Орг-я как объект упр-я, ее сущность и виды.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Закон-ти упр-я разл-ми с-мами. Законом считается необ-мое, сущ-ое, устойчивое, повторяющееся отн-е в природе и общ-ве. 3 группы законов: - всеобщие или универс-е, напр., законы диалектики; - общие д/ больших групп явл-й, напр., закон общ-ного отбора; - частные или специф-е, напр., закон оптим-ной нормоупр-ти. Законы носят объективный хар-р и сущ-ют незав-мо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закон-ти упр-я следует отнести к частным законам общ-ва, к-е мало исследованы. Закон-ти в упр-и - это объективные, необх-е, устойчивые и наиб. сущ-ные отн-я или вз.связи, опр-щие разв-е и ф-он-е с-м упр-я. Закон-ти в упр-и: 1. Единство с-мы упр-я пр-вом. Эта закон-ть проявл.: - в непрерывной цепи отн-й упр-я пр-вом от высших ур-ней до низших звеньев, к-е достаточно устойчивы на всех ур-нях упр-я; - в единстве упр-я цепями орг-и; - в единстве ф-й упр-я, вкл-щих в себя всю ф-ную полноту при упр-и п/п-ем; - в единстве пр-сов упр-я; - в единстве методов и ср-в упр-я, исп-мых при реш-и разл-х проблем упр-я; - в единстве орг-ной формы (прежде всего это орг-но-правовая форма АО). 2. Пропорц-ть и соотн-ность в с-ме упр-я. - Проп-ть проявл. как опр-ная соотн-ность в разв-и осн-го и вспомог-го пр-ва. – Проп-ть д/б положена в основу ф-ния всего хоз. организма как с-мы в виде рац-ой соотн-ности внутри упр-мой и упр-щей с-м, а также м/у ними с тем, чтобы обесп-ть наиб. эф-ную работу (внутри субъектов и объектов упр-я). 3. Центр-я и децентр-я упр-я связаны с распред-ем упр-щего возд-я по ур-ням упр-я. Центр-я - сосредоточение прав по принятию реш-й в едином центре. Децентр-я - это передача обяз-ти на др. ур-ни упр-я. С понятием централ-я связано понятие делегир-е полномочий (передача обяз-тей).
Орг-я как объект упр-я, ее сущность и виды. Орг-я – группа людей, деят-ть к-х сознательно координируется д/ достиж-я общей цели. Треб-я к орг-и: 1. Наличие по крайней мере 2х людей, к-е считают себя частью этой группы. 2. Наличие по крайней мере 1ой цели, т.е. желаемого конечного состояния или рез-та. 3. Наличие членов группы, к-е работают вместе, чтобы достичь значимой д/ всех цели. Орг-я предст. собой открытую с-му, целостность, состоящую из многочисл-х вз.связ-х частей, переплетающихся с внешним миром. Часть этой с-мы внутри орг-и без учета внеш. окруж-я наз-ют внутр. средой орг-и. Наряду с внутр. ср. д/ любой орг-и хар-но наличие и внеш. среды. Орг-я обладает след. общими призн-ми: - опр-е ее хар-ра кадрами и мен-ром; - объед-е пр-сов, к-е без этого вз.действуют нецеленапр-но или неэф-но; - сохр-е как предвар-но заплан-го порядка пр-са, так и опер-го, зависящего от ситуации реагирования раб-ка и мен-ра. Незаплан-ные действия предполагают устан-е отв-ти в мен-те; - опр-ная, зависящая от пр-са гибкость, что обесп-ет ф-ние с-мы в изм-щихся усл-ях; - единство раб. пр-сов и пр-сов упр-я как рез-та разумного раздел-я труда. Орг-я - единство состояния и пр-са, т.к. она обесп-ет стаб-ные орг-ные реш-я, но явл. сама лишь отн-но стаб-ной вследствие постоянного разв-я внеш. и внутр. сред фирмы. Виды орг-й. 1) по способу формир-я разл-ют: - формальные (в соотв-и с Уставом), - неформ. (возн-ют в каждой большой орг-и по признаку единства интересов какой-то области); 2) по отн-ю ко своим членам (по статусу) орг-и: - первичные; - вторичные. Перв-е означ-т, что орг-я д/ объед-емых людей выступает как реал-й объект, образов-й и сущест-щий незав-мо от них. Вкл-сь в уже действ-ю орг-ю, люди признают ее главенство над собой. Вторич-е орг-и создаются наоборот. Их членами, наделенными опр-ми правами и рес-ми, устан-ся опр-ные правила игры, к-м на опр-х усл-ях готовы подчин-ся. Такие орг-и сущ-ют в 2 формах: - ассоциативные; -корпоративные. Орг-я ассоц. типа создается своими членами д/ повседневной коорд-и их деят-ти без потери ими суверенитета.
Внутр. и внеш. среда орг-и, и их хар-ка. Внутр. среда орг-и. Орг-я предст. собой открытую с-му, целостность, состоящую из многочисл-х вз.связ-х частей, переплетающихся с внешним миром. Часть этой с-мы внутри орг-и без учета внешнего окружения наз-ют внутр. средой орг-и. Д/ внутр. среды хар-но наличие ф-ров, к-е явл. перем-ми вел-нами: цели, задачи, люди, технология, стр-ра. Наличие этих ф-ров явл. обяз-ным д/ сущ-я орг-и. Цели – конкретное конечное состояние или желаемый рез-т, д/ достиж-я к-х созд-ся орг-я. Задача – предписанная работа, серия работ, к-е д/б вып-ны заранее устан-ным способом в заранее оговоренные сроки. Технологию следует рассм-ть как ср-во преобраз-я сырья, будь то инф-я, мат-лы, в искомые продукты. Знач-е ан-за внут. среды: - инф-я о внут. среде фирмы необ-ма мен-ру, чтобы опр-ть внутр-е возм-ти, потенциал, на к-е фирма м/ рассч-ть в конкурентной борьбе д/ достиж-я поставл-х целей; - ан-з внутр. среды позв-ет также лучше уяснить цели и задачи орг-и; - ук-ет на то, что помимо пр-ва прод-и, оказ-я услуг орг-я обесп-ет возм-ть сущ-я своим раб-кам, создает опр-е соц. усл-я д/ их жизнедеят-ти. Эл-ты внутр. среды: 1. пр-во. 2. персонал. 3. орг-я упр-я. 4. маркетинг. 5. финансы и учет. Внеш. среда орг-и. Осн-е хар-ки: 1. Вз.связь ф-ров: сила, с к-й изм-е одного ф-ра возд-ет на др. ф-ры. 2. Сложность, к-я выраж-ся в разнообразии ф-ров, значимым образом влияющих на орг-ю. 3. Подвижность, т.е. относ. скорость изм-я среды. 4. Неопр-ть, к-я выраж-ся в том, что инф-я не точная, не достоверная, не своевременная. Схема: Среда прямого возд-я: Орг-я (↔): поставщики, профсоюзы, законы и гос. органы, конк-ты, потр-ли. Среда косвенного возд-я: Орг-я: (↔): м/ународные события, НТП, полит. ф-ры, соц.-культурные ф-ры, состояние эк-ки. Проект-е ОСУ. Потр-ть в проект-и ОСУ появл. в след. случаях: при созд-и новых п/п-й; при диверс-и на действующих п/п-ях; при приват-и гос. п/п-й; при осущ-и реконстр-и, перевоор-я п/п-я; при созд-и периф-х подразд-й, филиалов, дочерних п/п-й. Проект-е ОСУ любой орг-и: опр-е миссии, ее предназн-я → устан-е целей и задач → разраб-ка стратег. плана разв-я фирмы → выдел-е осн-х ф-й напр-я деят-ти фирмы → в соотв-и с этим назн-ют рук-лей по осн-м напр-ям деят-ти фирмы. Ими стан-ся т.н. дир-ра по напр-ю: дир-р по эк-ке, фин. дир-р, дир-р по пр-ву, тех. дир-р, дир-р по соц. строит-ву. Кол-во этих дир-ров зависит от масштаба и от хар-ра деят-ти фирмы. Дир-ра по напр-ю форм-ют отделы и службы д/ реал-и поставл-х задач. Д/ отделов и служб разраб-ся спец. полож-я, к-е регламе-ют деят-ть этих структ-х подразд-й. В полож-ях устан-ся их подчиненность. Д/ каждого раб-ка разраб-ся деят-тная инстр-я, к-я вкл. след. разделы: - квалиф-е треб-я к исполн-лю деят-ти; - права раб-ка; -обяз-ти раб-ка; - отв-ть. Пр-с формир-я ОСУ вкл. в себя: 1. формир-е общей структ. схемы аппарата упр-я; 2. разр-ка состава осн. подразд-й и связей м/у ними; 3. регламентация оргстр-ры. Сов-ть док-тов, разраб-х на всех стадиях проект-я вместе с пояснительной запиской составляют проект ОСУ. 2 пр-па исп-я мех-зма проект-я орг. с-м: 1. пр-п послед-ти (на имеющихся данных разраб-ся след шаги); 2. пр-п паралл-ти (д/ новых фирм необ-мо парал-но проектировать мех-змы внут функц-ния и мех-змы вз.действия с внеш средой). Проект-е ОСУ осущ-ся на основе след. методов: 1. метод аналогий – исп-ние тех вар-тов, к-е уже имеются; 2. экспертно-аналит-кий метод – осн-н на изуч-и и ан-зе; 3. метод стр-ризации целей – орг-я рассм-ся с т. зр. с-мы – выдел-ся цели и рассм-ся дерево целей; 4. метод организац. моделир-я – на осн-и модели. Оц-ка эф-ти орг. проектов позв-ет опр-ть ур-нь прогрессивности действующей стр-ры, разраб-мых проектов или плановых меропр-й.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|