Сущность, формы и методы государственного регулирования экономики.
Экономические функции правительства осуществляются практически через государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики — это вмешательство государства в национальное хозяйство с целью общей координации и стимулирования развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Государственное регулирование как тип экономического механизма необходимо потому, что чисто рыночный саморегулирующий механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, что снижает эффективность национальной экономики. Следует различать объекты, субъекты, формы, методы и направления государственного регулирования. Объекты государственного регулирования — это макроуровень национальной экономики и наднациональный уровень межгосударственных союзов (например, ЕС), уровень секторов, отраслей, регионов, а также микроуровень хозяйственных звеньев. Субъектами государственного регулирования являются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и коммунальные (местные) органы управления. Формы государственного регулирования: административные, правовые, социальные и экономические. Административное регулирование — это меры по лицензированию и квотированию, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетной ставкой процента. Правовое регулирование есть система норм и правил, установленная законодательством. Социальное регулирование представляет собой меры по смягчению социального неравенства и стимулированию экономической активности граждан. Экономическое регулирование как вмешательство государства в экономику осуществляется разнообразными методами. Различают прямые и косвенные методы.
Прямое вмешательство осуществляется через существование государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями. Во всех развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государство является здесь собственником определенных предприятий, обладает капиталами, принимает долевое участие в деятельности негосударственных предприятий. Как правило сюда относятся объекты угольной промышленности, электроэнергетики* морской, железнодорожный и воздушный транспорт, в ряде случаев—I связь. Государство содержит также фундаментальную науку, оборону, образование, где частные инвестиции связаны с высоким риском, а также такие наукоемкие отрасли производства, как атомную энергетику, авиацию и космонавтику, отличающиеся дорогостоящими инвестициями. Государство также несет практически все затраты на экологию. Прямое вмешательство государства означает и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъектами рынка. Сюда же относится и установление государственных (или фиксированных) цен, тарифов, размера отклонений рыночных цен, нормативов рентабельности, торговых надбавок. Прямым регулированием является также разработка долгосрочной экономической стратегии, т.е. промышленной политики и программирование. Экономическое программирование под названием «индикативного планирования» давно применяется во Франции, Японии, сейчас в Южной Корее, на Тайване, в ряде других стран. Во Франции, например, начиная с 1947 г. разрабатываются общенациональные пятилетние планы, в которых намечаются ориентиры или показатели (индикаторы) социально-экономического развития, которые носят рекомендательный характер. Но на их основе заключаются соглашения между предпринимателями, местными властями, профсоюзами и другими общественными организациями, а также осуществляется финансирование программ по реализации этих соглашений.
Прямое регулирование осуществляется и в форме безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в виде субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов. Тем самым прямое государственное регулирование способствует выравниванию финансового положения территорий, секторов экономики, отдельных социальных групп населения. Прямое регулирование используется для поддержания отечественного предпринимательства с целью обеспечения конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках путем формирования рыночной инфраструктуры, ограничения монополизма, развития малого и среднего бизнеса, поощрения инновационной деятельности предприятий. Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния на экономическое поведение производителей и потребителей через предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, валютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулирования можно выделить: меры ценового характера и меры количественного характера. К мерам ценового характера можно отнести налоговые льготы, штрафные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммерческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, экспертные премии, ускоренную амортизацию, финансовый и промышленный лизинг и т.д. Мерами количественного характера являются регулирование запасов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|