Срок окуп-ти инв-й: фин-й профиль проекта.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Сроком окуп-ти («простым») наз-ся прод-ть периода от нач-го момента до момента окуп-ти - тот наиб. ранний момент вр-ни в расчетном периоде, после к-го тек. чистый д-д ЧДД стан-ся и в дальнейшем остается неотриц-м. При оц-кеэф-ти срок окуп-ти, как правило, выступает только в кач-ве ограничения. Т = К(инв-и) / П. «-»: 1. Инв-и сумм-ся, и время их освоения не входит в срок окуп-ти. 2. Прибыль берется среднегодовая. 3. Ф-р вр-ни не учит-ся. Данный метод и пок-ль несовершенны, приблиз-ны. Им можно польз-ся д/ приблиз-ной оц-ки. В рын. эк-ке срок окуп-ти рассч-ют с учетом реальных ден. д-дов, путем послед-го слож-я рез-тивных вел-н инвестир-я и прибыли с соотв-щими знаками. Прогноз ДП (CF) явл. наиб. важным и сложным из всех фин-х прогнозов бизнес-плана. Он вкл. фактическое поступление ден. ср-в (приток ср-в) и факт-кое перечисл-е ДС (отток ср-в). Итоговый пок-ль прогноза отражает сальдо оборота ден. ср-в – чистый ДП проекта. Д-ды, тек. з-ты и налоги корректируются с учетом ожид-х темпов инфл-и. Если К — инв-и, Q — V реал-и; U — тек. з-ты; U = с/с-Ам.; Пр. — прибыль с аморт-ей, то CF(t) = - К(t) + Q(t) - U(t) = - К(t) + П(t). Построим график завис-ти NPV (кумулятивного ДП (ССF) от вр-ни. Этот график в ан-зе имеет самост-ное знач-е (financial diagram - фин-й профиль проекта). Т - срок окуп-ти, А - точка min ликвидности, CFF - без диск-я (в фирме лучше исп-ть этот метод), NPV- с диск-ем. PP - важнейший пок-ль эф-ти проекта. В рын. эк-ке РР считают послед-ным слож-ем инв-й (-) и д-дов(+) до тех пор, пока их алгебраическая ∑ не будет = 0. Отрезок вр-ни, на к-м это произойдет, хар-ет срок окуп-ти. Осн-й недостаток пок-ля РР как меры эф-ти закл-ся в том, что он не учит-ет весь период ф-ния инв-й, и, след-но, на него не влияет вся та отдача, к-я лежит за пределами его. Этот пок-ль не м/ служить критерием выбора, а м/ исп-ться лишь в виде ограничения при прин-и реш-й. Если Т проекта >, чем принятые огран-я, то он искл-ся из списка возможных инв-онных проектов.
Ан-з чувств-ти проекта. Под чувств-тью понимают ст-нь реакции проекта на чувств-ть разл-х ф-ров. Если изм-е ф-ров сильно сказ-ся на эк. пок-лях проекта, то проект чувст-лен. Его устойч-ть низкая, с т.зр. бизнеса это плохо. Цель ан-за чувств-ти состоит в сравн-ном ан-зе влияния разл-х ф-ров инв-ного проекта на ключевой пок-ль эф-ти проекта, напр., IRR. Послед-ть ан-за чувств-ти.: 1) Выбор ключевого пок-ля эф-ти инв-й (IRR или NPV). 2) Выбор ф-ров, отн-но к-х разработчик инв-го проекта не имеет однозначного суждения (т. е. нах-ся в состоянии неопр-ти). Типичные: - кап-льные з-ты и вложения в оборотные ср-ва; - рын. - цена товара и V продажи; - компоненты с/с-ти прод-и; - время строит-ва и ввода в действие осн-х ср-в. 3) Устан-е номин-х и предельных (нижних и верхних) знач-й неопр-ных ф-ров, выбранных на втором шаге процедуры. 4) Расчет ключевого пок-ля д/ всех выбранных предельных знач-й неопр-х ф-ров. 5) Постр-е графика чувств-ти д/ всех неопр-х ф-ров. Если NPV < 0 – проект эк.неэф-ен. Т.о., NPV – усл-е эф-ти. Если NPV = 0 – это точка безразличия. NPV – вел-на, зависящая от нек-х ф-ров: от норматива привед-я (Е), к-й, в свою очередь, зависит от возм-тей каждого конкр-го инвестора вложить деньги в тот или иной альт-ный проект. С т.зр. матем-ки IRR - такой норматив диск-я, при к-м NPV = 0. IRR пок-ет max %, под к-й д/ реал-и проекта м.б. привлечены деньги и при этом в рез-те реал-и проекта мы вернем сами деньги и %-ты по ним. IRR >% – усл-е эфф-ти. IRR д.б. ≥ цены денег, к-е привлекаются д/ реал-и данного проекта. При указании и расчете IRR всегда надо записывать, за какой период рассчитано и на какой временной интервал. Пр.: IRR = 6,2% за 6 лет в расчете на год.
Ан-з рисков. Любой реальный проект реал-ся в усл-ях неопр-ти. При план-и точно не известны буд-е пар-тры проекта (V пр-ва, динамика цен и т.д.). Возм-ть негативного отклон-я пар-тров проекта от план-мых пар-тров создает риски проекта. При бизнес-план-и необ-мо с особым вним-ем подходить к ан-зу рисков проекта, поск-ку должная подготовка этого раздела поможет адекватно оценить сам проект и принять правильное реш-е отн-но его реал-и. От вел-ны рисков проекта во многом зависит %ная ставка по привлекаемым банковским кредитам. Ан-з чувств-ти — методика выявления крит-х пок-лей проекта. В ходе ан-за происходит проверка критериев эф-ти проекта (чистой тек. ст-ти и (или) внутр. нормы прибыли) в связи с изм-ями исходной инф-и (инв-ных и эксплуат-ых изд-ек, цен на прод-ю или услуги). Ан-з чувств-ти дает возм-ть понять, изм-е каких пар-тров наиб. сильно влияет на проект, и колич-но измерить это влияние (опр-ть "запасы прочности" по каждому из влияющих пар-тров). I этап — знач-я всех перем-х на входе проекта, кроме одной, остаются базовыми, а одна ан-зируемая перем-я мен-ся на какое-л. фиксир-ное знач-е, напр. на 10%. После этого пересч-ся чистая тек. ст-ть и оц-ся влияние изм-я данной переменной на R-ть проекта на основе пок-ля чувств-ти, к-й предст. собой %-ое изм-е чистой тек. ст-ти при изм-и на 1% знач-я выбранной перем-й. Знач-е перем-й, при к-й NPV стан-ся = 0 (т.е. з-ты равны выгодам), наз. критическим знач-ем, или точкой безубыт-ти. II этап — расчет пок-ля чувств-ти и крит-х знач-й д/ каждого компонента. III этап — ранжирование компонентов на осн-и пок-лей чувств-ти в порядке убывания: чем выше чувств-ть, тем важнее данная перем-я д/ знач-я NPV. В мульти- и монопроектах речь идет обычно о 2-трех перем-х, изм-е к-х м/ сущ-ным образом повлиять на вел-ну пок-лей эф-ти проекта.
Влияние налоговой и аморт-ной пол-ки на формир-е ДП. Здесь опр-ся реальный ДП тех денег, за счет к-х и окуп-ся инв-и, влож-е в проект. Конкретно это: ЧП и амор-я (источники возврата). Осн-м источником возврата ср-в, влож-х в проект, явл. прибыль. Однако прибыль – это практ-ки всегда объект н/облож-я. След-но, из прибыли надо вычесть налоги. Аморт-я, с одной стороны, эл-т з-т с/с-ти (статья). Однако в отличие от др. статей эти деньги остаются как бы в обороте самого п/п-я. П/п-е, след-но, рассм-ет эти деньги как внутр-й источник и в этом смысле как источник возврата осущ-х ранее инв-й. Если ЧП форм-я под влиянием налог-го рычага, то амор-я не испытывает этого влияния. След-но, на сущ-щих п/п-ях стремятся к повыш-ю аморт-и и при этом, к сниж-ю н/облож-я прибыли. План CF: 1. Опр-ем выручку от продаж (V продаж, цену, V продаж в фин. выраж-и). 2. Перем-е изд-ки (к-е изм-ся (↑↓) при изм-и V прод-и: р-ды на закупку СиМ, потребл-е энергии, трансп-е изд-ки, расх на з/п). 3. Пост-е изд-ки (те, к-е не зависят от изм-я V прод-и (Аморт-я, % за кредит, арендная плата, содер-е упр-кого перс-ла, админ-е р-ды). 4. Прибыль до н/о (Выручка-все изд-ки). 5. Налоги. 6. ЧП. 7. СCF - Чистый ДП = ЧП + амортизация. П/п-я имеют право заявить в своей пол-ке о прим-и ускоренной аморт-и, это позв-ет ↑ ср-ва внутри п/п-я. Лучше списать аморт-ю сегодня, чем по частям каждый месяц, т.к. деньги обесцениваются. Большое знач-е на фин-й рез-т оказ-ют налоги. Чем > налоги, тем < CF. 1. Можно снижать налог на прибыль, увеличивая з-ты, т.е., списывая часть д-дов в р-дную часть. 2. Сниж-е налога на им-во: пример с лизингом, и вообще, когда п/п-е что-либо берет в аренду. 3. Прим-е налог-х льгот: уменьш-е ставки налога на им-во д/ лесозагот-ных п/п-й. При ремонте и модерн-и обор-я ремонт вкл. в з-ты (на пр-во и реал-ю) → ↑ с/сть → ↑ CF. Начисление налогов по отгрузке или по оплате, лучше по оплате, т.к. по отгрузке теряются суммы.
Учет инфл-и при оц-ке эф-ти инв-й. Формула Фишера. Инфл-я во многих случаях сущ-но влияет на вел-ну эф-ти ИП, усл-я фин. реализуемости, потр-ть в финанс-и и эф-ть участия в проекте собственного кап-ла. Это влияние особ-но заметно д/ проектов с растянутым во вр-ни инв-онным циклом (напр., в добывающей пром-ти), или требующих знач-ной доли заемных ср-в, или реализуемых с одновр-ным исп-ем неск-х валют (многовалютные проекты). Поэтому при оц-ке эф-ти инфл-ю следует учитывать. Учет инфл-и осущ-ся с исп-ем: - общего индекса внутр. рублевой инфл-и, опр-емого с учетом с-матически корр-мого раб. прогноза хода инфл-и; - прогнозов валютного курса рубля; - прогнозов внеш. инфл-и; - прогнозов изм-я во вр-ни цен на прод-ю и рес-сы, а также прогнозов изм-я ур-ня средней з/п и др. укрупненных пок-лей на перспективу; - прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинанс-я ЦБ РФ и др. фин-х нормативов гос. регул-я. Номинальной наз-ся %ная ставка рн, объявленная кредитором. Она учит-ет, как правило, не только д-д кредитора, но и индекс инфл-и. Реальная %ная ставка po — это номин-я %ная ставка, привед-я к неизмному ур-ню цен, т.е. скорр-ная с учетом инфл-и ("очищенная от влияния инфл-и"). Реальная %ная ставка исп-ся при ан-зе динамики %ных ставок и д/ приближенного пересчета платежей по займам при оц-ке эф-ти ИП в тек-х ценах. Связь м/у номин. и реал. %-ми ставками проводится формулой И. Фишера: р0ш = (рнш – iш) / (1+iш), или в симметричном виде: 1+рнш = (1+р0ш)-(1+iш), где (все пок-ли выраж-ся в долях ед-цы): - рнш – номин. %ная ставка за 1 шаг начисл-я %; - р0ш – реал. % ставка за 1 шаг начисл-я %-тов; - iш - темп инфл-и (темп прироста цен), ср. за шаг начисл-я %.
Расчет ур-ня безуб-ти в ан-зе инв-ных проектов. Безубыт-ть – такой V продаж, при к-м п/п-е уже не имеет убытков, но ещё нет и прибылей, выр-ки от реал-и хватает лишь на покрытие пр-ных р-дов. Д/ расчета этого пок-ля треб-ся данные о 2 видах изд-ек: пост-х и перем-х. Пост-ные - не зависят от V пр-ва (н-ги, содерж-е упр-кого перс.). Перем-е – увел-ся по мере увел-ия V пр-ва. Наращивая V пр-ва, мы как бы понижаем удельный вес пост-х з-т на ед-цу прод-и. Ан-зируя этот пр-с в динамике, мы м/ найти тот критич-й V пр-ва, ниже к-го мы несём убытки, а выше к-го мы м/ работать прибыльно. График показ-ет, что если мы производим < критич-го V пр-ва, то мы обречены на убытки при пост-ых знач-ях др. ф-ров. Цены на прод-ю устан-ся т.о., чтобы возместить все перем з-ты и получить надбавку, достаточную д/ поправки пост-х з-т и получ-я прибыли. Точка беззуб-ти – выручка и V пр-ва фирмы, к-е обесп-ют покрытие всех ее з-т и нулевую прибыль. Выручка, соотв-щая точке безуб-ти, наз-ся пороговой выручкой, а V пр-ва (продаж) в этой точке – пороговым объмом пр-ва (продаж). Исп-ся 3 метода: 1. Минимаксный: Д/ постр-я уравн-ния общих з-т и раздел-я их на пост. и перем-е части по методу высшей и низшей точки исп-ют след-ий алгоритм: 1) Среди данных об V пр-ва и з-тах выбирают мин-ное и макс-ное знач-е. 2) Находят разности в ур-нях V пр-ва и з-т. 3) Опр-ся ставка перем-х з-т на един-цу прод-и путем отнесения разности ур-ня з-т к разности в ур-нях V пр-ва. 4) Опр-ют общую вел. перем-х з-т. 5) Расчит-ют V пост-х з-т как разность м/у общей вел-ой з-т и перем-ми з-тами. 2. Графический. На графике пок-ют пост з-ты, перем-е, опр-ют общие з-ты и точка пересечения выручки и общих з-т покажет безуб-й V пр-ва. 3. Статист-кий – наиб. точный. Пар-тры опр-ся на основе факт-х данных об V пр-ва и полных з-т. Д/ опр-я вел-ны пост. и перем-й части решают с-му норм-ых уравн-й: n-a+b∑х=∑у; a∑х+b∑х2=∑(у-х). х - V пр-ва, у - з-ты на пр-во, а-пост. з-ты, b - перем-ные. Строится уравн-е у = а + bх. Графическим способом опред-ся точка безубыт-сти.
Типовой состав бизнес-плана. Бизнес-план – это раб. док-т и инстр-т, с пом. к-го привлек-ся деньги и объед-ся усилия разных лиц д/ реал-и задум-х проектов. БП разраб-ют или сами инвесторы проекта или нанятые со стороны спец-ты.Орг-я любого бизнеса уникальна и единого универс-го состава БП не сущ-ет. Однако сложилась методика из общепринятых треб-й. Типовой состав: 1) Резюме – краткое излож-е всего БП (1стр.): - ком-кий/ неком-кий; - ск-ко денег, IRR, NPV, срок окуп-ти. 2) Продукт (услуга) (если известный – сослаться на минимум, если редкий – тщательно расписать, чтобы подчеркнуть дост-ва). 3) Маркетинг – д/ буд. инвесторов написать кому, ск-ко, как и где продавать. 4) Орг-ный и юр. план. Юр. план: выбор орг-но-правовой формы. Орг. план: что за чем продавать. 5) Строит-й план. 6) Пр-ный план (описание технологии, ск-ко прод-и пр-ть. 7)Фин. план – расчеты – откуда как и на каких усл-ях деньги? (коэф-ты прибыл-ти, ликв-ти, оборач-и). ДП инв-й, продаж, тек-х з-т, прибыли, источников возврата инв-й, сводный план ДП, с-ма пок-лей эф-ти инвест-ий. 8) Соц.-эк. последствия реал-и проекта. - созд-е новых раб. мест; - р-р з/п раб-щих; - налоговые и иные поступления в бюджет и внебюджетные фонды; - соц. полезность пр-мой прод-и; - возм-ть добров-х соц. обяз-в бизнеса. 9) Ан-з рисков чувств-ти проекта. 10) Фин. стратегии проекта (БП). 11) Оц-ка возд-я проекта на окр. среду.
Методики разр-ки бизнес-планов. Бизнес-план – это раб. док-т и инстр-т, с пом. к-го привлек-ся деньги и объед-ся усилия разных лиц д/ реал-и задуманных проектов. БП разраб-ют или сами инв-ры проекта или нанятые со стороны спец-ты. Орг-я любого бизнеса уникальна и любое лицо, прин-щее реш-е м/ разраб-ть БП по той методике, к-я им самим оц-ся как наиб. эф-ная. Однако некот-е обст-ва вынуждают разработчиков БП придерж-ся неких норм и правил: 1) людям, раб-щим с БП легче договориться, если они будут говорить на «одном языке», исп-я термины и пок-ли. 2) Если бизнес претендует на деньги из бюджета, то гос. органы вправе установить свои правила д/ разр-ки и представл-я БП. 3) По этой же причине крупные стр-ры (банки, инв-ые фонды…) вводят свои правила в отн-и БП. 4) Д/ реал-и идеи или автом-ции расчетов на базе комп-й техники также необ-ма унификация методов разраб-ки БП. Методики: 1. в 1995 г. на русский яз. был переведен фундаментальный труд, подготовленный по инициативе одного из институтов ООН – ЮНИДО, «Рук-во по эф-ти инв-й». Эта методика оц-ки эф-ти инв-й стала базовой и на нее ссылаются многие разработчики др. методик. 2. Первая офиц-я росс. методика (точнее метод-кие реком-ции) была издана в 1994 г. переиздана в 2001г. 3. Методики Всемирного банка. 4. Полож-ную роль в методическом обесп-и разр-ки бизнес-планов сыграла и росс. комп. прог-ма «Project Expert», а также прога «Альтинвест» (комп-я «Альт»), ИНЭК-аналитик (комп-я «ИНЭК»). Если БП создан д/ внутр-х целей орг-и, можно исп-ть любую методику. Если ориентирован на внешних польз-лей – надо учитывать мнение и пожелания этих потр-лей БП.
Выбор норматива диск-я в ан-зе эф-ти инв-й. Е можно выбрать, исходя из след. обст-тв: Е – это норматив эф-ти, с к-м м/ «работать» деньги, вложенные в какой-л. проект. Напр., инвестору предложено вложить деньги в 1 из неск-х проектов, в таком случае он выберет мах пок-ль R из им-щихся у него проектов и именно этот пок-ль будет исп-н, как норматив дисконт-я д/ расчета NPV проекта. Оценив, что при данной ставке дисконта проект эк-чески эф-ен (NPV>0), инвестор м/ дальше продолжить ан-з, увеличивая ставку дисконта на вел-ну рисков, предприн-кой премии, инфл-и. Исп-я Е как рычаг, инвестор продолжает испытывать проект на излом и увел-ет норматив Е. Если при > высоком Е: NPV>0, то иссл-мый проект дейст-но явл. высокоэф-ным и обладает большим запасом прочности. Чем > у инвестора альтерн-х возм-тей вложить деньги в высокоэф-ные проекты, тем > высокое знач-е Е он будет исп-ть при расчете NPV каждого нового проекта. Если же инвестор ограничен в альтерн-х и не склонен к рискам: в этом случае при расчете NPV новых проектов он закладывает низкие знач-я норматива эф-ти, к-е практ-и без риска м/ получить через такие фин. инстр-ты, как депозиты банков или покупка гос. ц.б. Неск-ко иначе дело обстоит с учетом инфл-и. Высокая инфл-я искажает оц-ку реальной динамики роста эк-ки и её эф-ти, т.к. при быстром и знач-ном росте цен созд-ся иллюзия роста продаж и прибыли. Если индекс роста инфл-и обозначить через λ, реальную д-дность бизнеса – R, а номин-ю - τ, то вз.связь м/у ними можно выразить через ур-ние Фишера: τ=R+λ+Rλ. Но если в расчет эф-ти мы введем номин-й норматив диск-я, то следует и все CF скорректировать на индекс инфл-и именно на данный вид CF. На практике данный метод прим-ся редко ввиду того, что ожидаемую инфл-ю трудно спрогнозировать. > простая идея закл-ся в искл-и инфл-и из расчетов. Д/ этого все цены, в к-х рассч-ся CF, объявл. неизмными на весь период действия проекта (если реально инфл-я будет, то абс. пок-ли мнимо возрастут, но отн. пок-ли эф-ти проекта измятся очень незнач-но, т.е. оц-ка эф-ти инв-й останется адекватной). Примером явл. бизнес-план, где все расчеты ведутся в твердой валюте (евро).
Клас-я инв-й по натурально-вещ-ному составу. Инв-и – это долгоср. вложения ср-в в сфере эк-ки, предприн-кой деят-ти с целью получения прибыли и др. конечных рез-тов за счет орг-и пр-ва и продаж каких-л. товаров и услуг. Виды инв-й: А) по назнач-ю: - портфельные – приобрет-е пакетов акций и др. фин-х инстр-тов разл-х п/п-й; - прямые (кап.вложения) – Приобретение реальных активов (зданий, сооружений, оборудования) конкретного п/п-я (бизнеса). Б) по вещественному составу: - мат-ные: земля, ср-ва произв-ва, товарно-мат. ценности, полуфабрикаты. - немат-ные: лицензии, патенты, реклама, обуч-е пресонала, инф-я, товарные знаки. - фин-е: деньги, паи, вклады, акции, обязательства.
Клас-я инв-й по источникам формир-я. Инвестор - чел-к, осущ-щий инв-и. Инвесторы: - акционер – инвестор, владеющий акциями п/п-я, осущ-щего проект; - кредитор – инвестор, предост-щий заемные ср-ва д/ реал-и проекта. Источники инв-й: - ср-ва, образующиеся в ходе осущ-я проекта. Они м/б исп-ны в кач-ве инв-й (в случаях, когда инвестир-е продолж-ся после ввода фондов в действие) и в общем случае вкл. прибыль и аморт-ю пр-ных фондов. Исп-е этих ср-в наз-ся самофинанс-ем проекта. - Ср-ва, внешние по отн-ю к проекту, к к-м отн-ся: 1) Собств-е: прибыль; аморт-я; личные ср-ва физ. лиц. 2) Приравненные к собств-м: акцион. кап-л; паи, взносы; постоянная ДЗ. 3) Заемные: кредиты; облигации (долговые ЦБ); ДЗ сверх пост-ной. 4) Прочие: гранты; трансферты; субсидии — ср-ва, предоставляемые на безвозмездной основе: ассигнования из бюджетов разл-х ур-ней, фондов поддержки предприн-ва, благотворит-ные и иные взносы орг-й всех форм собств-ти и физ. лиц, включая м/унар. орг-и и фин-е институты;ср-ва в виде имущества, предоставляемого в аренду (лизинг).
Фин. страт-я инв-ного проекта. Здесь д/б дан ответ на?, из какого источника взять деньги на реал-ю проекта. Источники инв-й: - ср-ва, образующиеся в ходе осущ-я проекта. Они м/б исп-ны в кач-ве инв-й (в случаях, когда инвестир-е продолж-ся после ввода фондов в действие) и в общем случае вкл. прибыль и аморт-ю пр-ных фондов. Исп-е этих ср-в наз-ся самофинанс-ем проекта. - Ср-ва, внешние по отн-ю к проекту, к к-м отн-ся: 1) Собств-е: прибыль; аморт-я; личные ср-ва физ. лиц. 2) Приравненные к собств-м: акцион. кап-л; паи, взносы; постоянная ДЗ. 3) Заемные: кредиты; облигации (долговые ЦБ); ДЗ сверх пост-ной. 4) Прочие: гранты; трансферты; субсидии — ср-ва, предоставляемые на безвозмездной основе: ассигнования из бюджетов разл-х ур-ней, фондов поддержки предприн-ва, благотворит-ные и иные взносы орг-й всех форм собств-ти и физ. лиц, включая м/унар. орг-и и фин-е институты;- Фин-й лизинг (вместо простого): в лизинг крупного оборудования. Лизингодатель по сути дела кредитует бизнес, извлекая свой д-д через часть тек. лизинговых платежей. Лизингополучатель имеет возм-ть «растянуть» платеж во вр-ни, а не платить большие деньги единовр-но. – Венчурные комп-и: работают с проектами высоких рисков, но и высокой д-дности. При этом подразум-ся, что если хотя бы часть высокод-дных проектов будет реал-на, то эти д-ды покроют убытки от несостоявшихся проектов. Предоставляют кап-л п/п-ям, реал-щим инн-ные проекты в обмен на долю в Уставном кап-ле или пакет акций. В рез-те они получают доступ к упр-ю проектом, а после его успешной реал-и эта доля (пакет акций) м/б эф-но продана третьим лицам.
Предмет и задачи инн-го мен-та. Ин-й мен-т - орг-я и упр-е иссл-ми, разраб-й, освоением и распростр-м нововв-й в соотв-и с перспектив-ми целями, науч-тех. потенциалом п/п и данными марк-га. Нововв-я м/ осущ. в люб. сфере (технологии, марк-га, нов. тов-в, упр-я), гл-е, чтобы они приносили комм-кий, соц., эколог. или какой-л. др. эф-т. Сначала появл. новш-во (открытие, не имеющ. комм-го исп-я), а когда оно нач-т исп-ся, стан-ся ин-й. Период вр-ни м/у появл-м новш-ва и воплощ-м его в нововв-ие наз-т ин-м лагом. Пр-с перевода новш-ва в инн-ю требует привлеч-я фин-х, чел-х и матер-х рес-в и вр-ни. Осн-е комп-ты инн-й деят-ти – новш-ва, нововв-я и инв-и. Рынок новш-в, р-к нововв-й и р-к инв-й образуют сферу инн-й деят-ти. Нов-ва (т.е. новые знания, опыт) нужны науч-м орг-м, исслед-м подразд-ям фирм, универс-там. Новш-во, доведенное до комм-го исп-я, стан-ся нововв-ем. Д/ ин-й деят-ти люб-й фирме необх. кап-л (форм-я рын инв-й). Ин-я – это исп-е рез-в интеллект-го труда, направл-х на соверш-ние проц-са деят-ти или ее рез-тов. Инн-й проц. – проц. разв-я ин-ции от идеи до продукта, технол-и или услуги и их распростр-я в хоз. практике. Задачей ин-го мен-та явл. обесп-е долговр-го функц-я п/п, эфф-й работы всех внутр-х и внеш-х эл-в п/п. Цели: Внутр-е - Выр-ка стратегич-й инн-й концепции; Разраб-ка инн-х проектов и программ; Построение стр-ры упр-я инн-ми; Планир-е проц-в пр-ва и реал-и прод-и; Подбор и расстановка кадров; Планир-е работ и к-ль за их исполн-ем; Мотив-я интеллект-го труда. Внеш-е - Формир-е долгоср-х и краткоср-х целей; Провед-е маркет-х иссл-й; Оц-ка достиж-й конкур-тов и их исп-е; Кооперация в инновац-х программах; Учет потребит-го спроса и тенденций НТП.
Этапы и категории инн-го пр-са. Рез-тивность научно-тех. деят-ти. Этапы ин-го проц-са: 1. Провод-ся фунд-ые иссл-я. Исполн-ли, как правило, академические институты и Вузы. Эти иссл-я ведутся пост-но в разл-х сферах научной деят-ти. 2. Иссл-я приклад-го хар-ра. И - отраслевые науч-е инст-ты, и иссл-е подразд-я круп-х фирм. Нек-е разраб-ные на этом этапе проц-сы м/б защ-ны патентами. 3. Осущ-ся опытно-конструкт-е и эксперимент-е разр-ки. в специализ-х лаб-риях и в научно-пр-ных подразд-х круп-х фирм. Все ориг-е тех. реш-я, облад-е новизной, стремятся защ-ть патентами. 4. Осущ-ся пр-с подг-ки пр-ва и выхода на рынок ч/з все этапы ЖЦ товара. После оконч-я инн-го лага (Период вр-и м/у появл-ем новш-ва и воплощ-м его в нововв-е) д/ роста Vов пр-ва, расшир-я рынков сбыта, повыш-я конкурентосп-ти необ-мо доп-ное финанс-е. На этом Инн-й пр-с заканч-ся. Осн-е катег-и ин-го проц :1. Науч-е открытия. Это конеч-й продукт фунд-х исслед-й. Под открытием поним-ся устан-е неизв-х ранее закономер-ей, св-в и явл-й природы, вносящих коренные изм-я в ур-нь познания. Виды: а) Базисные, делающие переворот в ключевой обл-ти науки; б) Среднего масштаба, расшир-щих рамки данного научного направл-я. в) Нижнего ур-ня - хар-ют отд-е пр-сы и служат основой д/ реал-и базис-х открытий. 2. Изобретения. Это рез-т приклад-х иссл-й. Изобр-е - новое тех. реш-е в любой обл-ти деят-ти, дающее при исп-и положит-й эф-т. В отлич-и от открытия изобр-е имеет комм-ю направл-ть (иногда соц. или эколог-ю): а) Базисные; б) Улучш-щие; в) Модификац-е. 3. Инновации – кач-ые изм-я в пр-ве и распростр-и тов-в и услуг. Это м/б нов тов, нов технол-и, методы упр-я и рынки сбыта. Хар-ные черты: новизна, эфф-ть. Виды: а) Радик-ые (базисные); б) Комбинир-ые (улучш-е); в) Модификац. Резуль-ть науч-тех деят-ти. Под риском поним возм-ть полного или частич-го неполуч-я запланир-го рез-та. Риски м/ разделить на научно-тех., к-м м/ упр-ть, и инвестиц-е, не поддающ. упр-ю и зависит только от вида деят-ти. Из всех финансир-х этапов инн-го проекта этапы исслед-я и разр-к не искл-т отриц-й рез-т. Только после испытания опытного образца нового продукта м. судить о правильности выбр-го направл-я исслед-й и раз-к и о перспективности дальнейшего финанс-я проекта. Вел-на науч-тех. риска во многом опр-ся рез-ностью работы научно-исслед-х и опытно-конструктор-х орг-й. Рез-сть работы r м/б опр-на отн-ем з-т на законченные с положит-м рез-том работы к общим з-там. r=∑R/(∑Q-(Hn-H1)). ∑Q - фактич-е з-ты на иссл-я и разр-ки. H1, Hn - незаверш-е пр-во на начало и конец периода. Фактич-я результ-сть научных орг-й в целом невысока, она составляет 30 - 50%. Инвестор д/ понимать, что вер-ть успеш-го оконч-я этапов иссл-я и разр-к сост-ет в среднем РS =0,4. В этом случае средневер-я вел-на потерь составит F=(1-ps)(PП+PО). Этот вид потерь не зависит от конъюнк-ры рынка и свойств-н только инн-ым проектам.
Правовое регул-е инн-ной деят-ти. Интел-я собств-ть: 1) Промышл-я – изобретат-е и патент-е право. (Париж-я конвенц, дог-р о патент-й кооперации, Мадрид-е соглаш-е). 2) Литер-но-худож-я – авторское право. (Бернская конвенц по охране литер-й собств и худ-х произв-й, Римская конвенция по охране прав исполнителей). Виды пром-й интел-й собств-ти: изобрет-я; полезные модели, промыш-е образцы, тов. знаки, наим-е места происхож-я товара, фирменное наимен-е, ноу-хау. Люб. лицо м/ исп-ть изобрет-е на основ лиценз-го дог-ра. Открытая лиц-я (бесплат-е польз-е); простая (право на польз-е на отд-м п/п); исключит-я (в части прав лиц-ра, напр., на отд-й тер-и); полная (передача всех прав, в т.ч. и право прод-ть сублиц-и). Сущ-т 3 вида лиценз-ых платежей: 1) в форме роялти. Это периодич-ие платежи в проц-х или твердых ставках в течение срока действия лиц-го соглаш-я. Плата роялти P = V × R. V - база рояли, R - ставка (исходя из доли лицензиара в доп. приб лицензиата); 2) паушальные платежи. Фиксир-ые суммы платежей, выплач-ые единоврем-но. Опр-ся как дисконт-ые на момент выплаты платежи в форме роялти P=∑V-R/ (1+Е)n. Е = безриск. ст. ссудного %.; 3) смешанные платежи. Комбинация единовр. и периодич-х выплат.
Оц-ка восприимч-ти с-м к нововв-ю. Воспр-ть – спос-ть технологии принимать ин-ции. Она влияет на спос-ть освоения нововв-я. Осн. пар-тр нововв-я – это его радикальность. По ст-ни радик-ти все нововв-я можно распределить от малорадикальных (небольшая модерн-я) до высокорад-х (преобразующих все осн-е составляющие пр-ной с-мы). Большую роль в восприятии нововв-й пр-ной с-мой играет исп-мая технология. Техническая с-ма (ТС) м/б открыта (признание нововв-я), закрыта (отвержение) или полуоткрыта. Чем шире спектр нововв-й, д/ к-х открыта ТС, тем легче найти на рынке и выбрать д/ внедрения альтер-ное новш-во. Влияние целост-ти с-мы. В цел-й с-ме каждый эл-т связан с ост-ми эл-ми. Чем выше цел-ть с-мы, тем < число участков, на к-х можно реал-ть нововв-е незав-мо от др-х уч-в. С-ма, в к-й эл-ты не связаны м/у собой, наз-ся обособл-й. В таких с-мах м/ осущ-ся мельчайшие изм-я в любом эл-те. В цел-но-обособл-х с-мах эл-ты одного участка связаны м/у собой, а с ростом ст-ни цел-ти кол-во уч-в уменьш-ся, одновр-но увелич-ся радик-ть нововв-я. Цел-е с-мы воспр-вы к радик-м изм-ям, чем < цел-ть, тем легче восприн-ть модиф-е изм-я. Влияние наукоём-ти прод-и. Наукоём-ть прод-и опр-ся ст-нью исп-я новых достиж-й науки и техники в разраб-ке прод-и. Чем выше наук-ть, тем большую роль играют иссл-е подразд-я, высококвалиф-й персонал и высокотехнолог-е обор-е. ТС, ориентир-е на наукоём-ю прод-ю, открыты д/ высокорад-х нововв-й. Влияние измч-ти техн-гии. Стабильная тех-я остается неизм-й в теч-е всего ЖЦ спроса. Возм-ть д/ инн-й в этом случае предоставл-ся улучш-м отд-х парам-в выпуск-й прод-и. Такая технол-я открыта д/ модиф-х ин-й. При плодотворной тех-и длит-е время сохран-ся лишь базовая тех-ия, к-я допускает возм-ти модерниз-и от модиф-ции до улучш-щих изм-й на отд-х участках. Д/ плод-й тех-и хар-ен выпуск сменяющих друг друга поколений прод-и. При измчивой тех-и выпуск новых тов-в требует радик-х изм-й в тех-гии. Такая тех-гия обычно закрыта д/ улучш-х и модиф-х изм-й. Влияние научно-тех-го ур-ня ТС. Научно-тех. ур-нь тех. обор-я обычно отражается его местом в ряде поколений этого обор-я. Новый эл-т тем легче включить в сущ-щую тех. с-му, чем выше преемств-ть св-в поколений этих эл-тов. Значит, чем ниже научно- тех. ур-нь, тем > п/п будет закрытым д/ нововв-й. Проектное упр-е инн-ной деят-тью. В завис-ти от масшт-в выделяют 2 ур-ня инн-й деят-ти: 1) Операц-й ур-нь обслуж-т тек. краткоср-е цели орг-и, закл-ся в сниж-и изд-ек, модификации прод-ов и технол-й. Осн-е назнач-е инн-й этого ур-ня – нейтрализ-я возмущ-й внеш. среды. Такие инн-и встреч-ся на п/п часто и явл. объектами функц-ного упр-я, подобно пр-ву и марк-гу. 2) Стратег-й ур-нь - призван решать глобальные цели орг-и в долгоср-й перспективе. Осн-я цель – удовлетв-е долговр-х потр-тей п/п и его клиентов. Д/ стратег-х инн-й необ-мо проектное упр-е (функц-го не достат-но, т.к. на каждом этапе треб-ся большое кол-во рес-в, к-е явл. гл-м огранич-м в такой инн-ции). Инн-й проект – это с-ма вз.увяз-х целей и комплекса научно-тех., опытно-конструкт-х, пр-ных, орг-ных, фин. и комм-х меропр-й, приводящих к инн-и, обесп-щих эф-ное реш-е научно-тех. проблемы и оформл-х в виде проектной док-ции. Упр-е проектом и реш-е его задач осущ-т уч-ки проекта. В завис-ти от масштаба проекта в его реал-и м/ принимать участие от одной до неск-ких сотен орг-й, каждая вып-т свои ф-и (Это заказчик, инвестор, рук-ль проекта, проектир-щик, поставщик, исполн-ль, науч-тех. совет – спец-ты, организ-щие отбор исполн-лей и экспертизу получ-х на отд-х этапах рез-тов). М/ классиф-ть инн-е проекты по след. призн: 1) Ур-нь реш-я (- фед-й, - рег-й, - отраслевой, - отд-го п/п). 2) Хар-р целей (- конеч-е, - промежут-е). 3) Вид потр-ти (- новые, - сущ-щие потр-ти). 4) тип инн-ции (- нов продукт, - нов технол-я, - нов ист-к сырья, - нов стр-ра упр-я).
Прогноз-е эк. пок-лей инн-ных проектов. Сценарный подход. Прогноз-е - это попытка оценить будущее фин. сост-е комп-и, к-е зависит от сочетания ряда неопр-тей. Поэтому будущее предст-ся д/ нас в неск-х сценариях. Сценарий (С.) - это с-ма предпол-й о повед-и ряда неопр-тей и их сочетании в будущем. Логично предпол-ть, что 1-м С. рассм-ся вар-т, что все останется неизмным, т.е. "как есть сейчас", и тогда тек. показ-ли экстраполируются в будущее. В пр-се выработки С. можно выделить ряд послед-х действий: 1) Оц-ка тек. состояния комп-и. 2) Опр-е критериев достиж-я цели: - Треб-я или огранич-я внешней по отн-ю к комп-и среде, к-е м/ вкл-ть в себя треб-я окр. среды [хар-ся критич. неопр-тью или предопр-тью (инфл-я, полит. ситуация и т.д.)] и прогнозируемые ситуации (треб-я кредиторов, гос-ва). - Целевые ориентиры, задаваемые польз-лями прогноза (собств-ки, мен-ры), учит-щие их ожидания и выраженные в опр-х критериях достиж-я цели (рост V продаж или ст-ти комп-и, выход на мировой рынок и т.п.). 3) Выявл-е и учет с-мы перем-х, к-ми м/ оперировать аналитик: - С-ма показ-лей, описыв-х фин.-хоз. деят-ть комп-и (д-ды и з-ты). - Критические точки (иначе - проблемные) и точки роста (новых возм-тей). 4) Тек. ситуацию нужно оценить, поэтому сущ-ет с-ма оценок и показ-лей (критериев, опис-щих точки к-ля). 5) Обычно оцен-ся и ан-з-ся след. ф-ры разв-я комп-и: - Бизнес, т.е. конкур-ть продукта и продуктового набора. - Технология, вкл. в себя ан-з эф-ти подразд-й, технолог-х переделов и операций, оборуд-е, стр-ра им-ва. - Персонал, с т.зр. дееспос-ти мен-ров, орг-ные стр-ры и с-мы коммун-й комп-и. - З-ты – стр-ра тек-х и инвест. з-т, формир-е оборот-го кап-ла. - Внешний мир – стр-ра собс-ти, полит. и законодат. окружение. Правила: 1. При прогноз-и тенденций необ-мо учит-ть риск или вер-ть событий. 2. В случае, если С. "как есть" не удовл-ет треб-ям критериев достиж-я цели, необх-мо найти причины - проводится диагностика. 3. Поиск новых возм-тей приводит к генерир-ю мн-ва С.. Необ-мо огранич-ть число С., рассм-мых одновр-но, исп-я сито критериев, как осн-х критериев достиж-я цели, так и > детальных. Одним из самых удобных способов построения прогнозов и выбора С. можно считать метод моделир-я. Тогда? сравнимости С. реш-ся в случае исп-я единой модели д/ оц-ки каждого из С.
Особ-ти оц-ки эф-ти инн-й. Индив-ная ставка дисконта инв-ра. Проблемы оц-ки эф-ти инн-ций. Эф-ть д-ти орг-и выраж-ся через эк. и фин. пок-ли. Вусл-ях рын. с-мы не м/б единой с-мы пок-лей. Каждый инв-р самостоят-но опр-т эту с-му, исходя из особ-ей инн-го проекта, проф-зма спец-тов и мен-ров. К с-ме пок-лей предъявл. след. треб-я: - пок-ли д/ охватывать пр-сы на всех стадиях ЖЦТ; - д/ формир-ся на перспективу (3-5 лет), на основе ретроспективного ан-за д-ти орг-и; - д/ опираться на данные по конкурентосп-ти конкр-х тов-в на конкр-х рынках за конкр-й период; - д/б выражены абс-ми, относ-ми и удельными вел-ми; - д/б состыкованы по всем разд-м плана; - д/ отражать все аспекты фин. д-ти орг-и (д-ды, р-ды, страх-е, ликв-ть ц/б, налоги, эф-ть исп-я рес-сов); - проектир-е окончат-х пок-лей д/ осущ-ся на основе многовар-тных расчетов, с опр-ем ст-ни риска и уст-ти фин. д-ти. Одним из осн. пок-лей эф-ти и стаб-ти функц-я орг-и явл. пок-ль ее устойч-ти. Виды эф-ти. Внедрение новшеств дает 4 вида эф-та: эк., научно-тех., соц., экологический. За счет получ-я эк. эф-та в форме прибыли инн-ная орг-я осущ-т комплексное разв-е и ↑ благосостояния сотр-ков. Остальные виды эф-та несут в себе потенц-й эк. эф-т. Если принимать в расчет только конеч-е рез-ты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инн. д-ти можно оценить в стоим-ом выраж-и. Крит-ми конечной оц-ки здесь явл.: вр. получ-я фактич. эк. эф-та и ст-нь неопр-ти его получ-я. С-ма пок-лей эф-ти инн. д-ти. Эк. эф-т: - прибыль от лиценз-й д-ти, от внедрения патентов, изобр-й, ноу-хау; - прирост V продаж; - улучш-е исп-я пр-ной мощности; - сокращ-е окуп-ти инв-ий; сроков кап-ого строит-ва; - улучш-е исп-я рес-сов: рост пр-ти труда, ↑ фондоотдачи, ускорение оборач-ти обор-х ср-в. Научно-тех эф-т: - Кол-во зарегистр-х авторских свид-в; - ув-е уд. веса новых инф-ных технологий; новых прогрессивных технол-ких пр-сов; - ↑ коэф-та автом-ции пр-ва; орг-го ур-ня пр-ва и труда; - рост кол-ва публикаций; - ↑ конкур-ти инн. орг-и и ее товаров на рынках пром-но развитых стран. Соц. эф-т: - прирост д-да раб-ков инн. орг-и; - ↑ ст-ни удовл-я физиол-х потр-тей раб-ков; - ↑ ст-ни безоп-ти раб-ков; ст-ни удовл-я соц. и духовных потр-тей; - ↑ раб. мест; - ↑ квалиф-и раб-ков; - улучш-е усл-й труда и отдыха; продолж-ти жизни раб-ков и членов их семей. Эколог-ий эф-т: - ↓ выбросов в атмосферу, почву, воду вредных вещ-в; - ↓ отходов пр-ва; - ↑ эргоном-ти пр-ва; - улучш-е экологич-ти выпускаемых Т; - ↓ штрафов за наруш-е экол-го закон-ва. Инвест-й риск – риск изм-я дох-ти, не подд-ся упр-ю и зависит только от вида деят-ти. Д/ оц-ки инвест-ых рисков и опр-я Е исп-ся 1 из методов: модель оц-ки кап-ных активов и модель кумулятивного построения ставки дисконта (Е). У кажд. влад-ца кап-ла есть свои предст-я о том, какими темпами кап-л д/ расти. Эти предст-я > частью опр-ся возм-ми инв-ра вложить кап-л и рисков-ю этих влож-й. Инв-р имеет альтерн-е вар-ты влож-я своих ср-в, имеющие разл-е ст-ни риска. И люб. персп-ву он будет сравн-ть с этими предст-ми, исп-я наилучшую возм-ть. Эф-ть будет рассм-ся в кач-ве Е. Е по методу оц-ки кап-х А: E=R+β×(Rm-R)+x+y+f. R - номин-я безриск-я ставка ссуд-го %-та с учетом инфл-х ожид-й, R = r + I + r×i. r - реальная (без учета инфл-и) безриск. ставка ссудного %, i- сред. инфл-я за ЖЦ проекта. β - отн-е изменч-ти дох-ти инв-й в дан. отрасли к изменч-ти дох-ти инв-й в целом по эк-ке. Rm - средняя дох-ть нессуд-х инв-й в эк-ке. x- доп-ная премия за риск влож-й в малые п/п, х ≤ 0,75R; y - доп-я премия за страновой риск, у ≤ 2,5Е; f - доп-я премия за закрытость комп-и, f ≤ 0,75R. Если знач-е β<1, то рассм-мый бизнес < риск-й. < риск-й бизнес связан с моноп-м полож-м в отрасли, платеж-м спросом на прод-ю. Повыш-й риск связан с конкур-ей и низкой платежесп-ю. Модель кумулят-го постр-я Е отл-ся тем, что учит-т сов-ную премию за инвестиц-е риски, присущие данному проекту: E=r+I+∑y, где у - премия за отд-й риск по ф-ру. Эти ф-ры м/ отражать перс-ный состав мен-ров, сост-е рынков сбыта и источ-в рес-в, источ-в фин-ния и т.д.
Научно-тех. эф-ть инн-ного проекта. Научно-тех. эф-ть (НТЭ) проекта прим-ся только д/ проектов, связ-х с примен-ем новых тех. с-м. Осн. критерий – эф-т, м/ выражаться в виде любой вел-ны (длины, высоты, скорости, прозрачности и т.п.). НТЭ, учитывая нестандартность эф-тов, не имеет интегральных п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|