Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспрессионизм как отражение экзистенциалистских настроений ХХ века.




Экспрессионизм (от лат. еxpressio - выражение) возник в Германии в начале ХХ века, его представителями были Э.Кирхнер, Э.Нольде, Э.Мунк, поздний В.Ван Гог, поздний В.Кандинский, Фр.Марк, Кокошка, М.Шагал, Сикейрос. В организационном оформлении экспрессионизма особо значимую роль сыграли группа «Мост» (1905 г., Дрезден) и группа «Голубой (синий) всадник», (Мюнхен, 1911)

С одной стороны, данное течение разделяет программные положения авангардного искусства, с другой - значительно их трансформирует. Последнее проявилось как в специфике их художественного языка, в осмыслении целей и задач творчества, так и в их философско-культурологических основаниях.

Философской основой экспрессионизма явились не только упоминаемые выше интуитивизм Бергсона, философия Ницше и Фрейда, но и мощное экзистенциалистское движение европейской, в значительной степени, немецкой, культуры. Выражая типичный для всей неклассической философии отход от онтологической проблематики и полагая внутренний мир человека как единственное пристанище философии и искусства, экзистенциализм одновременно был порожден конкретно-исторической ситуацией начала века. Первая Мировая война окончательно лишила Европу гуманистических иллюзий, поразив не только количеством человеческих жертв, но и их бессмысленностью. Экзистенциализм вслед за Ницше утверждает необходимость переориентации культуры с неких внешних оснований (культ разума и науки, идея прогресса в истории) на самого человек. Человек - это существо, которое осуждено пребывать в истории и культуре, не в состоянии прожить без них, но в то же время личность принципиально свободна и никакие внешние обстоятельства не могут лишь ее этой свободы.

Философы-экзистенциалисты полагают, что острота той нравственной опустошенности, в которую погрузилось европейское сознание после Мировых войн связано с утратой Абсолюта, без которого человека принципиально не может жить. Традиционные культуры удовлетворяли свое стремление к Абсолюту верой в Бога. Специфика духовно-нравственной ситуации ХХ века состоит в том, что люди «убили Бога» (Ницше), попытались вместо Бога поклоняться Разуму и Прогрессу. Но эти попытки оказались проигранными, в ХХ век человек вошел, потеряв самого себя. Человек оказался перед лицом духовной пустыни, перед лицом мира без Бога, перед лицом Ничто. Человек стал жить в состоянии постоянного страха, «заброшенности» и рассогласования с самим собой.

Конкретизируя данный тезис, экзистенциалисты вводят в поле своей философии темы, ранее не анализируемые классической философской традицией - абсурдность жизни, страх смерти и наличие суицидальных наклонностей, одиночество человека в мире людей и вещей, чувство вины и проблему ответственности, обнаружение человеком собственной слабости и бессилия. Именно пограничные, кризисные ситуации человеческой жизни, обнажающие всю сложность и неоднозначность душевных переживаний, экзистенциализм делает предметом своей философской эссеистики.

Очевидно, что рационалистическая традиция для решения подобной задачи непригодна, поэтому экзистенциалисты активно обращаются к языку искусства, именно в нем находя необходимую им эмоциональную насыщенность, метафоричность и неоднозначность. Философские настроения экзистенциализма ярко отразились в самых различных сферах художественной культуры ХХ века. Экспрессионизм является его визуально-художественной интерпретацией; творчество таких выдающихся писателей как Г.Майеринк, Г.Гессе, Фр.Кафка, М.Фриш, Дж.Джойс, Фр.Саган, С. де Бовуар - художественно-литературным вариантом; кинематограф, в особенности, послевоенный немецкий (Ф.Мурнау «Носферату», экранизация романа Б.Стокера «Дракула», Ф.Ланг «Усталая смерть») разделяет позиции экзистенциализма, а творчество С.Беккета и Э.Ионеско («театр абсурда») наследует и творчески развивает его основные принципы.

В центре экспрессионизма - «человек, ужаленный миром» (А.Шопенгауэр). Основная тема экспрессионистской живописи - настроения тревоги, безысходности, тоски, нервозности, страдания как неизменных спутников человека, неравнозначность сил в конфликте человека и общества.

Живопись для меня лишь средство уйти от жизни. Крик в ночи. Подавленное рыдание. Застрявший в горле смех.

Руо (художник-экспрессионист)

 

Однако общее настроение экспрессионистской живописи, скорее можно, определить не как принятие данных состояний в качестве естественных для человека, экспрессионистская живопись протестна, она не хочет разделять глобальный пессимизм, хотя и не знает реальных рецептов его преодоления. Так есть, но так не должно быть - основной лейтмотив большинства работ художников-экспрессионистов.

Также как и для всей авангардной живописи, понятие подобия не является определяющим для экспрессионизма. Главное - передать ощущение напряженности и конфликта, однако, искусство экспрессионизма не уходит столь далеко в своей беспредметности. Сюжетность изображения (хотя и весьма деформированная!) остается в их полотнах. Визуальным способом передачи страдания для экспрессионизма, чаще всего, служит неравнозначность цвета и рисунка, цветовой диссонанс, использование повторяющегося ритма как способ создания внутреннего напряжения в картине, гротескное изображение лица, поз, жестов (Э.Мунк «Крик»).

Собственное описание Ван Гогом своей картины «Ночное кафе» может служить иллюстрацией как в целом мировоззрения экспрессионизма, так и специфики применяемых им выразительных средств.

 

В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Комната кроваво-красная и глухо-желтая с зеленым бильярдным столом посередине… лимонно-желтые лампы, излучающие оранжевый и зеленый. Всюду столкновение и контраст наиболее далеких друг от друга красного и зеленого; в фигурах бродяг, заснувших в пустой, печальной комнате, - фиолетового и синего. Кроваво-красный и желто-зеленый цвет бильярдного стола контрастирует… с нежно-зеленым цветом прилавка, на котором стоит букет роз. Белая куртка бодрствующего хозяина превращается в этом жерле ада в лимонно-желтую и светится бледно-зеленым… Я пытался показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни.

Винсент Ван Гог

 

Акцентирование цвета и его интенсивности было характерно и для фовизма. Но задачи, которые ставили перед собой фовисты и экспрессионисты, совершенно различны. Если для фовистов цвет был самодавлеющим и самоценным началом, то для экспрессионистов он - лишь способ выявления социальной конфликтности мира; фовисты, также как и экспрессионисты, активно использовали принцип цветового диссонанса, но если при этом их работы, все равно, были гармоничны, то у экспрессионизма столкновения цветов, нарушение рисунка используются именно для большей эмоциональной экспрессивности.

 

Основные принципы экспрессионистского идеала:

  • социальная заостренность творчества,
  • повышенный интерес к объектам, являющимися источником страданий (болезнь, стихийные бедствия, социальные конфликты), основное внимание при этом - к духовным страданиям,
  • ограничение творчества, преимущественно, современными сюжетами,
  • предметность изображения, хотя и значительно деформированная (цветовые диссонансы, деформация рисунка, искажение масштаба и пропорций )

Билет №31.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...