Советская Россия и западные державы в 1918-1923 гг.
В истории взаимоотношений Советской России и Запада в первые послевоенные годы отчетливо выделяются два периода: 1) с 191У по 1921 г. — период открытой военно-политической конфронтации; 2) с 1921 по 1923г. — период перехода к нормализации отношений, к «мирному сосуществованию двух социально-политических систем». Вооруженная интервенция стран Антанты началась еще весной 1918 г„ когда английский десант под предлогом противодействия операциям германской армии высалился в Мурманске, а англо-японские войска заняли Владивосток. Однако широкомасштабные военные действия были развернуты в 1919г. В них участвовали -1 союзных государств (некоторые только номинально): Англия. Рраниия, США. Япония. Италия. Польша. Румыния. Чехослова-..,1н, Финляндия, Греция. Эстония. Латвия. литву и Китай. 06- ^ач численность направленных о Советскую Россию иностранных солдат и офицере» составила 310 тыс. человек. Были опрс^е-1сны три основные зоны операции; Дальний Восток и Сибирь здесь действовал воинский контингент численностью в 150 тыс. человек); Юг России, Средняя Азия и Закавказье <130тыс- человек»; северные районы Российской республики (30 тыс. человек). Одновременно держаны Антанты и США оказывали огромную фч- -1.1нсовую и военную помошь внутренним антибольшевистским силам. которая по разным данным оценивалась в 1.5-2 млрд- золотых -".п. что было равнозначно всем зарубежным инвестициям в экомо- '••ику дореволюционной России. В 1919-1920 гг. союзные державы совместно с белогварден-:кими армиями предприняли три крупные акции, известные в --истории как «три похода Антанты-. Первый из них проходил с марта по июль 1919г. Главный 'дар наносила армия Колчака на Восточном фронте. Маршал Фош назвал это наступление «решающим» и добавил: < 1919 год увидит конец большевизма». Итогом кампании стал разгром колчаков- ской армии. Победа рабоче-крестьянской Красной армии дала дополнительный толчок подъему демократического движения в странах Антанты под лозунгом «руки прочь от Советской Рос-;ии'*>. Восстания солдат (на севере) и матросов (на кораблях французского флота на Черном море) ускорили начало эвакуации войск,-оюзников.
Второй поход Антанты, названный У. Черчиллем «походом Одержав», продолжался с июля 1919 по февраль 1920г. Особые чадежды руководители западных держав возлагали на добровольческую армию генерала А.И.Деникина, а также на чалые евро-гейские страны, граничившие с Советской Россией. Новое наступление. как и предыдущее, закончилось полным провалом. Деникинцы были разбиты. Малые страны, за исключением Польши, проявили нулевую активность. К началу 1920г. все иностранные войска, кроме японских, покинули пределы советского государства. Красная армия, преследуя отряды Колчака, приостановила свое продвижение п районе Иркутска: советское правительство опасалось прямого столкновения с Японией. На Дальнем Востоке — от озера Байкал до Тихого океана — была образована Дальневосточная республика. Создание ДВР стало одним из самых удачных дипломатических маневров Советской России. Она В ноябре 1922 г. Национальное собрание ДВР объявило о воссоединении с РСФСР. Этими событиями завершилась и гражданская война, и иностранная интервенция. Советская Россия одержала историческую победу над силами внутренней и внешней контрреволюции, что объяснялось следующими основными причинами. Определяющее значение имея внутриполитический фактор поддержка советской власти большинством населении России- Только народ, веровавший в праведность и истинность социалистической идеи, мог победить в столь катастрофически тяжелых условиях. Достаточно напомнить, что в начале 1919 г. интервенты ц белогвардейцы оккупировали около 75% российской территории, на которой проживало более 57% населения (82 из 143 млн-человек). Необходимо также подчеркнуть руководящую и мобилизующую роль партии большевиков.
Наиболее значимым внешним фактором явились острые противоречия союзных держав по вопросам средств и методов борьбы с «большевистской опасностью». Имея в виду эту причину. которую он ставил на первое место. В-И-Ленин отмечал: «Если бы Антанта смогла хотя бы десятую долю своей армии бросить против нас..., нам бы не удержаться». Существенное влияние на исход гражданской воины в Рос-. ни оказало международное демократическое движение в защиту Советской республики. Только один пример: в рядах Красной ^рмии и в партизанских отрядах сражались более 300 тыс. добровольцев-интернационалистов, т.е. по численности столько ас. сколько западные государства и Япония смогли мобилизовать в свои армии для борьбы с Советской Россией. С окончанием гражданской воины начался новый этап — этап постепенной нормализации отношений между Российской рес-«убликой и союзными державами. Причем в этом направлении продвигались как та, так и другая сторона. Что касается советского руководства, то оно приступило к ж- ".иьной разработке концепции мирного сосуществования с капи--„аистическими странами, осознав невозможность реализации в ближайшем будущем доктрины мировой революции- Советско-польская война показала, по Ленину, что «Европа не готова к резолюции» и поэтому «надо учиться сосуществовать с капитализмом». Принцип мирного сосуществования включал в себя два важнейших положения: во-перрых. дипломатическое признание Советской России и развитие политических оэ ношений при взаимном признании независимости, суверенитега и свободы в выборе строя; во-вторых, расширение торговых и экономических связей на основе равенств и обоюдной выгоды. Учитывая тот огромный ушерб, который нанесла российскому хозяйству гражданская война. Ленин особо подчеркивал важность реализации второго поло-женин: «Нам торговля с капиталистическими странами (пока они еше не совсем развалились), безусловно, необходима».
Правительственные круги западных держав в поисках нового полхода к решению «советской проблемы» руководствовались следующими суждениями. Во-первых, победа большевиков в гражданской войне убедительно показала, что военной силой «удушить советскую власть» невозможно. Во-вторых, переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике с до- пушением «капиталистических элементов» воспринимался на Западе как попытка возвратиться к «цивилизованному порядку вещей». В-третьих, далеко не последнюю роль играли соображения реальной политики, стремление вписать Советскую Россию в Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. В-четвертых, учитывались также и экономические интересы. желание восстановить свои позиции на российском рынке. В-пятых, определенное значение имело и то обстоятельство, что курс на мирное сосуществование встречал поддержку у демократической общественности западных стран. Уже в 1920 г. обе стороны предприняли первые шаги по нормализации отношений. В феврале-августе этого года советское правительство добилось заключения соглашений о дипломатическом признании с прибалтийским странами- Подписанный первым 2 февраля 1920г. договор с Эстонией Ленин, уподобившись Петру I, назвал «окном в Европу». В 1921 г. были заключены договоры с Ираном, Афганистаном. Турцией и Монголией, в которых содержались не только статьи об установлении дипломатических отношений, но и положения о расширении экономических связей, отказе РСФСР от всех прежних неравноправных соглашений, об оказании помощи странам Востока в их «борьбе против империализма». Эта акции значительно повысила международный престиж Советской России. Со своей стороны, державы Антанты в начале 1920г. отказались от экономической блокады Российской республики. Первым крупным торговым соглашением стал англо-советский договор, подписанный в марте 1921 г. Постепенно международные экономические позиции РСФСР укреплялись. Если в 1920г. она поддерживала торговые отношения с 7 государствами, то в 1923 г. — уже с 28. За этот же период внешнеторговый оборот Советской России увеличился с 24 до 276 млн. руб., т.е. в 11.5 раза. С июля 1921 г. стала реализовываться ленинская программа концессий.
Наиболее острой во взаимоотношениях с Запалом оставалась проблема аннулированных советской властью долгов и национализированной иностранной собс1венности. 28 октября 1921г. Народным комиссариат по иностранным делам направил прави- -ельствам пяти союзных держан ноту, в которой говорилось о го- -овчостн признать определенные финансовые обязательства по -•ностранным займам и кредитам при трех условиях: политическое признание советского государства: предоставление новых кредитов для восстановления разрушенного не без участия стран Лнтянты народного хозяйства; установление льготных условий для "огашенин довоенных долгов. Это заявление свидетельствовало XI отходе советского правительства от жесткой революционно-классовой платформы к признанию общепринятых норм между- -оролного права. Этапным событием в развитии отношений Советская Рос- -'ця-Запад стала Генуэзская конференция по экономическим а фш- нансовым вопросам, проходившая с 10 апреля по 19 мая 1922г. Предыстория созыва этой конференции была такова. В январе [922 г. в Канне состоялось совещание (конференция» Верховного Совета Антанты с участием представителей Германии и наблюдателей от США. Каннское совещание приняло решение провести в Генуе конференцию всех европейских государств с целью определения путей послевоенного хозяйственного восстановления Европы. В итоговой резолюции, одобренной в Канне, были выдвинуты два знаменательных условия- «Нации не могут присваивать себе право диктовать другим принципы выбора формы собственности, внутренней экономической жизни и образа правления. Каждая нация в этом отношении имеет право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает». Это положение по форме и по существу органично вписывалось в концепцию мирного сосуществования. Другим важнейшим условием стало требование возврата иностранной собственности и признаний долгов всех прежних правительств-Совершенно очевидно, что это требование адресовалось прежде всего Советской России. Верховный Совет Антанты направил послание правительству Российской республики с приглашением принять участие в конференции. Партийно-государственное руководство России уделило самое серьезное внимание подготовке к первому в истории РСФСР крупному международному форуму, Было принято специальное Постановление ЦК РКП(б) «О задачах советской делегации в Генуе». Главная задача, согласно Постановлению, состояла в достижении договоренности с западными державами о развитии взаимовыгодных экономических связен, а при благоприятной обстановке, и о нормализации политических отношений. Вопрос о долгах решался, с одной стороны, по-революционному («Ультиматумам мы не подчинимся»), но с другой стороны, предполагалось провести в Генуе хитроумную дипломатическую игру. Ее смысл заключался в том, чтобы на претензии Запада ответить своими еще большими контрпретензиями. С этой целью была создана специальная комиссия по подсчетам задолженности царского и Временного правительств и исчислению ушерба, нанесенного народному хозяйству России за годы антисоветской интервенции. Подсчет, проведенный в кратчайшие сроки, показал, что задолженность составляла 18 млрд. 469 млн. золотых руб.. а ущерб — 39 млрд., т.е. державы Антанты должны были заплатить Советской России в два раза больше, чем получить от нее.
Не менее ответственно к подготовке конференции отнеслись и лидеры союзных держав. Одним из важных этапов этой подготовки стала встреча английского и французского премьер-министров Д.Ллойд Джорджа и Р. Пуанкаре в Булони (Франция) в феврале 1922г. По результатам их переговоров в марте того же года был составлен Лондонский меморандум, в котором выдвигались следующие требования к Советской России: признание ею всех финансовых обязательств бывших российских властен; реституция (восстановление прав) иностранной собственности или возмещение ее стоимости: принятие ответственности за все убытки от действий как советского, так и предшествовавших ему правительств. В меморандуме, который рассматривался как проект резолюции Генуэзской конференции- содержалась лишь одна уступка в пользу советского государства; все займы, полученные Россией после 1 августа 1914г., считались погашенными после уплаты определенной суммы. Сравнительный анализ двух программ позволяет сделать вывод о том, насколько призрачными были шансы найти компромиссное решение. Торжественное открытие Генуэзской конференции состоялось 10 апреля в Зале сделок старинного дворца Сан-Джорджо. В ней приняли участие представители 29 европейских государств. 5 английских доминионов и наблюдатели от США. Советскую делегацию возглавлял нарком по иностранным делам Г.В. Чичерин. В первый же день работы конференции было заслушано выступление Чичерина, который зачитал текст на французском и английском языках. Глава российской делегации акцентировал внимание слушателей на трехосновных позициях. Во-первых. впервые на официальном уровне были изложены принципы мирного сосуществования, которое, по словам наркома, не только возможно, но и «повелительно необходимо*. В этой связи он выступил со следующим программным заявлением: -Российская делегация явилась сюда не для того. чтобы пропагандировать свои собственные теоретические воззрения, а ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного ч безоговорочного признании». Во-вторых, от имени правительства РСФСР Чичерин выразил готовность признать довоенные долги и преимушс- -венное право за большинством иностранных собственников.'случить в концессию или аренду ранее принадлежавшее иы имущество при условии признания советского государства де-юре, оказания ему финансовой помоши и аннулирования во-'иных долгов и процентов по ним. Затем были названы впе- -)тлившие аудиторию цифры о задолженности России и суммарного ущерба, нанесенного ей державами Антанты, ^-третьих, советская делегация внесла на обсуждение конфе- енции вопрос о всеобщем сокращении вооружений и обес- -ечении политических гарантии международной безопасно- -•и (ограничение всех «плов вооружений: запрещение наиболее варварских форм ведения войны и применения средств -юсового поражения: периодический созыв европейских кон- еренций и Всемирного конгресса мира; пересмотр Устава.'ги Наций на принципах равноправия, *без господства од- -)х нал другими»). Лидеры западных держав единодушно отвергли советскую рограмму. определив содержавшееся в ней предложение по ино- -ранной собственности как неприемлемое, а по долгам — как -'.юхотворное. Не встретил никакой поддержки и план поэтапно- - разоружения: он был просто проигнорирован с доходчивым -гонением, что конференция посвящена совершенно другая гкюлемам. После этого в обсуждении русского вопроса сложи- -юь патовая ситуация. Генуэзская конференция спокойно и скучно -ла к своему безрезультатному финалу, если бы не настоящая -^чсация, случившаяся 16апреля 1923г. В этот лень делегации "ермании и Советской России в пригороде Генуи Рапалло под- ~.1сали договор, который вверг представителей держав Антанты в -окооое состояние. Заключение Рапалльского договора имело свою краткую гедысторню. Воспользовавшись тем. что Германия в целях успешного противостояния державам-победительницам достаточно активно искала контактов с Россией, советская аеле-гаиня предложила германским дипломатам провести сепаратные переговоры и подписать заранее заготовленный 1екст соглашения. При этом российские представители настаивали на немедленном ответе. После «пижамного совещания» германской делегации (события происходили накануне отхода ко сну) было получено согласие. Поздно вечером 16 апреля в советской резиденции [".В. Чичерин и министр иностранных дел Германии В. Ратенау подписали знаменитый Рапалльский договор, в который пошли следующие положения; предусматривалось восстановление в полном объеме дипломатических отношений: Германия отказывалась от претензий в связи с национализацией ее государственной и частной собственности в РСФСР; Советская Россия обязалась не претендовать на свою долю репараций, взимаемых с Германии; стороны договорились содействовать развитию торговых и экономических отношений. руководствуясь принципом наибольшего благоприятствования. Рапалльский договор имел чрезвычайно важное международное значение. Во-первых. Это было первое крупное равноправное соглашение, построенное на принципах мирного сосуществования государств с различным социально-политическим строем. Во-вторых. Советско-германский договор способствовал выходу России из дипломатической изоляции. В-третьих. Сближение Германии и Советской республики позволило укрепить позиции обеих стран в их борьбе против диктата держав-побелительниц. В этом смысле договор явился значительным дипломатическим успехом как советской, так и германской внешней политики. Обсуждение русского вопроса на Генуэзской конференции оказалось малопродуктивным: стороны так и не смогли выработать какое-либо компромиссное решение. Главная причина столь неутешительных итогов крылась в сохранявшемся жестком идеологическом противоборстве «двух лагерей», взаимном недоверии друг к другу. Большевистское руководство Советской России проводило курс на мирное сосуществование, сочетая его с политикой пролетарского интернационализма. Западные лидеры рассматривали новые внешнеполитические принципы большевиков как тактический ход, вызванный экономическими трудностями. Они считали, что после того, как с их же помощью советская власть окрепнет, он^ вновь начнет бескомпромиссную революционную борьбу с капиталистическим миром. По этим же мотивам безрезультатно завершилась и конференция экспертов в Гааге (июнь-июль 1922 [.), Советские представители в обмен на частичное признание долгов и компенсацию национализированной иностранной собственности и очередной раз потребовали предоставления кредитов и установления дипломатических отношений. Запад остался непреклонным. Все это свидетельствовало о том. что предстоял еше .длительный путь в поисках взаимопонимания и доверия. В-И.-1снин в. 'пойственной ему аллегорической форме выразил эту мысль по- своему; «Мы и не мечтали о том. что вот — мы отвоевали, и наступит мир, и социалистический теленок рядом с капиталистическим полком обнимутся». Вместе с тем конференция в Генуе, безусловно, заняла значимое место в истории межвоенных международных отношений. Во-первых, сам факт приглашении и переговоров с Советской Россией означал признание ее западными державами де-факто, что предполагало уже в недалеком будушем и признание де-юре. Во-вторых, это была первая серьезная попытка Запада наладить отношения с Российской республикой, чтобы вписать ее в Версальско-Вашингтонскую договорную систему и тем самым укрепить и стабилизировать послевоенной международный порядок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|