Государственный бюджет, его структура, проблемы функционирования: бюджетный дефицит и государственный долг.
Налоговые поступления, являясь основной статьей доходов государства (90—95 %), поступают на специальные банковские счета, которые государство имеет в Центральном банке страны. Эти деньги служат основой государственного бюджета. С материально-вещественной точки зрения государственный бюджет— это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения социально-экономических функций; с социально-экономической точки зрения государственный бюджет является инструментом перераспределения национального дохода, с помощью которого выражаются отношения между государством и юридическими и физическими лицами, а также между органами государственной власти по поводу формирования и использования на общественные потребности основного централизованного фонда денежных средств. В бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства. В России» проект федерального бюджета разрабатывается правительством и утверждается в законодательном порядке на один год парламентом. За исполнение бюджета отвечает правительство. Оно организует (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов в соответствии с утвержденным бюджетом. Доходная часть бюджета формируется прежде всего за счет налоговых поступлений, но также за счет доходов от приватизации, прибыли Центрального банка, процентов по кредитам, предоставленным иностранным государствам, а еще поступлений из внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, фонд технологического развития), которые в совокупности называются неналоговыми поступлениями и составляют около 5 % доходов бюджета. Бюджетные доходы формируются также за счет денежной эмиссии и государственных внешних и внутренних займов.
Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством его конституционных функций. Они делятся по экономическому, функциональному и ведомственному признакам. По экономическому признаку расходы группируются в зависимости от их роли в процессе воспроизводства и делятся на текущие и капитальные (на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов государственной и муниципальной собственности). По функциональному признаку все расходы группируются в 25 разделов (например, расходы на государственное управление, национальную оборону, правоохранительную деятельность, культуру и искусство, промышленность и строительство и т.д.). По ведомственному признаку происходит адресное выделение бюджетных средств бюджетополучателям (их 132), т.е. конкретным министерствам, ведомствам, органам законодательной, исполнительной и судебной власти. В России как в федеративном государстве существуют следующие уровни бюджета: 1) федеральный или республиканский бюджет Российской Федерации; 2) бюджеты регионов (89 субъектов Российской Федерации); 3) местные или муниципальные бюджеты. Государственным бюджетом являются федеральный и региональный бюджеты, через которые перераспределяется около 50 % ВНП и осуществляется контроль за формированием и использованием централизованных финансовых ресурсов государства.
Бюджетный дефицит — это такое финансовое состояние, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов. Иначе говоря, налицо превышение расходов над доходами. Обратная ситуация называется бюджетным профицитом, и при этом имеет место превышение доходов над расходами. Устойчивый профицит называется суфицитом. Сбалансированный бюджет означает равенство доходной и расходной его частей.
Существуют три концептуальных подхода к формированию государственного бюджета: ежегодно балансируемый бюджет; бюджет, баланс и руемый на циклической основе; функциональные финансы. Ежегодно балансируемый бюджет — это бюджет, который должен Ж быть сбалансирован в пределах каждого года или даже месяца. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приростыправительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину государственных расходов и налогов. Бюджет, балансируемый на циклической основе, есть такой бюджет, который должен быть сбалансирован в пределах экономического цикла - в течение спада производства в бюджете автоматически (через внутренние стабилизаторы) формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику. Напротив, в период подъема в бюджете автоматически формируется антиинфляционный излишек. С точки зрения последнего из перечисленных подходов (функциональные финансы) вопрос о сбалансированности бюджета не столь важен, главное — обеспечение неинфляционной полной занятости (естественного уровня безработицы). На этом основании экономисты ввели понятие бюджета полной занятости, который показывает, каковы были бы бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Бюджет полной занятости надо отличать от фактического бюджета, который является менее точным показателем направленности фискальной политики государства. Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита: 1) сокращение бюджетных расходов; 2) изыскание источников дополнительных доходов; 3) выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов; 4) одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и международных финансовых организаций.
Имеется еще способ борьбы с дефицитом — это секвестр, который заключается в пропорциональном снижении расходов по всем статьям бюджета до завершения бюджетного года. Однако это не более чем техн» ческие процедуры, первые же четыре — экономические меры. Сокращение бюджетных расходов — это самый простой, но и са мый болезненный путь, ибо государство финансирует те нужды общества которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. речь идет о сокращении социальной помощи, расходов на науку, образование здравоохранение, оборону страны. Изыскание источников дополнительных доходов возможно в основном за счет налоговых поступлений, рост которых зависит от доходов юридических и физических лиц. Когда доходы возрастают за счет инфляции, то одновременно с этим увеличиваются и расходы бюджета. Причем расходы бюджета возрастают быстрее, чем налоговые поступления, и в результате дефицит не сокращается, а даже увеличивается. Выпуск необеспеченных денег — это самый легкий, но и самый опасный способ ((затыкания дыр» в бюджете. Государству легко напечатать много новых денег, но это приведет к инфляции и к товарному дефициту, если государство попытается установить ограничение на рост цен. Одалживание денег составляет государственный долг или задолженность государства. Различают внутренний государственный долг (долг государства хозяйствующим субъектам данной страны) и внешний (долг государства иностранным субъектам). Внутренний государственный долг — 699 млрд руб. осенью 1998 г. в России — это задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренний государственный долг приводит к эффекту вытеснения. Суть этого эффекта заключается в следующем: государство, беря в долг у населения, предъявляет спрос на деньги; это увеличение спроса на деньги вызывает рост ставок процента, что в свою очередь сокращает, вытесняет частные инвестиции. Если же бюджетный долг финансируется за счет займов, полученных у Центрального банка, происходит монетизация государственных расходов, т.е. возникает кредитная эмиссия, и поэтому усиливается инфляция. Следовательно, бюджетный дефицит оказывает дестабилизирующее влияние на функционирование национального хозяйства. Внешний государственный долг — это одалживание денег у иностранных граждан, фирм и международных финансовых организаций (например, у МВФ). Сегодня в России он составляет порядка 158 млрд долл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|