Трансформация телесности в культуре сюрреализма. Художественная практика и философско-мировоззренческие основания.
«Трансформация телесности» в культуре сюрреализма и её философско-мировоззренческие основания. Эстетика сюрреализма занимает в культуре ХХ века особое место. С одной стороны, она, в гораздо большей мере, чем рассмотренные выше формы «беспредметного» искусства является наследницей классики, с другой, - является явной предтечей пост-классических форм искусства. Чем же обусловлена такая противоречивость и разнонаправленность данного направления? Сюрреализм - одно из наиболее сильных и ярких течений нон-классики, возникшее в 20-х годах ХХ века и не потерявшее своей популярности вплоть до 70-х годов. Представителями сюрреализма были С.Дали, М.Эрнст, А.Бретон, Р.Магритт, Л.Арагон, П.Элюар и многие другие. Философской основой сюрреализма является философия З.Фрейда и Фр.Ницше. Философия З.Фрейда столь мощно вошла в мировоззрение сюрреалистов, что данное течение вполне может быть понято как визуально-художестенная версия психоанализа. Сюрреализм возник в Париже, его теоретиком был писатель Андре Бретон, автор «Первого манифеста сюрреалистов» (1924). Группа молодых литераторов, художников и поэтов стремилась не только создать новое направление в искусстве, их задача изначально была глобальнее - они стремились создать новый тип мышления, новый способ взаимодействия с миром, и, следовательно, новый стиль жизни. В этом плане на сюрреализм значимое влияние оказал дадаизм. Сюрреализм стремился абсолютно по-новому решать коренные вопросы бытия и места человека в мире. Сюрреалисты были уверены, что только освобождение человека от диктата разума и стремление к максимально возможному воплощению бессознательного начала в человеческой психике является адекватной основой творчества. Они убеждены, что художник должен опираться на сновидения, галлюцинации, бред, нечеткие детские воспоминания, мистические настроения и т.п. Искусство - это обитель грез, своеобразный наркотик, а отнюдь не копия реальности. Андре Бретон определяет стиль классической живописи как «механический», противопоставляя ему «психический» (или психоаналитический) стиль сюрреализма, выделяя в качестве основных условий творчества:
· освобождение сознания от рациональных связей и достижение состояния, близкого к трансу, · полное подчинение неконтролируемым и неразумным внутренним импульсам, · необходимость, по возможности, быстрой работы, не задерживаясь на осмыслении созданного. С.Дали полностью разделял «рецепты» А.Бретона, отождествляя художественное творчество с «логикой сновидения», неподвластной контролю разума. Призвание художника состоит в максимально полном освобождении своего бессознательного Оно, в бегстве от реальности в мир внутреннего Я. Принятие сюрреалистами фрейдистского тезиса об отсутствии четкой грани между психической нормой и патологией привело сюрреалистов к признанию сумасшествия как состояния, наиболее перспективного для занятия творчеством. Признавая высвобождающую силу сна, С.Дали принимался за творчество сразу же после сна, когда его мозг еще не полностью освободился от образов бессознательного, а зачастую вставал и ночью, чтобы работать. Он стремился достичь состояния души, граничащее с подлинным безумием. Сам Дали определял свой творческий метод как «параноидально-криический», а себя демонстративно называл «великим параноиком».
Сюрреализм - чистый психический автоматизм, диктовка вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений. Дали С.
Главная черта сюрреалистической живописи - пугающая и одновременно завораживающая противоестественность в сочетаниях предметов и явлений, которым придается ощущение видимой достоверности. Сюрреалисты в своей живописи доводят до предела настроения алогичности бытия (излюбленная метафора С.Дали - растекающиеся, «мягкие» часы), его парадоксальности и неожиданности. Их мировидение принципиально символично и метафорично. Сюрреалистический мир - это мир «как будто», существующий исключительно в параллельном мире человеческого подсознания или сверхсознания, воспоминание о путешествии по лабиринтам нашей психики. Их картины изобилуют странными фантасмогорическими персонажами, созданными по принципу сочетания несочитаемого, деформаций и трансформаций предметов, частей человеческого тела. Их мир населен некими неопределенными биоморфными существами, образующими абсурдные с точи зрения обыденного сознания предметы и ситуации. В этом аспекте творчество Й.Босха и П.Брегеля может быть рассмотрено как своеобразная творческая предтеча сюрреализма. Сюрреализм живет в ирреальном пространстве и времени, заселяя мир ирреальными существами.
Очевидно, что создание подобного мира, в отличие от мира беспредметного искусства, требовал от художника высочайшего живописного мастерства. Действительно, собственно «технической» стороне живописи Дали уделяет колоссальное внимание, тщательно изучая технические приемы старой классической школы (особенно технику Леонардо, Рафаэля, Веласкеса). Его отношение к современному ему беспредметному искусству было резко отрицательным, художников-абстракционистов он всячески высмеивал и упрекал в элементарном неумении рисовать. Он был убежден, что авангардисты практически уничтожили живопись и только он, Дали, призван ее спасти. Гений Дали отзывался практически на все темы. Сексуальная тема отражена в его работах «Загадка желания» и «Великий мастурбатор», тема гражданской войны - в работах «Лицо войны», «Предчувствие гражданской войны», возможности ядерной катастрофы посвящена работа «Ядерный крест», тема нацизма отражена в «Загадке Гитлера». Особо необходимо отметить серию работ, созданных в 1950-60 гг. и посвященных христианской тематике, - «Мадонна Порт-Льигата», «Христос Сан Хуана де ла Крус», «Гиперкубическое распятие», «Тайная вечеря», в которых бунтарский дух Дали трансформируется в мистико-религиозное настроение.
Помимо сюрреалистической живописи Дали создавал различные сюр-объекты («Губы-софа», чашка, внутренняя сторона которой сделана из меха), участвовал в организации сюр-действий, явившихся прообразом будущих постмодернистских перфомансов (стрельба из аркебузы, начиненной краской). Дали явился предшественником многих идей и течений, активно проявивших себя в арт-деятельности эстетики постмодерна.
Основные принципы сюрреалистического идеала:
Авангардное искусство, при всей своей пестроте и многоликости, имеет ряд сходных если не в собственно художественном, то в мировоззренческом плане черт. В качестве основных можно выделить:
Последним «вздохом» авангардной культуры можно считать поп-арт (от англ. рopular art - «популярное искусство»), возникший в 1950-60 гг. практически одновременно в США и Англии как своеобразная ироническая реакция на элитарность авангардно-модернистских течений в европейском изобразительном искусстве. Его корифеями являлись Р.Раушенбах, Э.Уорхол, Р.Лихтенштейн, К.Ольденбург. Поп-арт - это непосредственное выражение потребительских настроений технологического массового общества. Эстетика поп-арта пыталась обнаружить эстетическую ценность и выразительность предметов повседневного быта, ранее находившихся вне пределов искусства.
При всем своем эпатажном, откровенно бунтарском характере авангардное искусство сохраняло принцип видовой дифференциации искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка и т.д.), унаследованный от классики. В этот период возникли еще только самые первые попытки их смешения и возникновения нетрадиционных форм искусств, в частности, в рамках дадаизма и футуризма. В рамках поп-арта возникли новые формы арт-практик (коллаж, инсталляция) и арт-акций (хепенинг, перфоманс), активно развиваемые эстетикой пост-модерна. Билет №32.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|