Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии




Вопросы к семинару

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие
от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно
теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма чело­
века к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического
стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражне­ние 1.1 из приложения 5.

Темы рефератов

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.


Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки

Вопросы к семинару

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоцио­
нальные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегета­
тивной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса
и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару — упражнения 2.1-23 из приложения 5.

Темы рефератов

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при
стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод
диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, при­
меняемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса

Вопросы к семинару

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его
течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как
факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости
организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.


242 Приложения


Приложение 4. Программа семинарских занятии и темы рефератов... 243


 


Темы рефератов

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрес­
соустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического
стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов

Вопросы к семинару

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

Темы рефератов

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-техническо­
го прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы по­
требностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие
уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждения­
ми личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы

Вопросы к семинару

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

Темы рефератов

1. Стресс напряженной учебы.


 

2. Экзаменационный стресс.

3. Стресс спортсменов.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального
работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов

Вопросы к семинару

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов при помощи методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­
ских навыков.

Темы рефератов

1. Аутогенная тренировка.

2. Метод биологической обратной связи.

3. Дыхательные техники.

4. Мышечная релаксация.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.


Приложение 5

УПРАЖНЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ»

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры»

 

Стрессор Интенсив­ность Контроль нал событием Временной фактор Частота повторения
         
         
         

В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры — то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.

Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10 баллов — это сверхзначимое событие, 1 балл -событие, вызывающее минимальный стресс).

В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессоген-ных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтроль­ны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также оп­ределите по 10-балльной системе.

В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор — в про­шлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может про­изойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н.


Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 245

Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни.

Что это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шум­ных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените час­тоту также по 10-балльной системе, где 1 — это крайне редкое собы­тие, а 10 — регулярно повторяющееся.

После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их на семинаре.

Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже мо­жете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или до­садные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или буду­щего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией.

В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы:

1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагирова­
нии на стрессы?

2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о бу­
дущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не на­
ступят?

3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер раз­
вития стресса?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...