Методические указания. Содержание. Пояснительная записка. 1. Самостоятельная работа. По теме 1. 1: «нормативно-правовые акты, регулирующие отношения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Трудовое право» для студентов специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в трудовом праве 2. Права и обязанности работников и работодателей 3. Порядок заключения, изменения и прекращения трудовых договоров 4. Содержание трудовой дисциплины 5. Виды рабочего времени и времени отдыха 6. Формы и системы оплаты труда 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве 8. Основы охраны труда 9. Порядок и условия материальной ответственности работника и работодателя 10. Порядок разрешения трудовых споров Список литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда. Методические указания подготовлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Трудовое право» для специальности 40. 02. 01 «Право и организация социального обеспечения» и призваны помочь студентам при самостоятельном изучении вопросов курса. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента. Одной из важных задач в подготовке специалистов является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Основной формой самообразования является самостоятельная работа студента (СРС).
Самостоятельная работа студента предусматривает: - подготовка сообщений, эссе, портфолио; - составление проектов, положений, алгоритмов, предложений, характеристик; - составление таблиц, схем; - подготовка к практическим (семинарским) занятиям, экзамену; -изучение нормативных актов, литературных и других источников по определенной теме с последующим конспектированием и устной беседой с преподавателем. За каждое правильно выполненное задание студент получает дополнительную оценку. 1. Самостоятельная работа по теме 1. 1: «Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в трудовом праве» Цель: 1. Обобщить и систематизировать изученный материал. 2. Развивать навыки работы с разного вида источниками. 3. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Задание 1: подготовить исследовательский портфолио по теме: «Роль судебной практики по трудовым делам в правоприменительной деятельности»
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
«Портфолио» считается важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Портфолио является важной формой обучения и контроля знаний, умений, навыков обучаемых. Портфолио имеет целью формирование у студентов навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного практического исследования проблем в изучаемой отрасли знаний, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами. Технически «портфолио» представляет собой папку, в которую крепятся прозрачные файлы, или рабочую файловую папку. В папке содержится многообразная информация, которая иллюстрирует и документирует приобретенный опыт студента по курсу. Единицей сбора в «портфолио» являются: доклады, сообщения, самостоятельные исследования, тестовые материалы, подготовленные аудио- и видеоматериалы, творческие работы, собранные картинки, фотографии по определенной тематике, компьютерные программы и т. д. Оформление практикума в виде «портфолио» в целом должно быть эстетически привлекательным и доступным для обзора со стороны. Первый лист является титульным. Второй лист «портфолио» - резюме, структура которого разрабатывается самостоятельно (может содержать фотографию, краткую биографию, сведения об образовании, жизненные кредо и цели и т. д. ). Следует также обозначать название тем и подразделов. Каждая текстовая «единица сбора» в «портфолио» и листы с пояснением выполненной работы выполняется на одной стороне листов формата А4 (210х297 мм) компьютерным текстом шрифтом Times New Roman, 12 размера с полуторным интервалом. Абзацный отступ – 1, 25 (5 знаков). Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 20 мм, нижнее – 20 мм. Страницы должны иметь сквозную нумерацию. Сокращать слова в тексте запрещается. Применение юридических норм, связанное с деятельностью судов, их особое положение в системе государственных органов и значение судебных актов в правовом регулировании общественных (трудовых) отношений является одной из важнейших проблем в теории права и отраслевых юридических науках.
Российское государство, являясь гарантом установления и соблюдения трудовых прав и свобод, осуществляет их защиту, прежде всего, через суд при разрешении индивидуальных трудовых споров либо при оспаривании нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Судебная защита является наиболее эффективным способом гарантировать трудовые права и свободы, и судебная практика должна быть единообразной и отвечать требованиям закона. Динамичное развитие экономических и общественных отношений в современных условиях России требует соответствующей адаптации к этому норм трудового законодательства, и правоприменительная деятельность судебных органов в этой сфере приобретает особую значимость, при этом судебная практика способна выполнять свою важную роль в развитии трудового законодательства. На основе апробирования норм трудового права судебной практикой, выявления в процессе рассмотрения дел неурегулированности трудовых отношений, неточностей формулировок, иных недостатков трудового законодательства в условиях осуществления судебными органами последующего анализа и обобщения трудовых дел проявляется роль судебной практики в устранении этих недостатков и правильном применении норм трудового законодательства, направленная на возможное их совершенствование и дальнейшее развитие. Нередко лучшие наработки единообразной судебной практики, создавая основу для правильности применения норм трудового законодательства, служат своеобразным «указателем» необходимости внесения изменении и дополнений в нормы трудового законодательства, прежде всего при обнаружении пробелов и иных недостатков. Изучение и анализ судебной практики по применению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый соответствующими судебными органами, показывают, что целый ряд вопросов судами решается по-разному. Иногда это связано с неопределенностью содержания норм, иногда пробелом трудового законодательства, в том числе ТК РФ.
Отсутствие при этом единообразной судебной практики, безусловно, негативно сказывается на обеспечении эффективной судебной защиты трудовых прав и свобод в Российской Федерации. Исследование проблем судебной практики, ее роли и влияния на развитие и совершенствование российского трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Более глубокое исследование проблемы позволяет выявить некоторое недопонимание влияния судебной практики как одного из факторов, отражающих социально-экономическое развитие общества, и в целом играющей важную роль в развитии трудового законодательства. Целью работы является исследование в теоретическом и практическом аспектах проблем, связанных с ролью судебной практики в развитии трудового законодательства, правильном применении и совершенствовании его норм. В связи с этим определены следующие основные задачи исследования: - выделить судебные акты высших судов Российской Федерации и источники трудового права, современную их систему и особенности формирования социально-партнерских соглашений, коллективного договора и локальных нормативных актов; - рассмотреть правовые позиции Конституционного Суда РФ и выявить их положительное влияние и роль на правильность применения и на совершенствование норм трудового законодательства, его дальнейшее развитие; - на основе анализа судебных актов судов общей юрисдикции и разъяснений Верховного Суда РФ выявить их влияние и роль на правовое регулирование трудовых отношений, правильность применения и совершенствования норм трудового законодательства и его развитие; - раскрыть влияние судов общей юрисдикции и Верховного Суда РФ при осуществлении контроля за нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, на устранение из правового поля норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае несоответствия российскому трудовому законодательству, то есть нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой; - в результате изучения судебной практики и анализа трудового законодательства сформулировать предложения, направленные на совершенствование трудового законодательства, с учетом в том числе разработанных научно-практических рекомендаций судебной практики.
Задание 2: Изучить главу 2 Конституции Российской Федерации. Составить опорно-логическую схему «Принципы трудового права» Задание 3: описать алгоритм разработки локальных нормативных актов в организации, регулирующих социально-трудовые отношения..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|