Международные отношения на американском континенте. Панамериканские конференции 1920-х гг.
Америка представляла собой третий, своего рода периферийный центр мировой политики. В международной обстановке, сложившейся на американском континенте в 1920-е гг.. выделялись два уровня взаимоотношений; между великими державами, имевшими экономические и политические интересы в Западном полушарии, и собственно межамериканские отношения- Определяюшую роль в развитии континентальных международных отношений играло соперничество двух мировых держав: Соединенных Штатов и Великобритании. В двадцатые годы стало очевидным, что борьба за Латинскую Америку складывалась в пользу США. В сфере экономической это проявилось в целеустремленном и последовательном вытеснении Соединенными Штатами своего основного конкурента с латиноамериканских рынков товаров и услуг. Красноречивым свидетельством происходивших на континенте изменений в соотношении сил служил такой чуткий барометр, как инвестиции. Если в 1913 г. капиталовложения США в странах Центральной и Южной Америки составляли менее 25% от британских инвестиций (соответственно 1242 и 4984 млн. долл.), то в 1929 г. — уже 95% (5587 и 5891 млн. долл.). В этом контексте более значимым показателем являлся не обший объем капиталовложений, а динамика их роста. В 1929г. президент Г. Гувер, открыто призывавший к «расширению экономической экспансии», с гордостью отмечал, что за восемь предшествовавших лет Соединенные Штаты вложили в Латинскую Америку в шесть раз больше капиталов, чем все их конкуренты вместе взятые. США имели и еще одно существенное преимущество перед другими державами-инвесторами и прежде всего Англией- Если европейские инвестиции в основном сосредоточивались в ценных бумагах и железнодорожном транспорте, то Соединенные Штаты размещали свои капиталовложения главным образом в экспортных, т.е. важнейших отраслях сельского хозяйства и промышленности латиноамериканских стран, что позволяло осуществлять полный контроль над их экономикой. Англия уступала США и в другом компоненте «экономического соревнования» — в торговых отношениях с государствами Западного полушария. Достаточно привести один, но весьма впечатляющий пример. Британский доминион Канада, считавшаяся форпостом Соединенного Королевства на американском континенте, к 1929г. переориентировала свою внешнюю торговлю ну США: их доля в канадском экспорте составляла 36%. а в импорте — 68,6%. Еще более высокую степень торговой зависимости от «великого северного соседа» испытывали центральноамериканские республики. Так. в двадцатые годы реализовывалась внешнеэкономическая программа США, известная под названием «дипломатии доллара». Ее стратегической целью было преобразование региона в замкнутую и подконтрольную Соединенным Штатам экономическую зону.
Вместе с тем. несмотря на столь значительные «достижения», финансово-экономическое лидерство США на континенте не следует абсолютизировать. В Южной Америке они сталкивались с гораздо более серьезным противодействием, чем в Америке Центральной. Здесь позиции европейского и в первую очередь английского капитала оставались приоритетными. К тому же Англия далеко не безропотно отступала пол натиском Соединенных Штатов даже в тех районах, которые рассматривались американским правительством как «жизненно важные» с геополитической точки зрения. А иногда наносила и весьма ощутимые контрудары. Так. в 1926г. Великобритания получила концессию в Панаме на территорию по обеим сторонам канала для «разведения каучуконосных растений», что вызвало вполне понятное раздражение в США. Таким образом, борьба за латиноамериканский регион продолжалась, хотя Соединенным Штатам и удалось добиться в ней ощутимого перевеса и изменить соотношение сил в свою пользу.
В политической сфере превосходство США над европейскими конкурентами в 1920-е гг. стало неоспоримым. Как известно, идеологической основой латиноамериканской политики Соединенных Штатов являлась доктрина Монро в интерпритации государственного секретаря Р. Одни (1895г.) и президента Т.Рузвельта (1904г.). Изначальный призыв «Америка для американцев» подменялся лозунгом «Америка для Соединенных Штатов". «Полновластный хозяин» Нового Света, коим США сами себя провозгласили. приобретал обязанности «полицейского Западного полушария», т.е. присваивал право (в интересах «поддержания должного порядка») на вмешательство во внутренние дела латиноамериканских республик, включая применение военной силы. Сочетание «дипломатии доллара» и «политики большой дубинки» преследовало две главные цели: всемерное уменьшение европейского влияния и обеспечение главенствующей роли Соединенных Штатов на американском континенте. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что доктрина Монро, включенная в Устав Лиги наций, получила международное признание. В двадцатые голы США активно использовали разработанные ранее принципы и меюды осуществления политического контроля над «подвластными», но не всегда послушными государствами Центральной Америки. Самим ярким примером стала вооруженная интервенция и Никарагуа в декабре 1926г. Отряд морских пехотинцев в количестве 5 тыс. человек высадился на побережье этой независимой республики, чтобы помочь удержать власть ставленнику США А. Диасу. служившему до избрания президентом Никарагуа в местной американской компании. В результате американцам пришлось в течение семи лет воевать с никарагуанскими партизанами, возглавляемыми "генералом из народа» А-С, Сандино. Общий итог применения экономических и силовых средств давления к концу 1920-х гг. был таков: 14 из 20 латиноамериканских государств в той или иной степени находились пол финансовым, политическим или военным контролем США; на территории 6 стран Центральной Америки размещались воинские подразделения, направленные сюда Вашингтоном во имя сохранения «демократических» проамериканских режимов и «цивилизованного порядка». Иными словами, в рассматриваемый период Соединенные Штаты сделали значительный шаг вперед на пути превращения американского региона в свою «невидимую империю».
Что касается межамериканских отношений, то они складывались из двух взаимосвязанных процессов: стремления США укрепить свое главенствующее положение на континенте и попыток латиноа-мерм-канских государств воспрепятствовать этим гегемонистским устремлениям, добиться равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех стран Западного полушария. Причем обе стороны в целях теоретического обоснования противоречивших друг другу курсов обращались к идеям панамериканизма. Однако их толкование и трактовка были различными. Если в Латинской Америке в них вкладывали некий возвышенный смысл, связанный с достижением «единства, равенства и братства» американских народов, то в Соединенных Штатах к ним относились более приземленно. Правительственные крути США рассматривали панамериканскую систему, созданную по их инициативе в конце XIX в., как своеобразное приложение к доктрине Монро, необходимое для того, чтобы придать континентальной политике Вашингтона многосторонний, коллективный характер. Согласованные решения принимались (обычно под диктовку Соединенных Штатов) на регулярно созывавшихся межамериканских конференциях- В 1920-е гг. прочие два таких форума. Весной 1923г. в Сантьяго (Чили) состоялась V Межлуна-родная американская конференция. Развернувшиеся на ней дискуссии показали, насколько острыми стали противоречия между США и латиноамериканскими странами. По предложению президента Уругвая Б. Брума в повестку дня был внесен вопрос о создании Американской лиги наций с равными правами всех ее участниц. Из выступления уругвайского президента становилось понятным, что проектируемая им организация мыслилась как противовес Панамериканскому союзу (ПАС), в котором доминирующую роль играли США- Кроме того. Брум поставил пол сомнение право Соединенных Штатов односторонне интерпретировать и применять доктрину Монро в ущерб интересам других государств Западного полушария. Показательно, что последний тезис вызвал резкую отповедь со стороны делегации США и горячую поддержку представителей большинства латиноамериканских стран. Усилиями американских дипломатов обсуждение «проекта Брума» было отложено, затем передано на изучение Руководящему Совету ПАС, где его и похоронили. Тем не менее сам факт постановки подобных вопросов красноречиво свидетельствовал о высокой степени напряженности в отношениях «североамериканского старшего брата» и его «младших латиноамериканских сестер».
В итоговых решениях V Панамериканской конференции наиболее значимыми оказались два постановления: резолюция о реорганизации ПАС и Договор о предотвращении конфликтов между американскими государствами. В первом документе содержались положения о расширении функций Руководящего Совета, что в целом соответствовало интересам США. которые полностью контролировали его деятельность. Этапным событием в панамериканском движении стало подписание Договора о предотвращении конфликтов, вошедшего в историю международных отношений под названием «договора М- Гондра» (по имени автора проекта— министра иностранных дел Парагвая). Это соглашение предусматривало передачу межамериканских споров. не получивших разрешения путем дипломатических переговоров, на рассмотрение специальной комиссии из представителей пяти латиноамериканских республик. В развитие положений «договора Гондра» п 1929 г. страны Латинской Америки и США заключили многостороннее арбитражное соглашение. Можно говорить о двояком значении названных документов. С одной стороны, они отражали намерение Соединенных Штатов противопоставить Лиге наций континентальные миротворческие и посреднические организации, что усиливало их «контрольно- руководящие» функции в Западном полушарии. С другой стороны. «договор Гонлра» и арбитражное соглашение показали, насколько велико было стремление латиноамериканских стран создать справедливый международный порядок на континенте — в месте или вопреки США. В январе-феврале 192У г. в Гаване (Куба) проходила VI Меж-эу-народная американская конференция. На этом форуме континентальная политика США в целом и вооруженная интервенция в Никарагуа в частности подверглись жесточайшей критике. Латиноамериканские государства продемонстрировали свою заинтересованность в заключении соглашения, которое оградило бы их от экспансионистских действий «полновластного хозяина* Западного полушария. Представитель Сальвадора А. Герре-ро внес проект резолюции, осуждавшей любую интервенцию м провозглашавшей, что «ни одна страна не имеет права вмешиваться во внутренние дела другой». С объяснением позиции США по вопросу об интервенциях выступил глава американской делегации. бывший государственный секретарь Ч.Э. Хьюз. В теоретической части своего выступления он отметил, что правительствам латиноамериканских стран следует научиться отличать
-простую интервенцию» от «дружественной-, к которой и прибегают Соединенные Штаты. Опираясь на делегации тех стран, -,? у власти находились проамериканские режимы. Хьюзу удаюсь добиться огклонения проекта Герреро большинством голосов. Однако убедить всех присутствовавших в благотворности и полезности «дружественных интервенций* Соединенных Штатов оказалось невозможным, что и привело к возникновению скандальной ситуации. Представители Гаити Бельегарде и Удикур, не вняв доводам американских официальных лиц. заявили протест в связи с оккупацией их страны вооруженными силами США. За это они были лишены полномочий и удалены с конференции — случай беспрецедентный в истории дипломатии. Говоря об итогах работы VI Панамериканской конференции, следует прежде всего отметить, что на ней было принято больше документов, чем на предыдущих пяти межамериканских форумах. вместе взятых. Кон4>еренция одобрила 58 резолюций и 10 конвенции, в том числе знаменигый «Кодекс Бустаманте* — многосторонний договор в области международного частного права (назван по имени его автора — кубинского дипломата и юриста-международника Антонио Бустаманге). Главные решения Гаванского форума носили компромиссный характер, но наибольшие выгоды от их принятия получали Соединенные Штаты, Конвенция о статуте ПАС преобразовала Панамериканский союз в постоянно действующий орган, тем самым усиливая его роль (а следовательно, и роль США; в урегулировании важнейших международных проблем на континенте. Стремясь изолировать страны Латинской Америки от арбитражных постановлений Лиги наций. Соединенные Штаты провели резолюцию об обязательном третейском разбирательстве межамериканских споров о рамках Панамериканского союза. Конвенция об обязанностях и правах государств и случае гражданской войны предусматривала при ее возникновении в одной из американских республик сохранение строгого нейтралитета всеми остальными странами — участницами соглашения- На первый взгляд могло показаться, что эти положения были прямо направлены против интервенционистской политики США. если бы не одна оговорка, разрешавшая оказывать поддержку правительству при условии непризнания «мятежников» воюющей стороной. Так конвенция, запрещавшая вмешательство во внутренние дела суверенных государств, превращалась в его международно-правовое оправдание, что вполне устраивало США. Таким образом, преобладающей тенденцией в развитии межамериканских отношений в рассматриваемый период было дальнейшее укрепление главенствующих позиций Соединенных Штатов. Однако усиливалось и противодействие этой тенденции со стороны латиноамериканских государств. Не случайно будущий президент США Ф.Д. Рузвельт дал такую итоговую характеристику международной обстановки, сложившейся на американском континенте к концу 1920-х гг.: «Никогда прежде Соединенные Штаты не имели так мало друзей в Западном полушарии, как сегодня». Западные державы и Советский Союз:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|