Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика метода примера в воспитании




мер товарищей, положительный пример людей, с которыми дети нахо­дятся в постоянном контакте.

Ко второй -примерыжизни идеятельности выдающихсялюдей; при­меры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.


Комментарии

Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побужде­ния ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и мате­риальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает опти­мистические настроения и здоровый социально-психологический кли­мат, развивает внутренние творческие силы ребят, их позитивную жиз­ненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпи­тывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере Нравственного созревания учащихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущес­твенно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и на­правленности личности.

От учителя во многом зависит действенность поощрения школьни­ков. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуж­дает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего клас­са, похвала, призыв следовать примеру лучших - все это различные при­емы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требует от вос­питателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, то есть объявляется за реально достигнутый значительный результат пре­жде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества послед­ней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных детей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспита­тельную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться по­вышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.

"Решающую роль в работе играет не всегда ма­териал, но всегда мастер".

М. Горький


 

Характеристика метода поощрения в воспитании


Комментарии

Принуждение - это применение таких мер к воспитанникам, кото­рые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осоз­навать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разум­но пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего надо убедить, а потом принудить. Категорические тре­бования, которые учитель предъявляет к ученикам в случае их непони­мания должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучае­мым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнитель­ность рождают безответственность. Однако во всяком факте послабле­ний преподаватель обязан разобраться.

Отрицательно воспринимают ученики необоснованные угрозы при­менить репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет не­добросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок ис­полнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других школьников, организовать осуждение провинившегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старание учеников, стремление реабилитировать себя.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнрав­ственной, противоречащей интересам коллектива н отдельной личнос­ти деятельности.

Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на пережи­вании вины.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм пове­дения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольст­ва, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавли­вает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осозна­ние недозволенности попрания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлоблении и активного сопротивления воспитанию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...