Контрольные испытания на надежность
Контрольные испытания на надежность проводятся с целью проверки соответствия фактического уровня надежности испытываемых ЭА заданным требованиям. Контроль надежности, как правило, осуществляется с использованием выборочного метода, при котором заключение о надежности партии ЭА (например, совокупности всех ЭА, изготовленных предприятием за определенное время — сутки, месяц, квартал) делается по результатам испытаний сравнительно небольшой части этой партии — так называемой выборке. Одна из возможных процедур выборочных контрольных испытаний на надежность сводится к следующему: выборка размером п изделий из партии размером N ЭА ставится на испытания продолжительностью t часов; фиксируется число появившихся отказов r за время испытаний t; это число отказов r сравнивается с заранее назначенным допустимым или приемочным числом отказов с; в результате сравнения делается один из двух возможных выводов: проверяемый показатель надежности соответствует заданным требованиям и партия принимается (при r ≤ с), или проверяемый показатель надежности не соответствует заданным требованиям, и партия бракуется (при r > с). Ниже будет показано, как рассчитывать размер выборки п и допустимое или приемочное число отказов с, исходя из заданных требований по надежности проверяемых изделий. Результат контрольных испытаний на надежность, т. е. число появившихся отказов, носит случайный характер. Другими словами, существует определенная вероятность р(r ≤ с) того, что партия будет принята, и вероятность р(r > с) того, что партия будет забракована. Очевидно, что эти вероятности зависят от надежности испытываемых изделий, т. е. являются условными. Из-за случайного исхода испытаний выводы, сделанные по результатам этих испытаний, могут быть ошибочными; при этом могут иметь место ошибки первого и второго рода.
Ошибка первого рода имеет место тогда, когда партия ЭА, имеющих уровень надежности равный или лучше заданного, бракуется по результатам испытаний выборки. Причиной такой ошибки может быть либо неудачный подбор ЭА для выборки, либо появление числа отказов r>с только лишь в силу случайности. Вероятность такой ошибки называется риском поставщика и обозначается буквой α. Ошибка второго рода имеет место тогда, когда партия ЭА, имеющих уровень надежности хуже заданного, принимается по результатам испытаний выборки. Причины ошибки второго рода аналогичны вышеназванным для ошибки первого рода. Она называется риском заказчика и обозначается буквой β. Связь между надежностью изделий проверяемой партии и вероятностью ее приемки по результатам выборочных контрольных испытаний устанавливается с помощью оперативной характеристики метода контроля. Оперативная характеристика есть функция, зависящая от размера выборки п, приемочного числа с и уровня надежности Н и представляющая собой условную вероятность приемки следующего вида: (13.34) Оперативная характеристика может быть построена для любого показателя надежности. Здесь ограничимся случаем, когда контролируемым показателем является вероятность отказа изделия q за время испытаний tи, которая характеризует уровень надежности. Рассмотрим несколько примеров оперативных характеристик, в том числе изображенную на рис. 13.3. В соответствии с этой характеристикой изделия, имеющие уровень надежности q, равный заданному q0 или лучший (0 < q < q0), всегда принимаются с вероятностью РПР = 1, т. е. зафиксированное число отказов всегда при этом будет r < с. Если же ЭА имеют
Главным достоинством метода контроля, имеющего идеальную оперативную характеристику, является его чувствительность: малейшее ухудшение надежности по сравнению с заданным уровнем приводит к браковке партии. К сожалению, метод контроля, имеющий идеальную оперативную характеристику, практически не осуществим. Реальные оперативные характеристики могут лишь приближаться к идеальной. Оперативная характеристика для случая п = N = 1 ,с = 0. Проверяемая партия состоит из одного ЭА, он же и испытывается. Условием приемки является безотказная работа в течение времени испытаний. При таком способе контроля вероятность принятия партии равна вероятности безотказной работы ЭА р за время испытаний:
т. е. оперативная характеристика представляет собой прямую линию (рис. 13.4). Риск поставщика равен вероятности браковки ЭА при условии, что его вероятность отказа равна заданному (приемлемому) уровню q0: (13.35) Говорить о риске заказчика для уровня вероятности отказа q0 лишено смысла, так как требования по надежности выполняются. Существует еще один уровень надежности — браковочное значение вероятности отказа q1,т. е. такой уровень, который уже не удовлетворяет заказчика, и ЭА с таким уровнем надежности должны браковаться. Именно для этого уровня и определяется риск заказчика (13.36) равный вероятности принятия партии с уровнем надежности, соответствующем уровню браковки или вероятности отсутствия отказа в течение времени испытаний ЭА, имеющего вероятность отказа q1. Рассмотренная оперативная характеристика является неудовлетворительной, потому что далека от идеальной. При высоких требованиях, предъявляемых к надежности ЭА, имеется большая вероятность того, что ЭА будет принят с надежностью, близкой к браковочному уровню. Кроме того, такой контроль малочувствителен к изменениям фактического уровня надежности ЭА. Реальная оперативная характеристика контроля. Рассмотрим случай, когда партия ЭА, надежность которых контролируется, достаточно велика, например число ЭА N в партии превышает 500, а число ЭА в выборке п ≤ 0,l N. Тогда для вычисления условной вероятности приемки партии по результатам контроля выборки можно воспользоваться биномиальным распределением
(13.37) Оперативная характеристика, построенная по этой зависимости, при достаточно большом значении допустимого числа отказов с начинает приближаться по форме к идеальной (рис. 13.5). Но поскольку эта реальная оперативная характеристика все же отличается от идеальной, то весь диапазон возможных значений уровня надежности разбивается на три области: 0 < q ≤ q0 — соответствия уровня надежности испытываемых ЭА заданному; q0 < q < q1 — неопределенности; q1 < q < 1 — несоответствия уровня надежности испытываемых ЭА заданному. Контроль надежности по одному уровню. Конкретный план контроля по одному уровню, т. е. необходимый размер выборки п и приемочное число с, определяется по заданному браковочному уровню q1 и риску заказчика Р из следующего соотношения: (13.38) Можно сказать, что задача планирования состоит в подборе оперативной характеристики контроля, которая проходила бы через точку с координатами (q1, β). Если в течение времени испытаний tи выборки размером п число зафиксированных отказов r будет меньше или равно приемочному числу с, то подтвердится, что фактический уровень надежности будет не хуже заданного браковочного уровня q1 и риск заказчика при этом будет равен заданному значению β. Для упрощения задачи планирования испытаний разработаны таблицы, которые можно найти в справочниках и стандартах. Контроль надежности по двум уровням. Конкретный план контроля по двум уровням (необходимый размер выборки п и приемочное число с)определяется по заданным приемлемому уровню вероятности отказа q0, браковочному уровню q1 и рискам поставщика α и заказчика β из следующей системы уравнений: (13.39) Вданном случае задача планирования состоит в подборе оперативной характеристики контроля, которая проходила бы через две точки с координатами (q 0,1 - α) и (q 1,β). Если в течение времени испытаний tИ выборки размером п число зафиксированных отказов к будет меньше или равно приемочному числу с, то подтвердится, что фактический уровень надежности соответствует заданным значениям приемлемого и браковочного уровней при рисках поставщика и заказчика, равных αиβ соответственно. На практике планирование испытаний на надежность по двум уровням делается по специально разработанным таблицам.
Контроль надежности по методу последовательного анализа. Предположим, что испытывается выборка из п восстанавливаемых ЭА с целью определения по результатам испытаний соответствия партии заданным требованиям по надежности. Результаты испытаний можно представить в виде следующего графика. Откладывая по оси абсцисс время наступления каждого отказа (время восстановления не учитывается или принимается мгновенным), а по оси ординат — накопленное число отказов r, получим ступенчатую линию (каждая ступенька соответствует одному отказу), которую можно рассматривать как некоторую реализацию случайного процесса появления отказов в выборке (рис. 13.6). При одноступенчатых контрольных испытаниях, рассмотренных выше, заключение о надежности делалось по истечении назначенного заранее времени испытаний tи и по общему итогу испытаний, т. е. суммарное фактическое число полученных отказов r сравнивалось с заранее назначенным предельным числом отказов с. На рис. 13.6 это соответствует следующему: если ступенчатая линия пересечет вертикаль tИ с ниже точки с, то результаты испытаний положительны и ЭА принимаются; если же эта линия пересечет вертикаль tИ с выше точки с, то результаты испытаний отрицательны и партия бракуется. При последовательном методе испытаний проверка соответствия надежности заданным требованиям делается после каждого очередного отказа. Для этого по заданным значениям приемлемого и браковочного уровней надежности и заданным рискам поставщика и заказчика α и β по специальным формулам строятся две прямые параллельные линии — соответствия и несоответствия. Если в момент очередного отказа ступенчатая линия попадает в область, лежащую ниже линии соответствия, то испытания заканчиваются и выносится решение о соответствии надежности ЭА заданным требованиям. Если в момент очередного отказа ступенчатая линия попадает в область, лежащую выше линии несоответствия, то испытания также заканчиваются, но выносится решение о несоответствии ЭА заданным требованиям. Если ступенчатая линия остается между линиями соответствия и несоответствия в так называемой области неопределенности, то испытания продолжаются.
При использовании последовательного метода продолжительности испытаний в среднем на 50% меньше, чем при одноступенчатом контроле. Методика последовательных испытаний и подробные таблицы приведены в ГОСТ 17331-71. Ускоренные испытания на надежность. Испытания на надежность в режимах, соответствующих эксплуатационным, длительны, и при этом для получения достоверных оценок требуется большое число испытуемых образцов. С целью сокращения объема испытаний элементов используют ускоренные испытания в форсированных режимах. Ускорение достигается в основном за счет повышения температуры. Необходимое условие осуществимости таких испытаний — сохранение вида отказов в форсированных режимах, т. е. при этом не должно появляться новых видов отказов. Для установления пересчетных коэффициентов ускоренные испытания в форсированных режимах требуют проведения предварительных испытаний. В связи с этим применение ускоренных испытаний целесообразно лишь в условиях массового серийного производства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. С какой целью проводятся испытания на надежность ЭА? 2. Какие испытания на надежность требуется проводить у ЭА? 3. Какие испытания на надежность ЭА считаются определительными? 4. Каким образом осуществляются точечные оценки надежности ЭА? 5. Как осуществляются интервальные оценки надежности ЭА? 6. Как определяются доверительные интервалы для средней наработки на отказ? 7. В чем заключаются контрольные испытания на надежность ЭА? 8. Что представляет собой оперативная характеристика контроля надежности? 9. Что представляют собой ускоренные испытания на надежность?
НАДЕЖНОСТЬ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|