Пробелы в законодательстве. Аналогия права и аналогия закона.
Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных правовых случаев, которые должны быть разрешены на основе права. (А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев) Пробел – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. (А.В. Малько) В общесоциальном смысле - обосновывается в научных работах, в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей права, в ходе опроса общественного мнения и других формах, а их ликвидация - дело правотворческих органов В юридическом смысле - когда можно констатировать, что определенный вопрос должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью. НАПРИМЕР, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует. Виды пробелов: 1. По отраслям: конституционные, гражданские, семейные и др. 2. По форме права: · пробел нормативно правовом акте; · пробел в договорах нормативного содержания; · пробел в правовых обычаях; · пробел в судебных процессах. 3. По виду нормативно правового акта: · в указе Президента; · в Постановлении Правительства; · в инструкции Министерства; 4. По элементу нормы: · в гипотезе; · в диспозиции; · в санкции; 5. По времени появления: · первичный (в момент издания); · последующий (при развитии общественных отношений) 6. По степени неурегулированности:
· полное отсутствие нормы; · недостаточное регулирование имеющейся нормы. 7. По причинам появления: · объективные; · субъективные Под пробелом в праве обычно понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. В настоящее время, например, все настойчивее заявляет о себе необходимость принятия новых нормативно-правовых решений, порожденная динамикой общественной жизни, потребностями общественного развития (рыночные отношения, экологическая безопасность и т.д.). Обычно необходимость восполнения пробелов в праве обосновывается средствами массовой информации, в научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения и других формах, а их ликвидация — дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле. Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует. В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.
Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право после создания нового государства в современных условиях вырабатывается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильного и всестороннего регулирования основных вопросов общественной жизни. В этот период государственным органам зачастую приходится решать дела без соответствующих норм. Так, в первые годы советской власти пробелы в праве были особенно значительны. Однако даже в развитой системе законодательства не исключается возможность наличия пробелов. Если рассматриваемый случай попадает в сферу правового регулирования, если есть прямое указание о том, что он должен быть разрешен юридическими средствами, отсутствие его регламентации не дает основания органу, применяющему право, отказать в соответствующем решении. В таких случаях и возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона – решение конкретного юр.дела на основании правовой нормы. Аналогия права – решение конкретного дела на основе общих принципов права (гуманизм, справедливость, равенство перед законом и др.) Для использования аналогии необходимо: установить, что данная ситуация имеет юр.характер (порождает юр.последствия) и требует правового решения; убедиться, что данной отрасли права отсутствует конкретная норма, регулирующая подобные случаи (установить пробел в праве); установить, не запрещено ли применять аналогию закона или аналогию права в данном случае; отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на её основе решить дело (аналогию закона); при отсутствии сходной нормы установить общие принципы права (или отрасли права) и на их основе решить дело (аналогию права); дать в решении делу мотивированное объяснение причин и оснований применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права.
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанные не на данные, а на сходные, близкие, родственные отношения. При аналогии закона решающим основанием, предопределяющим возможность применения той или иной нормы, является существенное сходство между теми отношениями, которые прямо не предусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкретными юридическими нормами. Причем существенность сходства охватывает и область права (однотипность правового режима). Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому при отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, применяется норма, регулирующая отношения сходные со спорным, которая и используется в качестве правового основания при принятии решения. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда: а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу; б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение; в) отношение не урегулировано соглашением сторон; г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу. Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения. Таким образом, применение аналогии права возможно при наличии двух условий: » при обнаружении пробела в законодательстве; » при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения. Применение аналогии существенно обогащает юридическую практику и может служить основой для развития законодательства. Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом, а вопрос требует юридического решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|