Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения. Конкуренция норм права.




Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или про­тиворечия между отдельными нормативно-правовыми актами, регули­рующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осу­ществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоя­тельств «дела», выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, слож­ная аналитическая задача.

Разумеется, противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных норм. По меткому вы­ражению Ю.А. Тихомирова, это — нормы-«арбитры», они составляют своего рода коллизионное право, которое, впрочем, лишь условно можно считать самостоятельной отраслью, ибо его нормы «вкраплены» в другие акты и не существуют изолированно.

В Конституции РФ (п. «п» ст.71) говорится о том, что к ведению Российской Федерации относится «федеральное коллизионное право». Оно и призвано развязывать наиболее тугие узлы противоречий. Одна­ко применение коллизионных норм, т.е. непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, попросту невозможно.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, ска­зываются на эффективности правового регулирования, состоянии за­конности и правопорядка, правосознании и правовой культуре обще­ства. Они создают неудобства в правоприменительной практике, за­трудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Когда на один и тот же случай приходится два, три и более актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог, зацеп­ку) не исполнять ни одного. Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юриди­ческой науки и практики.

Коллизионность российского законодательства усугубляется еще и тем, что в стране одновременно действуют законы СССР, законы, при­нятые Верховным Советом РСФСР, Государственной Думой. В этом же правовом пространстве вращаются указы Президента, правительст­венные постановления и бесчисленное множество ведомственных и региональных актов.

Расходятся федеральная Конституция и Федеративный договор, Конституция РФ и конституции, уставы субъектов Федерации; законы и указы; законы и подзаконные акты; общие и специальные нормы. Масса неувязок в ведомственном и местном правотворчест­ве. Двусмысленностями и разночтениями грешит даже сама россий­ская Конституция.

Конечно, абсолютно совершенного, идеального законодательства нигде в мире нет. Право каждой страны неизбежно содержит в себе определенные коллизии, пробелы, противоречия, но у нас все это при­обрело гипертрофированные формы, поскольку Россия проходит этап сложнейших социально-экономических преобразований и обществен­ные отношения находятся в состоянии коренной ломки, нестабильнос­ти, хаоса. Юридические нормы не успевают, а подчас и не в состоянии их своевременно оформлять, закреплять, регулировать. Еще только ставится вопрос о создании российского национального Свода законов.

В России, как и в любом федеративном государстве, существуют два уровня и две схемы законодательства, входящие в единую право­вую систему общества. Это законодательство самой Федерации и зако­нодательство ее субъектов. Их взаимосвязь и согласованность — залог стабильности правовой ситуации в стране, устойчивости всей Федера­ции. Но этого пока нет.

Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: про­тиворечивость, динамизм и изменчивость самих общественных отно­шений, их скачкообразное развитие. Немаловажную роль играет также отставание («старение», «консерватизм») права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают «нештатные» ситуации, требующие государственного реа­гирования. Право поэтому постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями.

В результате одни нормы отпадают, другие появляются, но, будучи вновь изданными, не всегда отменяют старые, а действуют как бы на­равне с ними.

Наконец, любое национальное право должно соответствовать международным стандартам, нравственно-гуманисти­ческим критериям, принципам демократии.

Все это делает юридические коллизии в какой-то мере неизбежны­ми и естественными. Более того, по мнению Ю.А. Тихомирова, было бы упрощением оценивать их только как сугубо негативные явления. «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития или же выражают за­конное притязание на новое правовое состояние».

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые за­висят от воли и сознания людей — политиков, законодателей, предста­вителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой де­ятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная на­пряженность, политическая борьба и др. Причем одни из них возника­ют и существуют внутри самой правовой системы — внутрисистемные, другие привносятся извне — внесистемные.

Существует несколько видов юридических коллизий и способов их разрешения.

Юридические коллизии можно подразделить на четыре группы:

1) коллизии между нормативными актами или отдель­ными правовыми нормами;

2) коллизии в правотворчестве (бессистем­ность, дублирование, издание взаимоисключающих актов);

3) колли­зии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий);

4) кол­лизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

1. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешают­ся в пользу законов, поскольку законы обладают верховенством и выс­шей юридической силой (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч. 1 и 2 ст. 115; ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). В Гражданском кодексе РФ также записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соот­ветствующий закон» (ч. 5 ст. 3). Особенность данных противоречий в том, что они носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред.

2. Коллизии между Конституцией РФ и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в пользу Конституции РФ. В статье 15 говорится, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В части 3 статьи 76 установлено: «Федеральные законы не могут про­тиворечить федеральным конституционным законам». Конституция — основной закон любого государства, поэтому обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это закон законов.

3. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями. Приоритет имеют общефедеральные. В статье 76 Конституции РФ говорится, что феде­ральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ве­дения, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирова­ние, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Далее в указанной статье зафиксировано: «законы и иные норма­тивные акты субъектов Российской Федерации не могут противоре­чить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федераль­ным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, дей­ствует федеральный закон» (ч. 5). «В случае противоречия между фе­деральным законом и нормативным правовым актом субъекта Россий­ской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоя­щей статьи, действует акт субъекта Федерации» (ч. 6).

4. В случае несоответствия Конституции РФ Федеративного до­говора, а также других договоров между Российской Федерацией и ее субъектами, равно как и договоров между самими субъектами, дейст­вуют положения общефедеральной Конституции (разд. 2, ст. 1, п. 4 Конституции РФ).

5. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руко­водствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление Правительства и акт отраслевого министерства), т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Подобные акты или нормы иногда называют конкурирующими. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей Конституционного Суда, а в специальном законе об этом Суде установлен 12-летний срок. Действует последний.

В целом способами разрешения коллизий являются:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие.

Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международ­ные процедуры устранения конфликтов.

Конституция предусматривает право Президента РФ приостанав­ливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и феде­ральным законам, международным обязательствам России или нару­шают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). И это тоже способ устранения конфликта.

Особо следует отметить роль Конституционного Суда в разреше­нии довольно частых и серьезных коллизий, возникающих в сфере федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реализации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий, споров о компетенции, соответствия изда­ваемых нормативных актов Конституции страны. Это наиболее авторитетный и высокопрофессиональный уровень рассмотрения кон­фликтных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...