Понятие о культуре постмодерна. Специфика «языка» постмодерна.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Культура постмодерна отражает мировоззренческие новации, произошедшие за последние два-три десятилетия в европейском сознании. Впервые термин «постмодерн» («постмодернизм) употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры», вышедшей в 1917 году. В 60-е гг. термин употреблялся в среде интеллектуалов для обозначения кризисного состояния авангардного искусства. Но только в 80-е годы он приобрел философский и искусствоведческий статус. Особая роль в осмыслении постмодерна как специфической эстетико-философской парадигмы конца ХХ века принадлежит архитектору Ч.Дженксу (Ч.Дженкс «Язык постмодернистской архитектуры» (1977)). Яркими представителями эстетики посмодерна являются Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ч.Дженкс, Ж.Бодрийар, У.Эко, Р.Барт, М.Павич и многие другие. Одними из последних постмодернистских акций, имевших скандальную известность в российской культуре, являются романы В.Сорокина и постановка оперы «Дети Розенталя». (Детальный анализ эстетики постмодерна представлен в учебнике В.В.Бычкова «Эстетика», М., 2005).
Постмодернизм - это, прежде всего, ощущение и осознание бытия, культуры, мышления как игры, т.е.чисто и исключительно эстетический (а иногда даже и эстетский) подход ко всему и вся в цивилизационно-культурных полях; возвращение на каком-то ином уровне к эстетическом опыту, в котором акцент теперь сделан не на сущностных для классического эстетического сознания ракурсах прекрасного, возвышенного, трагического, а на маргинальных для классической эстетики, хотя имплицитно всегда присущих эстетическому опыту, универсалиях игры, иронии, безобразного. Бычков В.В. Таким образом, в самом общем смысле эстетику постмодерна можно определить как иронично-игровую реакцию на основные ценности классической культуры. Постмодерн - это форма радикальной критики разума, низвержения идеи сакрально-духовного достоинства человека. Отчетливо намеченные еще в культуре авангарда, именно в пространстве постмодернаданные тенденции достигли своего апогея.
Постмодерн попытался создать абсолютно новый Культурный Универсум, по-новому ставящий и решающий вопросы о месте человека в бытии культуры, о возможностях искусства и его назначении, о специфике изобразительных средств, их «правилах» и границах применимости. Степень радикализма постмодерна проявилась, в частности, и в активном отторжении им философского и эстетического словаря предшествующей культуры и активном создании собственной, постмодернистской, лексики. Воспользовавшись идеей М.Хайдеггера «Бытие есть язык», рассмотрим специфику постмодернистсткой эстетики через призму специфики его языка, который для простоты восприятия попытаемся классифицировать на некие условные группы.
1. Категории постмодерна, задающие пространство бытия культуры. «Повседневность» является одной из основополагающий категорией постмодерна, отличающих его эстетику от классики. Первые практические попытки распространить сферу искусства на повседневный мир были характерны для эстетики поп-арта, который стремился активно ввести предметы масс-культуры в среду художественного произведения. Примером может служить «Монограмма» Р.Раушенбаха (1955-59), представляющая собой чучело барана, продетое сквозь автомобильную шину. Однако до появления постмодерна данные попытки еще находились на «периферии» искусства. Только в постмодерне обыденная, рутинная жизнь, зачастую неосознаваемая в качестве значимой для человека, входит «в плоть и кровь» художественного произведения. Повседневность именно в силу своей «близости» человеку, своей аморфности и неспецифичности стала рассматриваться как среда, адекватная искусству. Представители постмодернистской культуры активно продолжают традиции поп-арта, вводя утилитарные предметы в структуру художественного произведения. Возникают различные инсталляции, активно используется техника коллажа. Более продвинутыми формами эстетизации повседневности являются энвайронменты, реализующие себя в виде хэппенингов и перфомансов.
«Энвайронмент» (от англ. еnvironment - окружающая среда) - форма выхода искусства в реальное пространство с целью более активного вовлечения зрителя (фактически, перестающего быть таковым и становящимся со-участником) в организуемое арт-действие. Задачей энвайронмента является расширение культурного пространства объекта, стирание граней между жизнью и искусством, восприятием и со-творчеством. Данная практика активно и весьма позитивно реализуется в создании современных выставочных пространств (экспопространств), нацеленных на организацию целостной эстетической среды посредством включения экспонируемого объекта в специально созданный аудиовизуальный (а иногда и кинематический) контекст его восприятия, значимым элементом которого становится и сам посетитель. Современными формами энвайронмента являются «хэппенинги» (от англ.to happen - случаться) и «перфомансы» (от англ. рerformance - исполнение). Первые хэппенинги возникли в 1950-х годах в Америке и представляли собой импровизационные формы культурных акций, совершаемые в местах массового скопления людей (площадь, рынок, очередь). Их цель - имитация прежних форм народных гуляний, карнавалов, публичных ритуалов, т.е. возвращение культуры в ее стихийно-первородный контекст жизни (возрождение дионисийского начала, по Ницше). Перфомансы более характерны для нынешнего этапа постмодерна и реализуют себя в форме организованных акций, совершаемых в специальных помещениях или на открытых площадках по заранее определенному сценарию. В настоящее время суть искусства стала настолько сложной, что представляются очевидными следующие постулаты: - луноход превосходит любые устремления современной архитектуры,
- трансляция переговоров между космическим центром в Хьюстоне и Аполлоном 11 намного интереснее, чем любая современная поэзия, - при этом помехи, гудки и сбои связи превосходят исполнение электронной музыки в концертных залах, - любительские видеозаписи, снятые антропологами в резервациях, гораздо интереснее самых известных андеграундных фильмов, - почти все заправочные станции (например, в Лас-Вегасе), созданные из яркого пластика, стекла и стали, - самая выдающаяся архитектура современности, - сомнамбулические движения покупателей в супермаркете гораздо выразительнее, чем любые инновации современного танца, - содержимое заводских помоек и тот скарб, что находится у вас под кроватью, впечатляет сильнее, чем тот мусор, что экспонируют актуальные выставки, - следы, что покрывают небесную гладь в ходе ракетных испытаний, - эти неподвижные радуги, каракули даже невозможно сравнить с работами художников, исследующих свойства газообразных веществ, - война во Вьетнаме или суд над «Чикагской восьмеркой» зрелищнее, чем любой спектакль, - что … и т.д., и т.д. Не-искусство - в большей мере искусство, чем само искусство. Алан Капроу «Образование не-художников», 1971.
Категории постмодерна, задающие способ бытия культуры. «Лабиринт» является традиционным образом культуры, символика которого исторически модифицировалась, но он присутствовал в культуре всегда. Однако только в постмодерне этот образ трактуется как базовый, поднимается до уровня категории. По мнению представителей посткультуры, значимость данной категории обусловлена ее принципиальной полисемантичностью (многозначностью). Мир, в интерпретации посткультуры, это некое сложное, хаотичное, неструктурированное многообразие, которое не может быть описано с позиций рациональности. Лабиринт как раз и является образом многоаспектности и вариативности как самого мира, так и бытия человека в мире. Символикой лабиринта («сокрытого») насыщена проза Л.Борхеса («В круге руин») и У.Эко («Имя розы»), он активно используется в архитектуре Хундертвассера, в кинематографе П.Гринуэя.
«Симулякр» (от фр. Simulacrе - подобие, видимость) - одна из центральных категорий постклассики, развитая Ж.Бодрийаром. Данная категория многопланова, ее значение может меняться в зависимости от контекста и чаще всего является интуитивно постигаемой. Но если попытаться дать ее самое общее, а, следовательно, и обедненное значение, то оно может быть прояснено с помощью терминов «иллюзия», «пустая оболочка», «заменитель», «ложная форма». Теория симулякра была разработана Бодрийаром в русле его общей концепции кризисного состояния современной культуры. Современные ценности все более приобретают вещный характер, предметы потребления начинают превалировать над самим человеком. (Не случайно «вещь» также является одной из категорий постмодерна). Вещь из обыденного спутника человеческой жизни превратилась в ее ведущее начало, в существенную категорию сознания. Жизнь современного человека более проходит под знаком имитации жизни, чем самой жизни. Человек все более окружает себя знаками-симулякрами, которые заменили естественный мир природы и человеческой эмоциональности их искусственными подобиями. Виртуальные технологии, реклама, галлюциногены, искусственные материалы - наиболее очевидные и простые примеры симулякров. Современный мир состоит из симулякров, которые приобрели характер самодостаточности, перестав быть лишь знаками другой, истинной реальности. Симуляция, выдавая отсутствие за присутствие, приводит к смешению реального и воображаемого, к некой «гиперреальности», существовать в которой обречен современный человек.
3. Категории постмодерна, задающие механизмы созидания посткультуры. «Абсурд» является единственно возможной формой отношения человека к миру, реализующему себя посредством понятий «лабиринт» и «симулякр». С помощью данной категории описываются различные формы арт-практик, основанные на принципиальном алогизме происходящего и интерпретируемые не с точки зрения рассудка, а посредством неких невербальных интуитивных форм постижения происходящего (принцип «вчувствования», гипнотического воздействия, «растворения» и т.п.). «Интертекст» и «гипертекст» - это категории постмодерна, задающие принцип внутреннего построения художественного, в первую очередь, литературного, произведения. Идея интер- и гипертекста базируется на принципах лабиринта и игры как принципиально вариативных способах построения художественного произведения. Философской основой интер- и гипертекстов явилась герменевтика, рассматривающая «текст» в качестве универсальной категории культуры. Текст может быть воплощен не только собственно в писаных формах, но и в любых других культурных символах (архитектуре, музыке, народных обычаях, ритуалах и т.д.). «Интертекст» представляет собой способ отношения к цитатам, ссылкам, указаниям на некие культурные символы, имена или ситуации, существующие внутри авторского текста, как на самостоятельное произведение, которое, в принципе, может быть «вырвано» из контекста и «жить» самостоятельной жизнью. Использование интертекста предполагает очень высокую образованность как самого автора, так и читательской аудитории, умение распознавать и расшифровывать скрытые парафразы, следы присутствия в тексте иной культурной символики. Поэтому введение интертекста в структуру произведения, в значительной степени, характерно для элитарного направления постмодернисткой эстетики. Примерами активного введения интертекста являются романы У.Эко, М.Павича.
Если интертекст, в основном, обращен «внутрь» произведения, создавая многоступенчатый и сложный «текст в тексте», «символ в символе», то гипертекст обращен «вовне», он выводит авторское произведение в культурно-смысловое пространство культуры. Культура - это всегда одновременное бытие самых различных культурных традиций, стилей и направлений, она полифонична, «говорит» на разные голоса и поэтому, собственно говоря, любое авторское произведение не является абсолютно новаторским и самоценным. Автор всегда «нагружен» культурной символикой и семантикой, доставшимися ему в наследство. В последнее время понятие гипертекста наиболее активно используется в контексте виртуального пространства. Интернет является практически безграничным с информационной точки зрения и позволяет активно внедряться в его пространство любому пользователю, создавать свои собственные миры и активно трансформировать киберпространство.
Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текса и вокруг него существует язык. Барт Р. «Деконструкция» была введена в пространство постмодернистской культуры французским философом Жаком Дерридой, который сам объяснял смысл данного понятия на примере простой аналогии разборки на части, а затем обратной сборки некого механического агрегата. Результатом подобной сборки может оказаться нечто, абсолютно отличное от своего прообраза. Деконструкция как постмодернистской принцип - это требование изменения базовых ценностей цивилизации, прежде всего, - отказ от рационализма и наукоцентризма. Деконструкция реализует себя как некая тотальная интеллектуально-ироническая игра со смыслами. Деррида полагает, что деконструции может быть подвержено абсолютно все. Благодаря этому сам мир, отношение человеку к Другому лишаются устойчивости и определенности, становятся «многослойными» и интерактивными. Единственно вечным является сама деконструкция, поэтому жизнь человека есть вечное «бытие-в-деконструкции». «Эклектика» является категорией постмодернистской эстетики, описывающей процесс творчества, способ создания различных арт-объектов. Эклектика - это сознательно используемый прием сочетания несочитаемого, демонстрация отсутствия продуманной концепции творчества, акцентировка случайности, интуиции и спонтанности в качестве основных творческих стратегий. «Телесность» представляет собой одну из центральных категорий постмодерна, в которой наиболее четко прослеживается ее неклассический характер. Если вся предшествующая культура была ориентирована на духовность как атрибутивную характеристику человека, то современные формы арт-практик отходят от идеи укорененности человека в неких трансцендентных структурах Бытия и рассматривают человека, преимущественно соматически, как чувственно организованное тело. Современное понятие «телесность» выступает как своеобразная философско-эстетическая антитеза понятию «духовность». Подобного противопоставления античная культура, для которой понятие телесности также являлось значимым, не знала. Это, во-первых, было связано с тем, что само открытие духовности - исторически более позднее явление, непосредственно связанное с христианством. Во-вторых, античная телесность манифестировала себя как форма гармоничного и высокохудожественного слияния с космическим Универсумом, была непосредственно связана с идеями катарсиса и калокагатии. Постмодернистская акцентировка телесности преследует совершенно иную задачу: подачу человека преимущественно в модусе его сексуальности, предтечей чего являлись фрейдистко-ницшеанские идеи, а также тексты де Сада и Захера-Мазоха. Сексуальность в современном искусстве презентирует себя в различных формах: от боди-арта и эстетизированной телесности в фильмах П.Гринуэя до откровенно эпатажных форм, зачастую связанных с грубым натурализмом и жестокостью в секс-индустрии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|