Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.
ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности). Правотворчество - властная, организующая деятельность народа, государственных органов и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правового акта. (А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев). П равотворчество –это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. (А.В. Малько)
Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Принципы правотворчества: 1. Демократизм – характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе; максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев общества; обеспечивает активное и эффективное участие общественности в правотворчестве. 2. Законность – нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать Конституции страны, ее законов и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов. 3. Гуманизм – предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре создания правовых актов. 4. Научный характер и связь с юридической практикой – правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного решения, быть научно обоснованно, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
5. Профессионализм – участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. 6. Гласность – означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации. 7. Оперативность – предполагает своевременность издания нормативных актов. 8. Тщательность, структурность подготовки проектов – в правотворческой деятельности важно максимально использовать зарубежный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений. 9. Техническое совершенствование принимаемых актов – предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. Состав правотворчества: 1) Субъекты правотворчества: а) государственные органы; б) негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями; в) народ при принятии законов на референдумах. 2) Стадии правотворчества: а) изменение общественных отношений (появление новых, изменение и отмирание общественных отношений - отсюда следует необходимость их регулировки); б) анализ социальной нормы; в) осознание необходимости правового регулирования общественных отношений; г) разработка и принятие социальной нормы - непосредственный акт правотворчества; 3) Акты правотворчества (носят государственно-властный характер, принимаются строго определенными субъектами, уполномоченными государством, с соблюдением определен-, ной процедуры и требований к их содержанию, имеют временные, пространственные, субъектные пределы действия). Виды правотворчества: 1) Принятие нормативных актов органами государства – этот вид правотворческой деятельности является наиболее распространенным в РФ.
Правом принять нормативных правовых актов обладают: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные министерства, представительные (законодательные) органы субъектов РФ. Полномочия по изданию нормативных правовых актов каждого органа определяется конституцией РФ и иными законами в зависимости от места занимаемого каждым из них в системе органов РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и обнародуются Президентом РФ. Государственная Дума и Совет Федерации принимают также постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Законы и постановления издаются как по вопросам, отнесенным к их ведению конституцией РФ к исключительному ведению федеральных органов государственной власти, так и по вопросам совместного ведения Федерации и входящих в нее субъектов. Процедура принятия нормативных актов определяется Конституцией РФ и Регламентом палат Федерального Собрания. Президент РФ, будучи главой государства, на основе Конституции РФ и законов РФ издает указы, причем они могут быть нормативного, и индивидуального и оперативного характера. Правительство, как высший орган исполнительной власти, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к его ведению. Свои акты нормативного характера Правительство РФ обычно издает в форме постановлений. Федеральные министерства руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Они издают нормативные акты чаще всего в форме приказов. В пределах своих полномочий издают нормативно-правовые акты также органы исполнительной власти субъектов РФ. Администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (НАПРИМЕР, правила внутреннего трудового распорядка).
2) Принятие нормативных актов органами местного самоуправления – издавая нормативные акты (решения, постановления, распоряжения и т.д.) органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов. 2) Референдум – форма непосредственного участия народа в правотворчестве, т.е. принятие законов путем всенародного голосования. (НАПРИМЕР, Конституция 1993 г. была принята на референдуме) Референдум – один из путей расширения демократии, привлечение граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. 3) Нормативные соглашения - заключение различного рода соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания (нормы права) (между РФ и ее субъектами, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т. д.). Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями РФ, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее субъектами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|