Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика оц-ки конкурентоспос-ти фирмы.




1. Разр-ка любой страт-и фирмы проводится с учетом конкур-и на рынке. Первым этапом изуч-я конкурентной среды явл. оц-ка хар-ки рынка, на к-м работает или предп-ет действовать фирма: 1. Рынок чистой конкуренции (мн-во продавцов и покуп-лей какого-л. схожего товарного продукта) 2. Рынок монополис-кой конкур-и (мн-во покуп-лей и продавцов, совершающих сделки не по единой рын. цене, а широком диапазоне цен – наличие диапазона цен объясн-я спос-тью продавцов предложить покуп-лям разл-е вар-ты товаров). 3. Олигополистический рынок (небол. число продавцов [объясн-ся тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок], весьма чувствительных к пол-ке ценообраз-я и маркетинговым стратегиям друг друга, товары м/б схожими (сталь, алюминий), а м/б и не схожими (автомобили, компьютеры). 4. Чистая монополия (1 продавец). Это м/б гос. орг-я, частная регулируемая монополия или частая нерегулируемая монополия. На 2 этапе следует изучить, кто явл. реальным или потенц-м конкурентом: 1) установить привлекат-ть данной отрасли в долгоср. перспективе; 2) опр-ть конкур-е позиции орг-и и ее продуктов по сравн-ю с др. орг-ями данной отрасли. Изуч-е позиций и возм-тей орг-й-конкур-в в целом предп-ет поиск ответов на 4 группы?ов: 1) Каковы осн-е цели конкур-в? 2) Каковы тек. стратегии достиж-я этих целей? 3) Какими ср-вами располагают конк-ты, чтобы реализовать свои стратегии? 4) Каковы их вероятные будущие стратегии? По сути - сбор и ан-з инф-и о потенциале орг-й-конк-тов и ур-не его исп-я. Имеются в виду такие сост-щие потенциала, как фин-во-эк., пр-ная, научно-тех., кадровая, маркетинговая. Ф-ры, требующие изуч-я: 1) Имидж фирмы; 2) Кач-во продуктов, ур-нь их соотв-ия мировому ур-ню (обычно опр-ся путем опросов, сравнительных тестов или расчетов). 3) Ур-нь диверс-и пр-но-хоз. деят-сти. 4) Доля рынка. 5) Мощность научно-исслед., конструкторской и пр-ной базы. 6) Стабильность фин-эк. положения. 7) Частота и глубина маркетинговых иссл-й. 8) Ур-нь рекламной деят-ти, послепродажного обсл-я и др. На основе ан-за полученных оценок выявл. сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным напр-ям конкурентоспос-ти. Далее разраб-ся мероприятия по закрепл-ю сильных сторон и ликвидации слабых мест. Иногда выдел-ся интегральный пок-ль конкурентоспос-ти. В данном случае исп-ся подходы, рассм-е выше: - опр-ся веса пок-лей; - устан-ся бальные оц-ки по каждому пок-лю д/ орг-и проводящей иссл-я, и д/ ее конк-тов; - опр-ся интегральный пок-ль, хар-щий конкурентоспос-ть (продуктов, маркетинговой деят-ти, орг-и в целом) орг-й-конк-тов.


 

 

Усл-я и ф-ры кач-ва УР. Пути повыш-я кач-ва УР. В каждом упр-ком реш-и имеют место эл-ты субъективности, зависящие от знаний и спос-тей рук-ля. Одновр-но в основу УР заклад-ся опр-ные объективные полож-я, с к-ми обязан считаться каждый рук-ль. Ст-нь их исп-я зависит от умения рук-лей исходить из объект-х позиций и разраб-ть реш-я с учетом научных основ упр-я. Объект-ми эк. усл-ями разр-ки грамотных упр-ких реш-й явл.: 1) знание реальных тенденций разв-я упр-мого объекта; 2) ориентация в общих целях разв-я эк-ки страны в целом; 3) опр-е задач, вытекающих из этих целей, д/ упр-мого объекта; 4) четкое представл-е о состоянии объекта, внеш. среды (ближайшего окруж-я), тенденциях их разв-я; 5) владение набором методов перевода упр-мого объекта из фактического состояния в желаемое и придания ему необ-х напр-й разв-я; 6) умение своевр-но реагировать на изм-щуюся обстановку и новые задачи. Рук-ль д/ располагать инф-ей. Повыш-ю кач-ва УР спос-ет предварительное продумывание след. орг-ных?: 1) где и кто прин-ет реш-е; 2) типы прин-мых реш-й на разл-х ур-нях; 3) время, необ-мое д/ принятия реш-й после получ-я инф-и; 4) с-ма оформл-я и передачи реш-я; 5) с-ма к-ля исполн-я принятых реш-й и проверка их факт-й эф-ти. Реш-е д/ прин-ся в том звене упр-я, в компетенцию к-го входит данный круг?ов (его вып-е). В пр-се работы важно критически осмысливать ранее выдвинутую цель, хотя постоянная измчивость цели недопустима. Рук-ль д/ принимать реш-е с учетом влияния внешних (меняющихся усл-й снабж-я, сбыта) и внутр-х ф-ров (перемены в личном составе, возникшие затрудн-я стр-рного хар-ра). 2 группы ф-ров, влияющих на кач-во УР: а) ситуац-го хар-ра, связ-е с осознанием проблемы, альтернатив ее реш-я и их последствий: изуч-е ситуации, ан-з и прогнозы, исп-мые методы, орг-я упр-я на п/п-и и др.; б) поведенч-го хар-ра в пр-се разр-ки реш-й: мотивы, ценностные ориентации, ур-нь треб-й, готовность идти на риск лиц, разраб-щих и прин-щих реш-я. Ф-ры 1-й группы действуют на этапе, предшест вующем прин-ю реш-й, и спос-ют формул-ю проблемы. Ф-ры второй группы проявл. в повед-и рук-ля, его сотр-ков в ходе разр-ки УР.

 

 

Технология принятия упр-ких реш-й. Реш-е – 1) кульминационный акт упр-я. 2) выбор альтернативы. Прин-е реш-й – интегральная часть упр-я орг-й любого рода; часть повседневной работы упр-щего. Это гл. занятие мен-ра. Мен-ром м/ назвать чел-ка тогда, когда он прин-ет УР или реал-ет их ч/з др. людей. Реш-я м/б стандартные – реш-я, процедура или методы прин-я к-х отработаны, и нестандартные – как правило, творческие реш-я, они > сложные. Реш-я прин-тся в усл-ях опр-ти и неопр-ти, есть реш-я к-е прин-тся в усл-ях риска. Треб-я к УР: 1) реш-е д/ иметь строгую целевую напр-ть и соотв-ть целям разв-я орг-и, 2) д.б. обосн-м, учитывать всю сов-ть ф-ров и усл-й, вызывающих его к жизни. 3) д.б своевр-ным, соотв-ть полномочиям рук-ля 4) реш-е с правовой т.з. д.б безупречным. 5) реш-е м. принимать т-ко при наличии всех необ-х рес-сов д/ его реал-и (фин, матер, трудовых рес-сов). Методы выбора и обосн-я реш-й: 2 класса: формально-матем-кие и интуитивно-логические. К Ф-М относят: корреляционный ан-з, регрессивный ан-з, линейное и нелинейное программ-е, теорит-я вероятность и матем стат-ки, тория массового обслуж-я. К И-Л относят: описательное, графическое индексирование явл-й и пр-сов, м-д мозговой атаки, м-д напис-я сценария, м-д мозгового штурма. Оц-ка кач-ва прин-мого реш-я: своевр-ть, компетентность, законность, реальность, прогресс-ть, адресность, правомерность, Коррект-ка принятых реш-й: причинами сущ-х коррект-вок реш-й в пр-се их реал-и м/б: недоработанность самого реш-я, резкие изм-я в обстановке, плохая орг-ия исполн-я реш-й.

 

 

К-ль разр-ки упр-ких реш-й. Разр-ка УР - важный пр-с, объед-щий базовые ф-и упр-я, – к-ль, мотив-ю, орг-ю, план-е. Сущ-ет к-ль рез-та и к-ль пр-са (кон-ль разр-ки УР). К-ль разр-ки УР - задача достаточно трудная. Если на этапе подготовки, юр. оформл-я и принятия реш-я рук-ль оперирует идеальными отображениями предметов и явл-й, то в пр-се орг-и исполн-я реш-я он сталкивается с реальной ситуацией, к-я чаще всего отл-ся от идеальной. И здесь важно учитывать, что рук-ль организует не только свою собств-ю деят-ть, но и труд многих др. людей. Это по сути 2 разных пр-са, поскольку он прим-ет к-ль - ср-во возд-я, позв-ющее не только выявлять, но и предупреждать отклон-я, ошибки, обнаруживаемые в пр-се реал-и УР. Это ср-во возд-я имеет 2 вз.связ-х пр-па - объективность и незав-мость. Первый обусл-ет возм-ть оц-ки реального состояния дел, а второй - спос-ть субъектов к-ля осущ-ть такую оц-ку. К-ль разр-ки УР - проверка соотв-ия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необ-мому положению. Виды к-ля: Страт-кий, такт-кий, опер-ный к-ль. Главное назн-е к-ля состоит в своевр-ном обнаруж-и возм-х отклон-й от заданной прогр-мы, а также своевр-ых мер по их ликвидации. С его пом., возможно опр-ть причины отклон-й, реализовать его разл-е ф-и: диагностическую, ориентирующую, стимулирующую, педагогическую.

 

 

К-ль реал-и УР. Причинами отклон-й в реал-и реш-й м/б безотв-ное отн-е исполн-лей, появл-е новых обст-тв, к-е невозм-но было учесть на стадии разр-ки реш-я, но необ-мо на завершающем этапе его реал-и. Правильно орг-ный к-ль ориентирует коллектив на кач-ную работу, мотивирует труд, позв-ет выявить резервы, улучшить действующую с-му принятия реш-й, спос-ет повыш-ю эф-ти упр-я и деят-ти п/п-я в целом. Пр-с к-ля - это деят-ть субъектов к-ля, напр-я на вып-е принятых реш-й путем реал-и опр-ных задач, пр-пов, методов, прим-я тех. ср-в и технологии к-ля. Пр-с к-ля хар-т 3 составляющие: содержательная (что вып-ся в пр-се к-ля), орг-ная (кем и в какой послед-ти осущ-ся), технол-кая (как пр-ся). Цель к-ля - обесп-е единства реш-я и исполн-я, предупреждение возм-х ошибок и недоработок, своевр-ное выявление отклон-й от заданной прогр-мы, поставл-х задач и устан-ных сроков. Ф-и: - Диагностическая – выявл-е факт-го состояния дел по вып-ю принятого реш-я; ориентирующая – напр-на на указ-е ориентиров, т.е. тех проблем, к-е в данный момент заслуживают наиб-го внимания; стимул-щая - проявл. в выявл-и и вовлеч-и в работу всех неисп-ных резервов, и в 1-ю очередь чел-кого ф-ра. Пр-с к-ля вкл. 4 стадии: 1) устан-е норм деят-ти (ф-ния) в ходе составл-я плана. На этапе орг-и к-ля выдел-ся точки набл-я - индикаторы отклон-я повед-я объекта к-ля от нормы ф-ния. Эф-ный к-ль основан на прогноз-и рез-тов, д/б ориент-н на перспективу, иначе м/ стать формальным и даже бесполезным. 2) Сбор данных о факт-м исполн-и реш-й - обесп-ющий этап к-ля, наилучшая его форма - исп-е соврем-х тех. ср-в снабжения опер-ной инф-ей. Органами упр-я устан-ся ключевые точки, сбор инф-и от к-х позв-ет принимать опережающие реш-я, до наступления нежелательных событий. 3) Сравн-е и оц-ка факт-го и ожидаемого рез-тов д/ осущ-ся на основе кач-ной инф-и (точной, достаточной). Мат-лы ан-за немедленно напр-ся рук-лю, чей участок работы к-лировался. 4) Разр-ка корр-щих действий - на основе сигнальной (индикаторной) инф-и. При этом вскрываются причины отклон-й, предлагаются альтерн-е вар-ты их преодоления. Причинами корректировок м/б: - ошибки, допущенные при разр-ке реш-й, - изм-я, происшедшие под влиянием внешних и внутр-х ф-ров, - недостатки в орг-и исполн-я реш-й, - появл-е доп-х возм-тей д/ повыш-я эф-ти реш-й. Д/ рук-лей внесение изм-й в реал-ю реш-й нередко сопряжено с психол-ми трудностями. Однако это лучше, чем отказ от них, т.к. последствиями м/б ухудшение морально-психол-го климата, созд-е видимости работы, нервозность в коллективе, халатность и беск-льность. Учитывая нежелат-е последствия, рук-ль д/ предусм-ть возм-ть внесения корр-вок в реш-е, особ-но если оно прин-ся в усл-ях неполной инф-ной опр-ти.

 

 

Орг-я исполн-я УР. Составл-е врем-х и рес-сных графиков. Этап орг-и вып-я реш-я нач-ется после его принятия и утверждения. Методом доведения принятого реш-я до исполн-лей чаще всего явл. составл-е плана реал-и, к-й предусм-ет с-му мер, обесп-х успешное достиж-е поставл-х целей. Одним из мех-змов план-я на этом этапе м/б дерево реш-й, позв-ющее путем декомпозиции выбранного вар-та представить всю сов-ть целей и задач, необх-х д/ его реал-и. Они и д/ составить содерж-ную основу плана реал-и реш-я. Важнейшая задача рук-ля на этом этапе - преодоление объект-х и субъект-х препятствий д/ созд-я нормальных усл-й д/ вып-я запрограммируемых действий. Этапы: 1. Орг-я вып-я реш-я: - пропаганда реш-я; - мобилизация коллектива; - коорд-я вып-я реш-я; - регул-е и корр-ка. Д/ обесп-я эф-й реал-и УР реком-ся прогноз-ть ход вып-я принятой пр-мы действий, ф-ры, спос-щие и препятствующие достиж-ю цели. 2. К-ль вып-я реш-я: - по промежуточным и кон-м рез-там; - по срокам вып-я. Сост-ие врем-х и рес-ых графиков реал-и реш-ия. С целью сниж-я возм-го беспокойства следует планир-ть пр-сы во t и в простр-ве. Планир-е позв-ет в дальнейшем орг-ть к-ль. М. исп-ть в этом случае график разраб-ки реш-я и представить инф-ю в виде табл или графика. В табл д.б. отражены меропр-я, сроки, з-ты, отв-ные лица. Меропр-ия м.б.: - Сбор и обраб инф-ии; -Выявл-ие проблемы; - Выбор огранич-й и предпочт-й; - Разраб-ка альтер-в; - Сравн-е и выбор альт-вы; - Обосн-е выбора по критериям и предпочт-ям; -Оформл-ие проекта; - Согласов-ие и утвержд-ие. Осн-ая задача в пр-се планир-ия опред-ся?-ми: Что делать? Как это м. сделать? Когда это д.б. сделано, сроки? С какими з-тами рес-ов? Кто?

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...