Кредитно – денежная (монетарная) политика: цели, инструменты.
Деятельность Центрального банка по управлению и контролю за денежным обращением называется денежно-кредитной политикой. Высшей (стратёгической) цепью денежно-кредитной политики является достижение стабильного уровня цен, полной занятости, роста реального объема производства, устойчивого платежного баланса. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели: изменение денежного предложения, темпов его роста, корректировка ставки процента и обменного курса валюты. Для достижения последних Центральный банк может использовать следующие инструменты: изменение учетной ставки процента, норм обязательных резервов для банков, проводить операции на открытом рынке ценных бумаг. Учетная ставка процента (ставка рефинансирования) — ставка меж- * банковского процента, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их долговых обязательств или путем переучета коммерческих векселей. Изменение учетной ставки процента называется дисконтной политикой. Если Центральный банк ставит цель увеличить предложение денег, необходимое для роста совокупных расходов, в том числе инвестиций, в условиях экономического спада, то он снижает ставку процента. И наоборот, если Центральный банк стремится снизить предложение денег с целью сдерживания инфляции, то он увеличивает учетную ставку процента. Последнее ведет к снижению заимствований денег коммерческими банками у Центрального банка, а юридических и физических лиц — у коммерческих банков. Данный процесс может иметь негативное влияние на экономику, так как вызывает сокращение инвестиций, а значит снижение объемов производства. Для их устранения государство должно заранее продумать изменения в фискальной политике:, снижение ставок по налогам, систему налоговых кредитов и субсидий для предприятий.
Вторым инструментом денежного регулирования является норма обязательных резервов. Это сумма денежных средств, которую коммерческие банки обязаны хранить на специальном счете в Центральном банке. Деньги, находящиеся в резерве, не приносят коммерческим банкам прибыли, так как не могут быть использованы для кредитования клиентов банка. Поэтому чем выше норма резервов, тем меньше кредитов выдают банки. Это снижает эффект мультипликационного расширения банковских депозитов. Таким образом, увеличение норм обязательных резервов уменьшает предложение денег, и, наоборот, их снижение ведет к росту предложения денег в экономике. Следующим регулятором денежной массы являются операции на открытом рынк е ценных бумаг. Использование этого инструмента имеет эффект только в условиях развитого рынка ценных бумаг. Государство продает облигации инвестиционным брокерам и дилерам, которые перепродают их коммерческим банкам, юридическим и физическим лицам, цто вызывает сокращение количества денег в обращении. Если возникает необходимость увеличения количества денег, то государство скупает свои ценные бумаги на вторичном рынке. Два последних инструмента являются наиболее эффективными, так как позволяют увеличить предложение денег, не затрагивая эмиссионного механизма, а, следовательно, не вызывают значительного всплеска инфляции и не влияют на размер инвестиций в экономику. Проводимая в последние годы в России денежно-кредитная политика носила ярко выраженный антиинфляционный характер и была направлена на сокращение предложения денег. Исходя из состояния экономики, государство может проводить одну из двух видов денежно-кредитной политики. Если экономика находится в условиях спада, то для стимулирования совокупных расходов государство увеличивает предложение денег. Для этого проводится покупка ценных бумаг Центральным банком на открытом рынке, сокращаются нормы обязательных резервов и учетная ставка. Такая политика называется политикой дешевых денег. Ее цель — сделать кредит доступным. В условиях экономического подъема, когда усиливаются инфляционные процессы, государство стремится сократить денежное предложение. В этом случае инструменты используются в обратном направлении, а проводимая денежно-кредитная политика называется политикой дорогих денег.
Увеличение предложения денег с целью стимулирования совокупных расходов имеет положительный эффект только в краткосрочном периоде и вызывает рост объемов производства. В долгосрочном периоде эта связь нарушается, поэтому увеличение денежной массы приводит к нарастанию инфляционных процессов. Кейнсианцы рассматривают экономику в краткосрочном периоде и считают, что спрос на деньги нестабильный и зависит от субъективных факторов. Поэтому регулирование предложения денег считается бессмысленным. Только процентная ставка способна уравновесить спрос и предложение денег. Центральный банк имеет возможность воздействовать на ставку процента через мультипликационное изменение предложения денег. Если в результате операций Центрального банка предложение денег увеличивается, то это приводит к росту спроса на облигации или другие ценные бумаги. В результате значения номинальной и реальной ставки снижаются. Низкая процентная ставка стимулирует инвестиции, что способствует росту объемов производства и занятости. Проведение такой политики требует от Центрального банка осторожности. Безмерное наращивание денежной массы может привести экономику в «ликвидную ловушку». Это ситуация, когда в народное хозяйство поступает возрастающая денежная масса, но при этом ставка процента остается очень низкой и неизменной. В результате спрос на деньги перестает реагировать на изменение количества денег и ставку процента. Низкая процентная ставка не является в этом случае стимулом для инвестиций, поскольку не покрывает всего риска, связанного с ними. А увеличение предложения денег вызывает инфляцию. Кейнсианцы считают, что в этом случае инструменты денежно-кредитной политики оказываются малопригодными для регулирования.экономики. По их мнению, более эффективными являются инструменты бюджетно-налоговой политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|