Процедуры формирования модели запросов ЛПР
Очевидно, что сформированный профиль ЛПР отражается на выборе рациональной стратегии поведения в сложных производственных ситуациях и зависит не столько от количественных соотношений, сколько от качественных формулировок. Выбор категории, или профиля ЛПР зачастую определяется набором типовых ситуаций, которые возникают в системе управления только в том виде, в котором он был зафиксирован на практике. При формировании профиля ЛПР учитывается ряд атрибутов, характеризующих различные производственные ситуации, возникающие в процессе функционирования промышленного предприятия, а именно: - наименование производственной ситуации; - описание причин ее возникновения; - указание последствий, к которым она может привести; - временны́е характеристики, определяющие время возникновения и окончания ситуации; - наименование структурных подразделений предприятия, где возникла производственная ситуация; - описание мероприятий, необходимых для ее успешного разрешения; - указание производственных факторов, влияющих на процесс принятия решений; - список документов, регламентирующих поведение ЛПР в сложив-шейся ситуации; - перечень данных, поступающих от различных информационно-измерительных систем предприятия и используемых ЛПР в процессе выработки решения. Необходимо отметить, что на ряде промышленных предприятий некоторые из указанных выше характеристик могут не использоваться управленческим персоналом в процессе принятия решений. Кроме того, ряд характеристик производственных ситуаций может оставаться не определенным экспертами в течение значительного промежутка времени. В этих случаях в разрабатываемой поисковой системе при формировании профиля ЛПР учитываются только известные (базовые) характеристики и не рассматриваются остальные.
В данной монографии моделирование ЛПР строится на основе его информационных потребностей в конкретной производственной ситуации, поскольку основной задачей управляющего персонала является поиск необходимой информации для принятия решения. Итак, модель ЛПР играет важную роль при создании поисковых адаптивных гипермедиасистем (АГС) в ИУС. И от того, насколько правильно система сможет судить о том, кто с ней в данный момент в данной производственной ситуации взаимодействует, зависит правильность работы (адаптации) системы в целом (рис. 4.1).
а б
в
Рис. 4.1. Подходы к организации поисковых систем: а – отсутствие модели пользователя; б – использование модели пользователя; в – метапоисковая система с использованием модели пользователя; ПС – поисковый сервис; МП – модель пользователя; ХЗ – хранилище запросов; ПП – профиль пользователя; МПС – метапоисковая система; МПОЗ – модуль предварительной обработки запросов Адаптивные гипермедиасистемы – это технология создания гипертекстовых и гипермедийных систем, которые отражают определенные характеристики пользователя и его модели и применяет эту модель для адаптации различных аспектов системы к потребностям пользователя [27; 67]. Моделирование пользователя (ЛПР) при организации АГС является достаточно сложной задачей. До настоящего времени не существует единых подходов, методов или стандартов разработки таких моделей. В частности, моделью может называться некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала [14]. В данной монографии под объектом-заместителем мы будем понимать пользователя, который рассматривается в виде совокупности некоторых характеристик.
Таким образом, моделирование пользователя – это процесс, охватывающий весь жизненный цикл существования модели пользователя: от сбора и обработки информации о пользователе до непосредственного формирования модели, ее корректировки и настройки. Моделирование пользователя может помочь при решении следующих задач, связанных с адаптивными гипермедиасистемами: - при изучении определенной тематики; - предоставлении важной для данного пользователя информации; - адаптации интерфейса под пользователя; - поиске информации; - работе пользователя с системой. Какая именно информация будет содержаться в модели пользователя, являющейся представлением важных характеристик пользователя в контексте формирующейся системы в терминах данной системы, зависит от мно-жества прикладных задач, для решения которых проектируется данная АГС. При этом необходимо учитывать, что первоначальные сведения в эту модель закладывает разработчик системы, который имеет некоторые представления как о будущей аудитории, так и о предметной области, для которой система разрабатывается. Следует отметить, что использование достаточно сложных моделей в адаптивных гипермедиасистемах не всегда целесообразно, так как оно связано с большими затратами на формирование, проверку адекватности и последующую эксплуатацию. А простые модели, являющиеся грубой оценкой некоторых характеристик пользователя, часто позволяют в значительной мере повысить функциональность и удобство использования АГС. Создавая модель пользователя, нужно понимать, что она никогда не будет его идеальным отражением, а скорее достаточно грубой аппроксимацией его основных характеристик [23; 99].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|