Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедуры формирования модели запросов ЛПР




 

Очевидно, что сформированный профиль ЛПР отражается на выборе рациональной стратегии поведения в сложных производственных ситуациях и зависит не столько от количественных соотношений, сколько от качественных формулировок. Выбор категории, или профиля ЛПР зачастую определяется набором типовых ситуаций, которые возникают в системе управления только в том виде, в котором он был зафиксирован на практике.

При формировании профиля ЛПР учитывается ряд атрибутов, характеризующих различные производственные ситуации, возникающие в процессе функционирования промышленного предприятия, а именно:

- наименование производственной ситуации;

- описание причин ее возникновения;

- указание последствий, к которым она может привести;

- временны́е характеристики, определяющие время возникновения и окончания ситуации;

- наименование структурных подразделений предприятия, где возникла производственная ситуация;

- описание мероприятий, необходимых для ее успешного разрешения;

- указание производственных факторов, влияющих на процесс принятия решений;

- список документов, регламентирующих поведение ЛПР в сложив-шейся ситуации;

- перечень данных, поступающих от различных информационно-измерительных систем предприятия и используемых ЛПР в процессе выработки решения.

Необходимо отметить, что на ряде промышленных предприятий некоторые из указанных выше характеристик могут не использоваться управленческим персоналом в процессе принятия решений. Кроме того, ряд характеристик производственных ситуаций может оставаться не определенным экспертами в течение значительного промежутка времени. В этих случаях в разрабатываемой поисковой системе при формировании профиля ЛПР учитываются только известные (базовые) характеристики и не рассматриваются остальные.

В данной монографии моделирование ЛПР строится на основе его информационных потребностей в конкретной производственной ситуации, поскольку основной задачей управляющего персонала является поиск необходимой информации для принятия решения.

Итак, модель ЛПР играет важную роль при создании поисковых адаптивных гипермедиасистем (АГС) в ИУС. И от того, насколько правильно система сможет судить о том, кто с ней в данный момент в данной производственной ситуации взаимодействует, зависит правильность работы (адаптации) системы в целом (рис. 4.1).

 

а б

 

 

в

 

Рис. 4.1. Подходы к организации поисковых систем:

а – отсутствие модели пользователя; б – использование модели пользователя;

в – метапоисковая система с использованием модели пользователя;

ПС – поисковый сервис; МП – модель пользователя; ХЗ – хранилище

запросов; ПП – профиль пользователя; МПС – метапоисковая система;

МПОЗ – модуль предварительной обработки запросов

Адаптивные гипермедиасистемы – это технология создания гипертекстовых и гипермедийных систем, которые отражают определенные характеристики пользователя и его модели и применяет эту модель для адаптации различных аспектов системы к потребностям пользователя [27; 67].

Моделирование пользователя (ЛПР) при организации АГС является достаточно сложной задачей. До настоящего времени не существует единых подходов, методов или стандартов разработки таких моделей.

В частности, моделью может называться некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала [14]. В данной монографии под объектом-заместителем мы будем понимать пользователя, который рассматривается в виде совокупности некоторых характеристик.

Таким образом, моделирование пользователя – это процесс, охватывающий весь жизненный цикл существования модели пользователя: от сбора и обработки информации о пользователе до непосредственного формирования модели, ее корректировки и настройки.

Моделирование пользователя может помочь при решении следующих задач, связанных с адаптивными гипермедиасистемами:

- при изучении определенной тематики;

- предоставлении важной для данного пользователя информации;

- адаптации интерфейса под пользователя;

- поиске информации;

- работе пользователя с системой.

Какая именно информация будет содержаться в модели пользователя, являющейся представлением важных характеристик пользователя в контексте формирующейся системы в терминах данной системы, зависит от мно-жества прикладных задач, для решения которых проектируется данная АГС. При этом необходимо учитывать, что первоначальные сведения в эту модель закладывает разработчик системы, который имеет некоторые представления как о будущей аудитории, так и о предметной области, для которой система разрабатывается.

Следует отметить, что использование достаточно сложных моделей в адаптивных гипермедиасистемах не всегда целесообразно, так как оно связано с большими затратами на формирование, проверку адекватности и последующую эксплуатацию. А простые модели, являющиеся грубой оценкой некоторых характеристик пользователя, часто позволяют в значительной мере повысить функциональность и удобство использования АГС. Создавая модель пользователя, нужно понимать, что она никогда не будет его идеальным отражением, а скорее достаточно грубой аппроксимацией его основных характеристик [23; 99].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...