Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины




7.1. Основная литература.

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник. - М.: Изд-во Проспект, 2010. - 592 с.

2. Канке В.А.. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: ЛОГОС, 2011. - 376 с.

3. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010.ь – 735 с.

 

7.2. Дополнительная литература.

1. Философия. Учебник / под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина М., 2005.

2. Философия. Учебник. / Под ред. О.А.Митрошенко. М., 2005.

3. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 1999.

4. История философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5. Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2005.

6. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.: 1999.

7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2000.

8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003.

9. Современная западная философия: Словарь. - М.: ТОН – Остожье, 2000.

10. Томпсон М. Восточная философия. - М., 2002.

11. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

12. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

13. Философия. Учебный курс / под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

14. Философия: Университетский курс / Под ред. С.А. Лебедева - М.: Фаир-Пресс, 2003.

15. Философия: учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

16. Хрестоматия по философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 576 с.

17. Яковенко Б.В. История русской философии. - М., 2003.

18. Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

19. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. М., 1986.

20. Конев В.А. Человек в мире культуры. Пособие по спецкурсу. Самара, 1996.

21. Мамардашвили М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.

22. Пигров К.С. Очерки социальной философии. Спб., 1998.

23. Пигров К.С. Социальная философия (Пропедевтический курс лекций). Самара 1996.

24. Философская энциклопедия. Т. 1–5. М., 1960–1970.

25. Это человек. Антология. М., 1995.

26. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994

27. Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1 М., 1989. С. 287, 290, 295-296.

28. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

29. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6 т. Т.3 М., 1964. С.155, 362.

30. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995, №1.

31. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 14-26, 29,33, 58-60.

32. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М.,1996. С.21-24.

33. Конев В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки, 1991, №6.

34. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу. М., 1972.

35. Хайдеггер М. Европейский нигилизм (гл. Различие бытия и сущего и природа человека; гл. Бытие как пустота и богатство) // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.168-171, 171-176.

36. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

37. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, №10. С.157-165.

38. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1998.

39. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991.

40. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

41. Губман Б.Л. Смысл истории (Очерк современных западных концепций). М., 1991. Гл.1.

42. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М.,1980. Ч.II. §§ 1-4,9,10. Ч.III. §§ 7, 8, 9.

43. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.

44. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1994. Ч.III. О смысле истории.

45. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. изд. Т.13.

46. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1974.

47. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Гл. IV-VI, II, XVII.

48. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. 1993.

49. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1992.

50. О человеческом в человеке. М., 1998.

51. Конев В.А. Декартовы и Дантовы координаты // Философия культуры. Самара. 1995.

52. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

36. Российская философская энциклопедия. В 4 тт. – М., 2000.

37. Философская энциклопедия. В 5 тт. – М., 1960-1970.

38. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

39. Словарь по философии / под ред. А.Т. Фролова. – М., 1989.

40. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.

7.3. Периодические издания:

- ежемесячный журнал «Вопросы философии»;

- журнал «Человек», издается раз в 2 месяца;

- -ежемесячный журнал «Педагогика».

7.4. Интернет-ресурсы:

- Электронные учебники по философии;

- сайт «Интернет-библиотека».

И другие.

 

 

Методические указания к практическим занятиям.

 

Тема 1. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

1. Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии.

2. Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.

1. При подготовке первого вопроса необходимо привлечь к работе учебники и философский словарь, чтобы разобраться в изучаемой проблеме. Следует обратить внимание на такие философские категории, как «миф», «логос», «религия», «философия», «наука», «мировоззрение». Изучив это, покажите генезис и дальнейшую эволюцию философии. В этом вам поможет рекомендуемая литература. Покажите предфилософское значение мифологии и религии, специфику постановки и разрешения философских проблем, отличие философии от науки и других форм знаний.

2. Рассматривая второй вопрос, с помощью учебника раскройте содержание и структуру мировоззрения, а далее разберитесь в его типах – мифологическом, религиозном, философском, научном и др. Завершая рассмотрение данного вопроса, выделите основные функции философии, покажите ее место и роль в жизни отдельного человека и в духовной культуре человечества.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 20 - 73.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 40-46.

3. Джеймс У. Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии. – М., 2000.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997. С.4-18.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М, 1999.

7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.

8. Философский словарь. – М., 1998.

 

Тема 2.

Философия Древнего мира

1. Философия Древней Индии.

2. Древнекитайская философия.

3. Первые философские школы в Древней Греции.

4. Атомизм в античной философии.

5. Жизнь и творчество Сократа. Основные принципы философии Сократа.

6. Учение Платона об идеях и душе. Теория познания. Учение об идеальном государстве.

Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении. Нравственная и политическая философия Аристотеля.

 

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к Ведам – первому древнеиндийскому письменному памятнику – и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии. Особо следует сказать о четвертой части Вед – Упанишадах, которая полностью посвящена рассуждению над решением философских проблем.

Затем следует уяснить, что со временем идеи брахманизма и философии Веданты трансформировались в индуизм (I тыс. до н.э.), который широко распространен в современной Индии.

Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма – «освобождению» души от оков тела, что достигается путем победы человека над своими страстями и раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское направление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару.

2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.

3. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.

Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. В VI - V вв. до н.э. жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские течения. Уделите внимание анализу его сочинений. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания.

4. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскрытию философских взглядов этого мыслителя поможет учебная литература, в частности, работа Блинникова Л.В. «Краткий словарь философов». В заключении оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.

5. Личность Сократа трагична и загадочна в истории философской мысли, поэтому раскрытие данной темы начните именно с биографии мыслителя. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.

В заключении необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

6. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебникам: Введение в философию (М., 2003) и Радугин А.А. Философия; Курс лекций (М., 1995. С.42-53). Политической философии посвящен трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал.

7. Опираясь на литературу, опишите личность выдающегося философа Аристотеля – последователя Платона и воспитателя Александра Македонского. Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичным материалом, потенцией вещей, благодаря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности, а материя пассивна и бесформенна, в результате чего форма превращается в сущность бытия. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин и учение о движении. Специально рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Для этого следует обратиться к произведениям Аристотеля «Политика». Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона?

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия.-М.,1975.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

4. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.

5. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

6. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

7. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

8. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

9. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996. С. 108-119, 152-159.

10. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

11. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. – М., 1994.

12. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.178-186.

13. Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. Соч.: В 4т. – М., 1968. Т.1.

14. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М.,1971.- Т.3.-Ч.1.

15. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

16. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146, 19-26, 179-188.

17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999.С.66-78

18. Философский словарь. – М., 1998.

19. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.

 

 

Тема 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...