Поддержки принятия решений
Если рассматривать функциональную структуру предлагаемой корпоративно-управляющей системы, то можно выделить две подсистемы. Первая подсистема отвечает за поиск качественной информации в корпоративной информационной сети с возможностью подключения к глобальной сети Интернет. Данная подсистема также производит определение релевантности документов, полученных в процессе проведения поисковой процедуры, и выполняет их ранжирование. Вторая подсистема отвечает за формирование структуры информационного обеспечения распределенной СППР. Общую схему работы первой подсистемы можно представить в соответствии с рис. 4.5. При работе этой подсистемы выделяются четыре основных процесса: - формирование/корректировка профилей ЛПР; - сопоставление ситуаций с данными и документами; - распознавание и обработку ситуаций; - поиск документов и данных. Эти процессы можно сгруппировать по следующим этапам: - задания профилей ЛПР и сопоставления ситуаций и документов, которые можно отнести к предварительным этапам или этапам настройки параметров системы; - обработки ситуаций. Данный этап является основным, так как на нем реализуются предлагаемые ниже алгоритмы и методы. Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно. Начнем с первых этапов – задания профилей ЛПР и сопоставления ситуаций и документов. Сначала представим процесс формирования/корректировки профилей ЛПР (рис. 4.6). Выделяется два профиля пользователя: краткосрочный и долгосрочный. Основное отличие между данными профилями, как мы уже отмечали в п. 4.3.2, состоит в том, что емкость долгосрочного профиля больше емкости краткосрочного. При этом значения переменных, находящихся в краткосрочном профиле, изменяются линейно, тогда как для переменных, находящихся в долгосрочном профиле, снижение весов экспоненциально [54].
Следующий процесс – это сопоставление ситуаций и документов (рис. 4.7). В ходе этого процесса может происходить работа как по изучению новой ситуации и получению новых данных и/или документов, так и по корректировке существующих значений. В случае возникновения новой ситуации производится поиск подобных ситуаций для упрощения процесса сопоставления данных и/или документов по данной ситуации. Если такие ситуации не обнаружены, то процесс сопоставления происходит в полном объеме. Если же подобные ситуации найдены, то следует проанализировать данные и/или документы, необходимые для разрешения возникшей проблемы, и, возможно, принять их без изменения или внести корректировки в соответствии с требованиями новой ситуации. В случае получения новых данных и/или документов производится анализ того, к каким ситуациям эти данные и/или документы относятся, и сопоставление данных и/или документов с выбранными ситуациями. В случае выявления некорректности в сопоставлении ситуаций и/или данных нужно проанализировать ситуации и/или данные и внести необходимые исправления.
Рис. 4.5. Схема работы СППР корпоративной информационно-управляющей системы
Рис. 4.6. Процесс формирования и корректировки профилей ЛПР
Рис. 4.7. Процесс сопоставления ситуаций с данными и документами Третий этап работы СППР КИУС посвящен анализу и обработке возникших проблем и состоит из двух процессов: - распознавания и обработки проблем; - поиска документов и данных. Рассмотрим первый из этих процессов (рис. 4.8). Здесь следует обратить особое внимание на то, что понятие «проблема» шире, чем понятие «ситуация», т. е. для решения одной проблемы может потребоваться выбор одной или более ситуаций. Поэтому очень важно корректно проанализировать проблему.
Не менее важно рассмотреть профиль ЛПР, который пытается решить возникшую ситуацию. От текущих параметров ЛПР зависит подбор данных и/или необходимых документов, а также уровень его полномочий и уровень и степень знания им иностранных языков, что связано с мультилингвистичностью представленния информации. В результате выполнения процесса распознавания и обработки проблем будут получены параметры необходимых данных и/или документов. При этом наиболее важной информацией являются профили ЛПР. Здесь также происходит перерасчет текущих значений профиля каждого ЛПР, участвующего в разрешении проблемы. В параметры входит информация из профиля ЛПР, относящаяся к предпочтениям тех или иных корпоративных хранилищ информации и баз данных по корпоративным серверам. После получения параметров необходимой информации можно приступать к процессу поиска документов и/или данных (рис. 4.9). Выполнение этого процесса начинается с анализа параметров данных и/или документов, которые потребуются для разрешения возникшей проблемы. Анализ состоит из трех функций: - формирования списка опрашиваемых серверов, который зависит от профиля пользователя и включает серверы, имеющие наибольший приоритет для каждого ЛПР. Следует отметить, что в результате выполнения данной функции список серверов для разных ЛПР будет разным; - формирования списка данных и/или документов, необходимых для разрешения ситуаций, входящих в проблему. Этот список зависит от профиля пользователя и включает те данные и документы, которые имеют наибольший приоритет для каждого ЛПР, поэтому для разных ЛПР этот список будет различаться; - определения уровня языковых знаний ЛПР. Данная функция отвечает за мультилингвистический аспект КИУС. Для каждого ЛПР этот список также будет уникальным. После определения параметров запроса в корпоративной ИУС нужно еще раз проанализировать полученную информацию и сформировать мультилингвистический запрос или несколько запросов в информационное пространство предприятия.
Рис. 4.8. Процесс распознавания и обработки проблем
Рис. 4.9. Процедура поиска данных и/или документов При формировании запроса важную роль играет информация не только о качестве и достоверности того или иного хранилища данных, но и профиль ЛПР, в который входят его предпочтения и прошлый опыт работы с системой. После получения отклика системы проводится обработка полученных данных и/или информации, основанная на применении описанных в пп. 3.2.4 и 3.2.5 алгоритмов определения релевантности и ранжирования информации. В результате ЛПР получит информацию, необходимую ему для принятия решения по разрешению возникшей проблемы. Работу второй подсистемы СППР КИУС в данной монографии мы рассматривать не будем, а перейдем к программной реализации предлагаемых алгоритмов и их апробации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|