Человек-оператор как звено сложной системы
«ЧЕЛОВЕК — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АППАРАТ — СРЕДА» Рассмотрение любой системы (в частности ЭЭС, в которых в качестве объектов необходимо выделить ЭА) требует тщательного изучения всех ее разнообразных компонентов и их взаимодействия — именно такой путь анализа сложных систем получил название «системный анализ». Заметим, что компоненты системы (под компонентами здесь понимаются результаты членения системы до любого рассматриваемого уровня — подсистемы, агрегаты, элементы и др.) могут иметь самую разнообразную природу (например, живую и неживую) и предназначение (управляющие и управляемые). Их соединение в целостную систему далеко не всегда возможно, а если и возможно, то создатели и эксплуатационники таких систем могут испытать немало самых неожиданных трудностей. Системы, где человеку приходится работать со сложной техникой, — яркое тому подтверждение. С одной стороны (рис. 14.1), мы имеем техническую систему, объединяющую множество связанных и взаимодействующих друг с другом элементов. С другой — человека, представляющего собой биологическую систему, элементами которой являются части тела, рецепторы (глаза, уши, кожа и др.), головной мозг. Взаимодействие человека с любым объектом ЭЭС составляет, по сути, еще один компонент системы — математическую, физическую или какую-либо иную интеллектуальную систему знаний, описывающую закономерности функционирования и управления ЭЭС. Данная система может быть как субъективной, отражающей опыт и представление человека-оператора, так и объективной, являющейся формализованным обобщением проектирования, эксплуатации и анализа ЭЭС. Субъективная и объективная системы знаний в чем-то пересекаются, а в чем-то дополняют друг друга. Так, субъективное знание каждого конкретного человека может оперировать неформализуемыми понятиями, слабо связанными явлениями и высокой степенью неопределенности, что недоступно точному объективному знанию, основанному на четких критериях и мерах (таких как число) и воплощенному в виде систем автоматического управления.
Итак, мы ввели в рассмотрение три крайне разнородных компонента — технический, биологический и интеллектуальный, составляющие вместе некий единый и целостный сложный организм. Серьезное изучение подобного объекта не может обойтись лишь узкой теоретической и практической базой — инженерной наукой, биологией, психологией и др., позволяющей исследовать каждый из упомянутых аспектов в отдельности. Для качественного и эффективного решения системных проблем необходима единая методологическая основа, объединяющая и классифицирующая рассмотрение всех указанных компонентов (вообще, подобные «системные» науки сегодня не редкость, например экология, объединяющая технику, человека и биогеосферу). В нашем случае (соединения техники, биологии и психологии) такая научная дисциплина получила название «эргономика». Впервые данный термин (от греч. ergon — «труд» и nomos — «закон») был предложен в 1857 г. естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским. Аналогичная область знаний в США и ряде других неевропейских стран была названа «human factors science» или «human factors technologies». Сегодня эргономика определяется как междисциплинарная область науки и практики, направленная на интеграцию знаний о требованиях и нуждах человека в системе «человек — техника — среда» при проектировании технических компонентов и рабочих систем (Дж. Эклунд). Объектами исследований эргономики являются так называемые эргатические системы или системы «человек — машина» (СЧМ) (в различных источниках можно встретить другие, несущественно отличающиеся друг от друга названия: «человеко-машинные системы», системы «человек — техника», системы «человек — техника — среда» и др.). В государственном стандарте [29] за этим термином закреплено довольно узкое определение: это такая система, в которой субъект труда находится не непосредственно у объекта труда, а удален от него и осуществляет управление, используя информационную модель, т. е. субъект управления — оператор.
Один из основателей отечественных эргономических исследований профессор А. И. Губинский рассматривает СЧМ как подмножество гуманистических систем, т. е. любых систем, в составе которых есть человек. Введя понятие «эрготехнические (эргатические) системы», он определяет их как класс гуманистических систем «человек— техника», состоящих из совокупности эргатических и неэргатических элементов, взаимодействие которых благодаря деятельности эргатических элементов объединяется в единый целенаправленный процесс функционирования, имеющий конечной целью получение конкретного продукта труда с заданным качеством. Перечислим еще раз ключевые моменты, характеризующие СЧМ: сочетание человека и машины; особая роль человека; удаленность оператора от объекта управления; целеустремленность и заданное качество функционирования. Отметим, что целью СЧМ ЭЭС является производство электроэнергии, ее передача и распределение по приемникам (потребителям). Эффективность функционирования ЭЭС (т. е. способность достигать конечную цель) зависит от ее свойств, таких как качество функционирования и управления, надежность и безопасность. Вообще, эргатические системы крайне разнородны и могут значительно отличаться друг от друга размером (от системы «программист — персональный компьютер» до таких комплексов, как аэропорт или химический комбинат), конечной целью, характером деятельности человека, требованиями, предъявляемыми к качеству функционирования и т. д. Значимость каждого из перечисленных признаков различна, в зависимости от характера и цели исследования СЧМ. Одним из наиболее существенных критериев классификации является вид конечной цели, определяющей поведение системы (напомним, что СЧМ — целенаправленная система, целью которой является получение некоторого продукта труда). Этот признак предлагается в качестве основного критерия классификации, в соответствии с которым эргатические системы
делятся на: ■ производственные, результатом функционирования которых является новый материальный продукт (например: прокатный стан - стальной прокат; строительный комплекс — жилой дом; угледобывающий комбайн — добытый уголь); ■ эксплуатационные, результатом функционирования которых является новое состояние материального объекта (например: автомобиль — новое положение перевозимого груза в пространстве; противоракетная установка — уничтоженная цель); ■ информационные, продуктом труда которых является новая информация (например: система автоматизированного проектирования — проект); ■ автоматизированные системы управления предприятием или технологическим процессом — управляющая информация; система связи — переданная информация. Классификация сложных систем по данному признаку далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Так, например, АС, с одной стороны (в широком смысле) — это типичная производственно-промышленная эргатическая система, результатом функционирования которой является тепловая и электрическая энергия, а эргатический элемент представлен эксплуатационным персоналом. С другой стороны, немного сузив задачу, мы будем рассматривать АС как человеко-машинную систему, чью основу составляет лишь часть персонала — оперативная, на которую возложены наиболее ответственные функции принятия решений. Этот персонал — операторы блочного (БЩУ) и других щитов управления. Атомная станция (вернее, ее информационная модель) воплощена для них в совокупности приборов и дисплеев автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), поставляющих исходную технологическую информацию. Продуктом труда системы «оператор — АСУ ТП — щиты управления» является управляющая информация, что свидетельствует о принадлежности данной системы к классу информационно-управляющих СЧМ.
Классификация СЧМ не ограничивается рассмотренной схемой. Критерием классификации могут стать характер и форма операторской деятельности, зависящие как от цели, так и от структурной организации системы. Выделяются следующие основные категории операторов: ■ оператор-технолог, непосредственно включенный в технологический процесс и выполняющий известные процедуры управления в режиме реального времени (операторы щитов управления энергетическими, химическими и другими производственными системами); ■ оператор-диспетчер, осуществляющий централизованный контроль и координацию различных явлений и событий, происходящих в реальном масштабе времени (авиадиспетчер, железнодорожный диспетчер, диспетчеры энергетических сетей); ■ оператор-наблюдатель, следя ищи за состоянием процесса, непрерывно протекающего в реальном масштабе времени, и его отклонениями от заданного режима (оператор радиолокационной станции, рулевой, удерживающий заданный курс); ■ оператор-манипулятор, реализующий жестко заданные последовательности механических воздействий на органы управления (оператор подготовки информации на ЭВМ, оператор кассового аппарата, техник по обслуживанию установки); ■ оператор-исследователь, действия которого не регламентированы заранее заданными инструкциями и базируются на понятийном мышлении (программист ЭВМ, экспериментатор, проектировщик системы автоматизированного проектирования); ■ оператор-руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера. Конечно, подобная классификация условна, так как известны многочисленные случаи, когда невозможно провести четкую грань между различными типами операторов. Отметим, что все перечисленные виды деятельности присутствуют на АС. Более того, один и тот же оператор (например, персонал БЩУ) может выступать сначала в роли наблюдателя или манипулятора, выполняющего рутинную работу, а затем и в качестве технолога или даже исследователя, столкнувшегося с непредвиденной заранее ситуацией. Однако основу деятельности персонала БЩУ составляет все-таки работа оператора-технолога, чьи функции представляют наибольший интерес для анализа. Рассмотрим структуру СЧМ и ее компоненты. В начале рассматриваемой темы, а затем и в определениях показаны основные структурные элементы СЧМ: человек (биологический или эргатический компонент СЧМ) и машина (технический компонент СЧМ). Машина при этом выступает в роли объекта управления (ОУ), предназначенного для производства некоторого конечного продукта. Субъектом управления является человек, выполняющий функции принятия решений и выработки управляющих воздействий. В определении СЧМ также отмечается, что человек удален от машины и взаимодействует с ней через некоторого посредника, олицетворяющего информационную модель ОУ. Этим посредником является третий компонент СЧМ — человеко-машинный интерфейс (ЧМИ), воплощающий интеллектуальную составляющую системы. ЧМИ реализует двустороннее общение человека с машиной, описываемое рис. 14.1.
Характеристики и параметры функционирования ОУ регистрируются с помощью датчиков, преобразующих информацию в электрические сигналы. Часть полученных сигналов после некоторой формальной обработки («Описание для автоматики») направляется на входы систем автоматического управления (САУ) и регулирования (САР). Последние реагируют на поступившие сигналы немедленным жестко заданным откликом в виде управляющих воздействий на ОУ. Вторая часть сигналов, также пройдя некоторую обработку, образует информацию («Описание для человека»), которая затем поступает к системам отображения, преобразующим ее в пригодную для человеческого восприятия визуальную, акустическую или тактильную форму. Оператор анализирует поступившую информацию, принимает решение, сообразное текущему состоянию ОУ, а также поставленной задаче, и воздействует на органы управления, преобразующие механические действия человека в управляющие сигналы. Эти сигналы передаются автоматическим системам или непосредственно к ОУ, изменяя его состояние. Информация об изменившемся состоянии вновь поступает к человеку и автоматике — цикл управления повторяется. Рассмотренная схема функционирования позволяет говорить о СЧМ как о системе с замкнутым контуром управления с обратной связью. Если точнее, то в СЧМ выделяются два контура управления: контур автоматического управления (ОУ => автоматика => ЧМИ => ОУ), реализующий формализуемую часть функций управления; и контур ручного управления (ОУ => средства отображения ЧМИ => оператор => органы управления ЧМИ => ОУ), действующий в трудно-формализуемых ситуациях. Рассмотрим более подробно роль человеко-машинного интерфейса в СЧМ. Очевидно, что ЧМИ нельзя считать лишь формально организованной совокупностью средств отображения информации (индикаторов и дисплеев) и органов управления (кнопок и рукояток). По сути, ЧМИ распределяет функции управления между человеком и автоматикой, а его основная задача — взаимная адаптация требований к управлению СЧМ и реальных возможностей и способностей человека. Поясним последнее утверждение на примере СЧМ «Атомная станция». Требования к управлению этой системой очень высоки из-за ее чрезвычайной сложности и особой специфики. Быстротекущие процессы, скорость которых превышает быстроту человеческой реакции, наличие загрязненных и непригодных для жизнедеятельности рабочих зон, удаленность оборудования, огромное количество разобщенной неструктурированной информации, необходимость гарантированной защиты от ошибочных управляющих действий — все это делает невозможной работу человека без соответствующей поддержки. На АС эта поддержка выражается в наличии САР, работающих с быстротекущими процессами, организации дистанционного управления оборудованием, введении защит и блокировок, автоматически срабатывающих в аварийных ситуациях, концентрации информации и органов управления на БЩУ, структурировании и удобном представлении информации с помощью индикаторов, мнемосхем и дисплеев АСУ ТП. Все перечисленные средства поддержки вместе образуют ЧМИ, посредством которого оператор управляет атомной станцией. ЧМИ, по существу, является буфером между человеком и машиной, организующим процесс управления таким образом, чтобы его сложность (т. е. требования, предъявляемые к оператору) соответствовала возможностям человека. Таким образом, качество управления СЧМ, сильно влияющее на эффективность ее функционирования, во многом зависит от идеологии ЧМИ и, в частности, от оптимальности распределения функций управления между человеком и автоматикой. Эта задача обычно первой встает перед создателями сложной СЧМ. Интуитивно понятно, что задача разделения функций заключается в том, чтобы решить, что в управлении системой необходимо возложить на человека, а что можно доверить автоматическим устройствам. Сегодня в распоряжении разработчиков имеется два типа автоматических устройств: с жестко заданной логикой функционирования (САУ, САР) и с гибкой, программируемой логикой (компьютеры и системы, выполненные на их основе). Неоспоримыми достоинствами автоматики являются: ■ высокое быстродействие и точность работы; ■ длительный ресурс и продолжительность непрерывной работы; ■ неограниченное число каналов параллельной обработки сигналов; ■ большой объем памяти; ■ высокая надежность и жесткий самоконтроль. Перечисленные качества в гораздо меньшей степени присущи человеку — он быстро устает, его ресурсы (память, быстродействие) крайне ограничены, он подвержен стрессам, его действия могут быть неточными, а работа в целом менее надежной. Все это говорит в пользу полной автоматизации системы. Однако основным ограничением автоматики является детерминированность алгоритма ее работы. Это означает, что все возможные действия должны быть заранее предусмотрены и описаны, но одним из признаков сложной системы является тот факт, что ее поведение в некоторых случаях может оказаться неожиданным. Иначе говоря, для сложной системы нет полностью адекватной модели, что, в свою очередь, делает невозможной полную автоматизацию процесса управления и, следовательно, требует наличия в контуре управления человека-оператора. Никакая автоматика сегодня не может превзойти человека в его способности к быстрому изменению алгоритма управления, возможности прогнозировать развитие событий на основе собственного опыта и интуиции, способности ориентироваться в условиях неполной или искаженной информации. Итак, мы выделили первый фактор, влияющий на разделение функций: возможность формализованного детерминированного описания процесса управления (технологический фактор). Руководствуясь этим критерием, задачу распределения функций можно решить довольно просто. Нужно передать машине все то, что она способна выполнить, а остальное возложить на человека. Подобный подход предполагает, что развитие технических возможностей компьютеров и программного обеспечения позволит автоматизировать все большее число функций управления, постепенно вытесняя человека. Это приведет к уменьшению нагрузки на оператора и численности оперативного персонала, высвобождению операторов от многочисленных мелких забот, исключению малозначащих ошибок и ряду других положительных результатов. Хотя оператор по-прежнему будет иметь высший приоритет, однако, перестав быть постоянным активным участником процесса управления и находясь в роли пассивного наблюдателя, человек-оператор может стать источником серьезных инцидентов. Причиной этого явления служат негативные психические состояния, вызванные недостаточной информационной и эмоциональной нагрузкой. В условиях монотонности возможно понижение внимания оператора, снижение уровня квалификации из-за длительных периодов «безделья», нежелание критически оценивать ситуацию и свои действия. В результате человек не всегда может переключиться, собраться и принять правильное решение. Данный аспект автоматизации демонстрирует наличие еще одного важного фактора, подлежащего учету при разделении функций: адекватность психофизиологическим особенностям человека (психологический фактор). Выделенные два фактора (психологический и технологический) составляют лишь верхний уровень иерархии факторов, таких как объемы перерабатываемой информации, скорости протекания процессов, сложность задач, уровень профессиональной подготовки, личностные качества, мотивация и др. Формирование оптимальных ролевых установок человека и машины в СЧМ возможно лишь при условии комплексного анализа и учета всех этих факторов. Распределение ролей между человеком и автоматикой довольно часто служит критерием классификации СЧМ. Так, в соответствии с этим критерием, различают следующие виды эргатических систем: ■ целеустремленные — в которых процесс функционирования определяется человеком; ■ целенаправленные — в которых на отдельных этапах или при определенных режимах или условиях человек лишен возможности вмешаться в процесс функционирования системы; ■ целесообразные — в которых человек не имеет возможности управлять процессом функционирования, но за ним сохраняются функции обеспечения процесса функционирования или прекращения его в случае аварийных или непланируемых ситуаций. В ряде работ предлагается различать СЧМ по достигнутой в них степени автоматизации, зависящей от того, кому — человеку или компьютеру — предписано выполнение задачи (в табл. 14.1 приведена градация степени автоматизации СЧМ по Т. Шеридану) или каждой из четырех фаз ее решения: мониторинга, генерации решений, выбора решений и исполнения (в табл. 14.2 приведена классификация СЧМ по степени автоматизации). Все перечисленные в данном разделе классификации «ЧМ» сведены в табл. 14.3. Таблица 14.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|