Система информационно-лингвистического обеспечения
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
И. В. Ковалев М. В. Карасева
МУЛЬТИЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМАХ
Монография
Красноярск 2010 УДК 004 ББК 32.97 К56
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Г. А. Доррер (Сибирский государственный технологический университет); доктор технических наук, профессор С. В. Ченцов (Сибирский федеральный университет)
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
Ковалев, И. В. К56 Мультилингвистические технологии подготовки и принятия решений в распределенных информационно-управляющих системах: монография / И. В. Ковалев, М. В. Карасева; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2010. – 132 с.
ISBN 978-5-86433-450-8
Рассматриваются вопросы поиска тематико-ориентированной информации для формирования информационного базиса распределенных систем поддержки принятия решений, моделирования запросов лица, принимающего решения, с учетом его информационных потребностей в конкретных производственных ситуациях, возникающих в управляющих системах и др. Разработанные модели могут использоваться для повышения эффективности процессов подготовки и принятия решений. Монография предназначена для специалистов в области информационных технологий, научных работников, а также для магистрантов, обучающихся по направлениям «Системный анализ и управление» и «Информатика и вычислительная техника».
УДК 004 ББК 32.97
ISBN 978-5-86433-450-8 © Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2010 © Ковалев И. В., Карасева М. В., 2010
Оглавление Введение.................................................................................................... 5
1. Распределенные системы поддержки принятия решений.............. 7 1.1. Понятие систем поддержки принятия решений............................. 7 1.2. Типовые архитектуры систем поддержки принятия решений...... 12 1.3. Анализ возможностей современных систем поддержки принятия решений....................................................... 16 1.3.1. Система поддержки принятия решений ПАРУС................. 16 1.3.2. Система поддержки принятия решений на платформе Oracle.............................................................. 18
Поиск данных и документов для подготовки и принятия решений в информационно-управляющих системах.......................... 22 2.1. Поисковые системы сети Интернет................................................ 22 2.1.1. Особенности и организация работы поисковых систем...... 22 2.1.2. Метапоисковые системы....................................................... 27 2.2. Поиск информации о производственных ситуациях в информационно-управляющих системах.................................... 30 2.3. Поиск документов на основе построения терминологического базиса............................................................ 34 2.4. Контекстно-поисковые процедуры на основе реляционных баз данных............................................... 39
Модели и алгоритмы поиска документов в многоязычных информационных ресурсах...................................... 44 3.1. Обобщенный алгоритм работы поисковых систем....................... 44 3.2. Алгоритмы и модели информационного поиска.......................... 46 3.2.1. Алгоритм PageRing............................................................... 47 3.2.2. Алгоритм Клейнберга и его модификации.......................... 48 3.2.3. Латентно-семантический анализ........................................... 53 3.2.4. Алгоритмы морфологического анализа текстов................. 54
3.2.5. Модели ранжирования......................................................... 56 3.2.6. Модель определения релевантности.................................... 57 3.3. Оценка качества поисковых алгоритмов....................................... 59
Модель запросов ЛПР в среде распределенных информационных ресурсов информационно-управляющих систем 62 4.1. Процедуры формирования модели запросов ЛПР....................... 62 4.2. Характеристики модели запросов ЛПР......................................... 65 4.3. Методология PLSA в области извлечения информации............. 69 4.3.1. Частотная терминологическая модель запросов ЛПР...... 70 4.3.2. Динамический профиль ЛПР в информационно-управляющих системах........................ 72 4.3.3. Алгоритм непрерывной корректировки профиля ЛПР.... 74 4.4. Мультилингвистическая поисковая система для подготовки и принятия решения в корпоративных информационно-управляющих системах.................................... 75 4.5. Алгоритмы организации работы при обработке информации в системе поддержки принятия решений............... 77 4.6. Программная реализация предложенных алгоритмов.............. 85
Система поддержки принятия решений на основе информационно-терминологического базиса.................................... 94 5.1. Лексико-семантическая база данных типа WordNet для русского языка............................................... 95 5.2. Тезаурус SDK............................................................................... 98 5.3. Тезаурус RCO for Oracle.............................................................. 104 5.4. Синтез структуры распределенной системы поддержки принятия решений на основе тезауруса и его мультилингвистическая модификация................................ 106
Система информационно-лингвистического обеспечения распределенных систем поддержки принятия решений................... 112 6.1. Алгоритм работы поисковой подсистемы................................... 113 6.2. Функциональные возможности подсистемы синтеза структуры распределенной системы поддержки принятия решений..................................................... 118 6.3. Программная реализация системы информационно-лингвистического обеспечения распределенных систем поддержки принятия решения.............. 119
Заключение............................................................................................. 124
Библиографические ссылки................................................................. 125
Введение
Информационные технологии и компьютерные информационно-поисковые сервисы занимают все более заметное место в современных системах поддержки принятия решений (СППР), так как потребность лица, принимающего решения (ЛПР), в оперативно доступных документах, данных, информационно-аналитических материалах, позволяющих как улучшить, так и ускорить процесс принятия решений, существенно возрастает. Для современных информационно-управляющих систем (ИУС) характерен значительный рост объемов многоязычной (мультилингвистической) информации, хранящейся в базах данных (БД) организаций (предприятий), так как многие из них интенсивно взаимодействуют с зарубежными партнерами. Управленческому персоналу требуется своевременное предоставление документов, принадлежащих различным языковым множествам, в процессе подготовки и принятия решений, что приводит к формированию мультилингвистической среды информационного взаимодействия пользователей различных сетей. Значительно возрастают требования к оперативности и качеству функционирования систем поиска мультилингвистической информации, используемых ЛПР в различных экономических и производственных ситуациях. В процессе управления техническими и человеко-машинными системами часто возникает необходимость найти и предоставить ЛПР все хранимые документы и данные (как правило, подготовленные и выполненные на разных языках), имеющие отношение к сложившейся производственной ситуации, с предварительным упорядочиванием их по степени важности выдаваемой информации. Поэтому не удивительно, что все больше внимания уделяется сетевым сервисам и ресурсам сети Интернет как обширному справочному инструменту, а также технологиям, активно использующим поисковые агенты. Растет количество информационных ресурсов, предоставляемых для открытого доступа, включая тематико-ориентирован-ную информацию по всевозможным предметным областям. Предлагаемые ранее методы получения информации зачастую оказываются недостаточно эффективными, так как, во-первых, не позволяют осуществить поиск и сортировку больших объемов разнородной информации, характеризующей сложившуюся производственную ситуацию, и, во-вторых, не обеспечивают возможность мультилингвистического поиска данных для подготовки и принятия решений в УИС.
Указанные обстоятельства требуют разработки новых эффективных моделей и алгоритмов поиска мультилингвистической информации, используемой для поддержки принятия решений в ИУС современных предприятий и корпораций – корпоративных ИУС (КИУС). Существующая распределенная архитектура систем поддержки принятия решений, включая ресурсы сети Интернет, требует специальной организации информационного обеспечения СППР, включая разработку новых методов его эффективного формирования. В настоящее время существует ряд моделей и алгоритмов для предоставления информации в распределенных информационных системах. Частными случаями таких систем являются информационно-управляющие системы, корпоративные информационные системы и, конечно, интенсивно развивающиеся системы поддержки принятия решений. Однако большинство моделей распределенных информационных систем строятся на основе одноязычного представления информации или учитывают многоязычность неявно. В связи с этим возникает необходимость в разработке модельно-алго-ритмического обеспечения систем мультилингвистического поиска данных в ИУС, позволяющего на ограниченном интервале времени, отведенном на принятие решения, определить данные и документы, которыми в возникающей ситуации будет руководствоваться ЛПР. При этом данные и документы должны быть упорядочены по степени важности предоставления информации. Как правило, с этой целью используются такие характеристики, как ранг документа и данного, характеризующий степень важности их информационного содержания, и количество данных и документов, применяемых в конкретной производственной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|