Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Философия в современном мире (Западная философия ХIХ-ХХ вв).




1. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра.

2. Философия жизни Ф. Ницше.

3. Проблема сущности и существования в экзистенциализме.

4. Учение З. Фрейда о бессознательном.

5. Проблема души современного человека в понимании К.Юнга.

6. Неофрейдизм Э. Фромма.

7. Становление философии позитивизма.

8. Неопозитивизм и постпозитивизм.

 

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей "философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христианские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога?

Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

3. Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.

Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите ваше изучение. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.

4.Чтобы раскрыть эту тему, необходимо обратиться к творческой деятельности австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, в частности к его книгам: Психология бессознательного. – М., 1990; Введение в психоанализ. – М., 1989. На основе изученной литературы вы должны изложить суть концепции бессознательного психического. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, "Оно" – "Я" – "сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго», воспроизвести структуру психики человека. Это и составит содержание первой части темы.

Далее следует показать механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Обратите внимание на то, что, согласно Фрейду, всякая культура есть насилие, принуждение, подавление естественных влечений, вызывающие неврозы у людей. С этих позиций он рассматривает роль религии и культуры в обществе. Спасителем человека у З.Фрейда выступает разум, причем разум индивидуальный, а не коллективный, ибо массовое сознание всегда иррационально, бессознательно. Главная задача контрольной работы – выяснить философское содержание учения о бессознательном.

5. Здесь необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию ХХ века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них – Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если З. Фрейд (см. тему 18) занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении «коллективного бессознательного». С помощью словаря отработайте понятия «бессознательное», «архетип» и сделайте выводы по всему творчеству К. Юнга.

6. Этот вопрос посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму. Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э. Фромма. В центре внимания Фромма – противоречивость человеческого существования, взятая им не на индивидуально-личностном уровне, а на социальном.

В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа, но в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет противоречивость его жизни, судьбы, существования. Лучше разобраться в этом помогут книги Э. Фромма «Иметь или быть?», Блинникова Л.В. «Великие философы: Словарь-справочник».С.370.

Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе.

7. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы.

8. Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием.

Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Философский словарь. – М., 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.

8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.

10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.

12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.

13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.

15. Сумерки богов. – М., 1990.

16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.

17.Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

18. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

19. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

20. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.

21. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

22. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.

23. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

24. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

25. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.

26. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

27. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...