьшено, и (12.5) Такова сущность активного воздействия эксплуатационных мероприятий по повышению надежности. Ряд мероприятий по повышению надежности ЭА может быть отнесен к категории организационных: ■ постановка широких экспериментальных исследований надежности ЭА на всех этапах их разработки, изготовления и эксплуатации; ■ создание единой системы информации о работоспособности ЭА; ■ обоснование, выбор и включение в ТЗ норм надежности; ■ организация доработок и рекламационная практика. Очевидно, что приведенный перечень путей по повышению надежности ЭА представляет собой весьма широкий комплекс мероприятий. Рассмотрим несколько подробнее основные методы повышения надежности систем. 12.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|