Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория




Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концеп­ция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологиче­ские проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.


236 Приложения


Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 237


 


 


Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Осо­бенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и дру­гих состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, фи­зиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций ор­ганизма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессо-устойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсив­ность стресса, его продолжительность и характеристики индивиду­альной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­матический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов

Субъективные причины возникновения психологического стрес­са: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психо­логической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реали­зации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; полити­ческие и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­соров различного типа.


Тема 5. Профессиональные стрессы

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен про­фессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Про­фессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс ру­ководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные ме­тоды нейтрализации стресса. Новые информационные методы ней­трализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ­ления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная ре­лаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (аутора-циональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлек­торные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­ских навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни­кативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоян­ный цейтнот как источник стресса. Освоение приемам тайм-менедж­мента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения1

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

1 Для студентов-заочников преподаватель выбирает перечень вопросов, исходя из объ­ема и перечня прочитанных тем.


238 Приложения

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

 

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчиво-
сти человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик
стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­
матический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­
соров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая ак­
тивность — важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ­
ления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состоя­
ния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психо­
терапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­
ских навыков.


Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 239

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни­
кативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование
уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса
у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса
в организации.


Приложение 4. Программа семинарских занятии и темы рефератов... 241


Приложение 4

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...