Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения содержания дисциплины




3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-4, т.е. владением культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-14, т.е. способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Это означает, что бакалавр:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели к выбору путей ее достижения;

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе.

 

В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:

Знать:

- о многообразии форм человеческого знания (научного и ненаучного, явного и неявного), соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном информационном обществе, о роли науки в развитии цивилизации, о структуре форм и методов научного познания, о соотношении науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблемах;

- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, сущности человека, роли культуры в жизни общества, ее базисных ценностей;

- особенности философского мышления: гибкость, диалектичность, всесторонность (целостность), критичность, рациональность, амбивалентность и т.д.

- постоянную нацеленность философского мышления на преодоление однажды достигнутого результата (нацеленность на обобщение его);

- что анализ производится на базе некоторого целого – синтеза, человеческое мышление аналитико-синтетическое;

- что выдвижение цели предполагает наличие средств ее достижения, что не всегда наличные средства ведут к достижению цели, что сами цели могут быть либо завышенными (ошибочными), либо выдвинутыми, когда нет подходящих средств; что выбор путей достижения цели должен быть не произвольным, а обоснованным;

- что способность к обобщению, анализу, восприятию информации формируется, строго говоря, на основе теории принятия решений производимых математических расчетов;

Уметь:

- развивать указанные особенности философского мышления;

- быть философом в своей области, профессии;

Владеть:

- гибкостью, диалектикой мышления;

- способностью конкретизировать философские установки в своей профессиональной деятельности.

 

В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:

Знать:

- предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры;

- основные этапы мировой философской мысли;

- важнейшие школы и учения выдающихся философов;

- некоторые классические философские тексты, охватывающие различные эпохи и традиции;

- об основных отраслях философского знания;

- о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

Уметь:

- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнесе.

- учиться у выдающихся людей;

- их эталон использовать для выработки своего кредо.

Владеть:

- пониманием взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

- пониманием необходимости систематического тренинга своего имиджа;

- чувством конструктивности и владения ситуацией.

 

В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:

Знать:

- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- что человек - продукт культуры и сам созидает культуру;
- что культура предписывает как отдельному человеку, так и всему человечеству совершенствовать однажды открытые изобретения и знания, развивать и саму культуру, в том числе принципы толерантности, диалога и сотрудничества;
- что толерантность требует совместимости различных традиций, религий, гуманистических мыслей; диалог и сотрудничество предполагает взаимообмен информацией;
Уметь:
- вырабатывать, формировать в себе чувство конструктивности;
- проверять на соответствие современным реалиям те или иные философские принципы;

Владеть:
- чувством уверенности в правильности избранных принципов в качестве руководства в ваших действиях;

- чувством ориентации в ситуации, чувством конструктивности.

 

В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:

Знать:
- что человек воспринимает окружающую его действительность сквозь внутренние психические состояния, сквозь призму своей собственной иерархии ценностей;

- что в зависимости от того, какие это ценности или предпочтения, будут и соответствующие им способности анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем;

- что контакты с коллегами, взаимодействие с ними предписываются культурой;
Уметь:
- понимать, что человек не предоставлен самому себе навсегда, чтобы поддерживать человеческое в себе, не должен взаимодействовать с людьми, обществом;

- понимать, что взаимодействие с людьми возможно лишь тогда, когда оно сообщает людям новую, свежую интересную информацию;

Владеть:
- качеством взаимодействия и общения;

- принципом “взаимодействую – значит, обогащаю других и обогащаюсь сам”.

 

В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:

Знать:

- о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- о роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах;

- о ценности научной рациональности и ее исторических типах, о структуре, формах и методах научного познания, их эволюции.

- что без обмена информацией невозможно было возникновение ни самого человека, ни самого общества;
-что получение, хранение, переработка информации напрямую зависят от степени развития духовности человека;
- в прямом соответствии с этой духовностью человеком будут использоваться как подбор методов, способов и средств обработки информации, так и качество их использования;

Уметь:
- научиться виртуозно, с большим искусством пользоваться подбором средств;
- понимать, что это качество не дается, а создается;
Владеть:
- ситуацией, поступать с сознанием дела относительно взаимодействия с поступающей информацией имеющимся соответствующим набором методов, способов и средств;
- чувством оптимизации уверенности в своих действиях.

 

В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:

Знать:
-что сущность и значение информации в обществе предопределяются понятием культуры;

- что развиваются и усложняются виды культурных форм передачи, обозначения и накопления информации;

- что современное общество интенсивно компьютеризируется, однако этот прогресс сопровождается недостатками: возникновение компьютерной зависимости, представление о виртуальной реальности как чуть ли не единственной форме культуры, возможность утраты человеком контроля над компьютером;
Уметь:
- извлекать наибольший коэффициент полезного действия в обращении с компьютером;
- пользоваться его преимуществом;

Владеть:
- пониманием того, что с компьютеризацией будут множиться функции удобства, быстроты, оперативности, преодоления расстояний, информативности, общения;
- чувством меры использования возможностей компьютерных технологий.

Содержание и структура дисциплины (модуля)

Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
  Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе Философия и мировоззрение. Типология мировоззрений. Специфика философского мировоззрения. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. КЗ
  Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии.   Возникновение философии. Переход от мифологического мировоззрения к философскому. Античная философия, ее крупнейшие представители и историческое значение. Своеобразие становления и развития философии на Древнем Востоке. КЗ
  Философия Средневековья и эпохи Возрождения Теоцентризм средневековой философии. Проблема универсалий. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия. КЗ
  Европейская философия ХVII-ХIХ вв. Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма. Априоризм И. Канта. Система и диалектический метод философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Антропологическая философия Л. Фейербаха. Учение К.Маркса и Ф. Энгельса. КЗ
  Отечественная философия XIХ-XX вв. Особенности русской философии. Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева. Философия русского космизма. КЗ
  Философия в современном мире 1. Основные направления философии XX в. 2.Антропологическая традиция (экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм). 3. Аналитическая традиция. Логический позитивизм, лингвистическая философия. 4. Философия на рубеже XX и XXI вв. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм. КЗ
  Учение о бытии 1. Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна. 2.Материя и движение. Пространство и время. Диалектика и метафизика. Тестиро- вание    
  Проблема человека в философии 1. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и историческом процессе. 2. Индивид – индивидуальность – личность. 3. Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Человек – существо одушевленное. 1. Свобода и ответственность в человеческой жизни. 2. Человек в информационно-техническом мире. КЗ
  Сознание и познание 1. Сознание, самосознание и личность. Понятие идеального. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознательное и бессознательное. 2. Познавательное отношение человека к миру. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания. Проблема истины. 3. Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. КЗ
  Социальная философия 1.Общество как продукт человеческого общения и человеческой жизнедеятельности. 2. Общество и природа. 3. Основные подсистемы общественной жизни и их взаимосвязь. 4. Гражданское общество и государство. 5. Субъективное и объективное в общественном развитии. 6.Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. КЗ
  Аксиология: нормы, ценности и идеалы человечества 1. Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей. 2. Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы, их сущность и назначение в обществе. Ценностное в научном познании. 3. Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей. КЗ
  Философия науки и техники 1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание. Научные революции и смена типов рациональности. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания. 3. Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Техника и экология. Этические проблемы науки и техники. Тестиро-вание
  Будущее человечества и глобальные проблемы современности 1. Развитие и прогресс человечества. 2. Глобальные проблемы современности. 3. Будущее и средства его прогнозирования. Глобальное, национальное и личностное Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. КЗ

Структура дисциплины

Общая трудоемкость Трудоемкость часов
3 семестр Всего
Лекции    
Семинарские занятия    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...