Словарь психолого-педагогических понятий
Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением. Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред. Адаптация социально-психологическая - результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Активность социальная - поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику. Активный досуг - необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно-политической деятельностью и бытом. Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям. Ассоциация - соединение, связь психических явлений друг с другом. Атрибуция - приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. Аттракция - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Аффилиация - потребность в общении, в эмоциональных контактах. Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь неуверенность и т.п.), мешающее человека успешно выполнять некоторые действия. Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.
Валидность теста - адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме. Вербальный (словесный) - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом. Взаимоотношения межличностные - субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе. Влечение - желание или потребность что- либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям. Внутригрупповой фаворитизм -стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности. Восприятие человека человеком - процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Государственная политика в сфере образования - политика, в основе которой лежит принцип приоритетности вопросов образования, недопущение создания и деятельности политических организаций и религиозных движений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления. Государственное право - совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного устройства страны, систему и принципы формирования и деятельности органов государственной власти и управления, избирательную систему, права и обязанности граждан. Государственные образовательные учреждения - учреждения, осуществляющие образовательный процесс на субсидии государства.
Групповая динамика - область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах. Групповая оценка личности - социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми. Групповая поляризация -социально-психологический феномен, проявляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются. Гуманизм - мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманистическое образование - образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманитарное образование - приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установление связей между предметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых. Действенная групповая эмоциональная идентификация- один из специфических социально-психологических феноменов межличностных отношений, свойственных развитому коллективу. Демократизация образования - один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, предполагающий: ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений.
Депрессия - состояние душевного расстройства подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и методах их воспитания, образования и обучения. Деятельность групповая - возникает при объединении людей для достижения общих целей. Диагностика социально-психологическая - теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей. Диспозиционная концепция - концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояния ее готовности к определенному способу действий. Диспозиция - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения. Достижения мотив - внутренне относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние и указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Житейское понятие - донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне. Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Инстинкт - врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеграция групповая - согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрушювых процессов Интеллектуальные тесты - стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.
Интеллектуальный коэффициент - показатель уровня умственного развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100. Интенция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событии. Интерес - избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности. Интерференция - нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого. Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Инфантилизм - проявление детских черт в поведении взрослого человека. Каналы коммуникации (в группе) - понятие, относящееся к структуре социальной группы, характеризует систему деловых и межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности. Катарсис - очищение, душевное облегчение наступающее у человека после стресса. Качества процесса обучения - свойства, признаки этого процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям времени. Класс (классы) компенсирующего обучения - классы, которые создаются в общеобразовательных учреждениях для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Климат социально-психологический - психологический настрой в группе или коллективе. Коммуникация - в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер Компенсация - способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой н развития других позитивных качеств. Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживания Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей. Конформность - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на-принципах нравственности, эстетическою вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития. Лицей - вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Локус контроля - устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Межгрупповые отношения - субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп. Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь между людьми. Межнациональное общение (на межличностном уровне) - интерсубъектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители больших социальных групп - этнических общностей. Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п. Мировоззрение личности - система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность. Моделирование - построение понятийной, знаковой или процессу- альной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта. Намерение - сознательное желание, готовность что-либо сделать. Национальная определенность личности - это органический сплав объективно существующих связей личности с данной общностью и субъективного, личностного к ним отношения, отражение во внутри-личностной структуре национальных связей. Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях. Национальное сознание - одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы. Национальный характер - совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-эко-номических, культурных и природных условиях ее развития. Нормы групповые - принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Нормы социальные -совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам. Образ жизни - система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности Образовательные учреждения дополнительного образования - тип образовательного учреждения, реализующего дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. Образовательные учреждения элитарного типа - образовательные учреждения для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности и прошедших специальный отбор в эти учреждения. Образовательный ценз - определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом. Общественная психология-совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходя- щих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов. Основные стороны культуры личности - совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования. Педагогический диагноз - определение характера и объема трудностей в учебе, а также способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ. Педагогический консилиум - совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании. Переживание - ощущение, сопровождаемое эмоциями. Подростки с девиантным (общественно опасным) поведением - дети, достигшие 11- летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и педагогическом подходе в специальных учреждениях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда по решению суда). Политика в области образования - принципы деятельности органов государственной власти и управления в области образования, отражающие общественно-экономическую структуру государства и опирающиеся на федеральную программу развития образования. Понимание - психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Поступок - сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений Принципы государственной политики в области образования - основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования, его идеалы и цели: гуманистический характер; единство федерального, культурного н образовательного пространства; общедоступность; светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений; свобода и плюрализм; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Прогнозирование развития образования - научно обоснованное суждение о возможных состояниях образования в будущем и сроках достижения этих состояний. Профессиональная культура - высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Релаксация - расслабление. Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Решительность - готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок. Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий. Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Самоопределение личности -осознание человеком своего места в жизни, в обществе. Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Свободное выражение учащимися собственных взглядов и убеждении - право обучающихся высказывать свои взгляды и убеждения, принимать решения без опасения преследований и санкций. сильных эмоциональных переживший типа аффекта или стресса. Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. Система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Склонность - любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию. Совместимость - способность людей работать вместе успешно ре- шать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Совместимость групповая - один из компонентов групповой сплоченности. Согласие групповое - общность картины мира у людей, объединенных в социальную группу. Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей. Соперничество - стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти. Социальное окружение - макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид. Социально-психологические отношения - различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Социально-психологический тренинг - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения н приспособление к условиям жизни. Социальный педагог - педагогический работник, в задачи которого входит организация воспитательной работы в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отчизне, уважения к ее истории, бережного отношения к природе. Социальный стереотип - упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте. Социограмма - специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики. Социометрическая методика - способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. Специальная психология - раздел психологии, изучающий психологические особенности аномальных детей и подростков, дефект развития которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга или нарушением речевой системы. Сплоченность групповая - характеристика степени связанности, единения членов группы. Статус - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Стиль общения - индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия - в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т. д. Стремление - желание и готовность действовать определенным образом. Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Суггестия - внушение. Схема мышления - система понятий или логика рассуждении, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей. Текущий контроль успеваемости -проверка усвоения текущего учебного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|