Организационная структура коммерческого банка
Кредитная организация – банк – может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и коммерческие организации, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал. Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Рациональная организация деятельности банка требует разработки эффективной системы управления, регулирующей действия учредителей банка, его руководящих органов и специалистов Организационная структура коммерческого банка определяется его уставом, в котором содержатся положения о полномочиях органов управления банком и их взаимосвязей при осуществлении банковских операций. Управляет коммерческим банком Общее собрание акционеров (пайщиков), которое является внешним органом управления банком. Его исключительная компетенция: • принятие решения о расширении числа участников или их выход из банка; • принятие Устава Банка и внесение в него изменений и дополнений; • реорганизация банка; • ликвидация банка; • принятие решения о размере и изменении уставного фонда; • определение размера паевого взноса; • избрание Наблюдательного совета; • избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета (Совета директоров); • формирование уставного капитала; • утверждение годовых отчетов, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков;
• распределение прибыли банка, решение других определяющих вопросов деятельности банка. Собрания проводятся как очередные, так и внеочередные. Очередные созываются ежегодно не позднее, чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год. Внеочередные собрания могут созываться по требованию учредителей, Совета банка, Ревизионной комиссии или акционеров, которые владеют не менее 1/4 общего количества акций. Извещения о предстоящем собрании и повестка дня, а также другие материалы, связанные с собранием, направляются акционерам не позднее, чем за две недели до его созыва. На собрании имеют право присутствовать все акционеры. Каждая акция дает право одного голоса. Владелец акций может передоверить право голоса другому владельцу акций по доверенности. Собрание правомочно решить вынесенные на рассмотрение вопросы, если в нем участвуют представители акционеров, имеющих не менее 2/3 голосов. Все решения принимаются большинством голосов. По вопросам изменения Устава банка, размера уставного фонда, распределения прибыли, прекращения деятельности банка, решение принимается 2/3 голосов присутствующих на собрании представителей акционеров. Общее собрание акционеров избирает Наблюдательный совет или Совет директоров банка, в который как правило входят владельцы крупных пакетов акций банка. Наблюдательный совет (Совет директоров) осуществляет общее руководство деятельностью Банка: • определяет приоритетные направления деятельности; • созыв общих собраний акционеров (учредителей); • образование и контроль за деятельностью Правлений банка; • утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности органов управления. В Совет банка, как правило, входят его учредители. Их число может быть самым разнообразным, от одного-двух до нескольких десятков. Однако есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные лица. Преимущественной формой собственности на банки в мировой банковской практике является акционерная, при которой как учредителями, так и акционерами становятся физические и юридические лица разных форм собственности.
Совет банка определяет основные условия предоставления кредитов; решает вопрос об открытии филиалов и представительств банка и наделении их правами; определяет структуру и численность работников банка, его филиалов и представительств, утверждает экономические нормативы по труду и размеры расходов на содержание и развитие банка; контролирует работу Правления и др. Совет банка созывается его Председателем не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания Совета проводятся по предложению не менее 1/3 его членов или Ревизионной комиссией. Решения Совета принимаются большинством голосов и являются правомочными, если в его заседании участвуют не менее 2/3 членов Совета. В случае равенства голосов голос Председателя Совета банка является решающим. Совет директоров избирает Председателя Совета директоров, который должен осуществлять управление оперативной деятельностью банка. В целях обеспечения выполнения решений общего собрания акционеров и Наблюдательного совета (совета директоров) формируется Правление банка. Исполнительные органы Банка – Правление и Председатель правления, осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов. В состав Правления входят высшие руководители банка: Председатель (Президент, Управляющий) банка, его заместители, главный бухгалтер банка, руководители важнейших подразделений банка. Правление банка состоит из сотрудников, нанимаемых владельцами банка для организации работы, в него могут входить также лица, владеющие полностью либо частично данным кредитным учреждением. Правление коммерческого банка отвечает за общее руководство банка, обеспечивает выполнение решений собрания пайщиков, акционеров и Совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах и представительствах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров; рассматривает и решает другие вопросы деятельности банка в соответствии со своим Положением. Правление банка правомочно решать все вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседаниях участвуют не менее 2/3 членов Правления. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя Правления является решающим. При несогласии с принятым решением члены Правления имеют право сообщить свое мнение Совету банка.
В организационной структуре банка реализуются оперативные функции (прием депозитов, выдача кредитов, обслуживание счетов клиентов и т.д.) и штабные функции (организация бух.учета и анализа деятельности банка; прием, переобучение, увольнение кадров; обеспечение и содержание зданий и пр. функции). Для реализации штабных функций в банке создаются: бухгалтерия, отдел кадров, служба защиты информации, отдел эксплуатации вычислительной и другой техники, хозяйственная служба и т.д. Правление создает комитеты (подразделения, управления), которые обеспечивают поддержку стратегического руководства банком, координируют работу различных отделов системы управления. Комитет обычно возглавляется членами правления. Подразделения (управления, комитеты) банка формируются по функциональному признаку. Основные подразделения банка: 1) Кредитный комитет: он разрабатывает кредитную политику банка и принимает окончательное решение о выдаче ссуды; дает заключения по всем случаям кредитов или превышения установленных лимитов, а также по их определению он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентов ставок и структуре кредитов по срокам и видам. 2) Ревизионный комитет: обеспечивает регулярные внутренние аудиторские проверки либо своими силами, либо с привлечением внешних аудиторов; проводит внешний обзор и дает оценку деятельности банка. 3) Управление депозитных операций: проводит депозитные операции, а также занимается эмиссией и размещением собственных ценных бумаг. 4) Управление кредитных операций: осуществляет краткосрочное и долгосрочное кредитование юр. и физ. лиц, а также осуществляет нетрадиционные кредитные операции (факторинговые, лизинговые).
5) Управление посреднических операций: осуществляет гарантийные, трастовые операции, а также комиссионные операции для своих клиентов. 6) Валютное управление: привлекает валютные вклады, выдает валютные кредиты, осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты, проводит международные расчеты. 7) Операционное управление банка: осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиента. 8) Исполнительный комитет обеспечивает проведение экономического анализа (выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку деятельности банка, в процессе которой, анализируются основные показатели и отслеживается выполнение траекторных целей. Так же в структуре банка имеются такие подразделения как: 1) Управление прогнозирования деятельности банка призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности -ликвидности, рентабельности и надежности. Это управление включает три основных подразделения (отдела), которые отражают главные направления в деятельности данного управления. 1.1)Основные функции отдела разработки основ коммерческой деятельности банка и совершенствования управления состоят в следующем: - выработка актов деловой политки банка с определением конкретных задач для каждого управления банка; - разработка балансов банка; - определение кредитного потенциала банка; - определение основных направлений по - совершенствованию деятельности банка. 1.2) Отдел организации хозрасчетной деятельности банка призван: - разрабатывать положение о доходах и расходах банка; - прогнозировать доходы и расходы банка; - анализировать фактические доходы и расходы банка в сравнении с планируемыми; - намечать конкретные меры по повышению доходов банка и снижению его расходов и в этой связи ставить определенные задачи другим подразделениям банка; - анализировать рентабельность работы банка и перспективы ее повышения. 1.3)Отдел по управлению ликвидностью банка решает комплекс вопросов по определению - - текущей и перспективной ликвидности банка; - проводит расчет показателей ликвидности баланса банка; - контролирует ежедневную ликвидность банка; - анализирует совокупность факторов, влияющих на ликвидность банка. 2) Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление. Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям различных отраслей народного хозяйства и другим банкам, включая свои филиалы, финансовым компаниям и населению. Специфика источников формирования ссудного фонда, используемого для тех или иных кредитных операций, назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы обусловили создание в рамках кредитного управления шести отделов.
2.1)Отдел общей организации кредитных операций: опредляет общую политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий; - разрабатывает общие методики Краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики организации перспективных финансовых услуг; - изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских кредитных операций. 2.2) Отдел краткосрочного кредитования: - распределяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам исходя из кредитного потенциала банка; - определяет потребности в кредите; - организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела; - заключает кредитные договоры; - проверяет кредитоспособность клиентов; - ведет картотеку кредитоспособности; - организует факторинговые операции. 2.3) Отдел долгосрочного кредитования и финансирования: - разрабатывает основные направления кредитования и финансирования исходя из инвестиционного потенциала банка; - организует кредитные операции и финансирование; заключает договоры по предоставлению ссуд и оказанию услуг; - проверяет кредитоспособность клиента и ведет картотеку кредитоспособности; осуществляет кредитование, связанное с инновационной деятельностью клиента, инновационное финансирование разработок клиента; - занимается организацией поручению клиента; - занимается организацией финансирования по поручению клиента; посреднической помощью в поиске партнеров по внедрению; а также в подборе подрядчиков для реализации долгосрочных проектов. 2.4) Отдел кредитования населения организует: - прямое и косвенное кредитование потребительских товаров и жилых строений; - предоставление чековых кредитов и кредитных карточек; - предоставление услуг населению. 2.5) Отдел межбанковких операций призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Центральнм банком и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями). 2.6)Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием, предназначен для организации таких операций банка, как, например, лизинг. 3) Важным звеном в коммерческом банке является валютное управление. Его функциями являются: - ведение валютной позиции; - ведение валютных счетов; - покупка и продажа валют; - прием средств во вклады и выдача ссуд; - страхование рисков. Специфика данного управления обуславливает создание четырех отделов: аналитического отдела; отдела ведения валютных счетов и валютной позиции; отдела кассовых сделок; отдела срочных сделок, отдела международных расчетов, отделов счетов "ностро" и "лоро", отдела неторговых операций.
4) Управление депозитных операций предназначено для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала банка. Основные функции отдела депозитных операций: - учет депозитных средств банка по их срочности и отдельным депонентам; - заключение договоров на депонирование средств; - анализ депозитных средств, их структуры и динамики развития с целью оценки ресурсов банка и их влияния на ликвидность его баланса; - предоставление необходимой информации для планирования ресурсов банка; 4.1)Фондовый отдел предназначен для учета и анализа собственных средств банка. Он осуществляет: - учет финансовых средств банка, их анализ и динамику развития; - операции по покупке и продаже ценных бумаг, принадлежащих банку, и по поручению клиентов; - управление финансовым портфелем банка. 5) Особое внимание в банке уделяется расчетно-кассовому обслуживанию. Для этих целей в банке создается управление расчетно-кассового обслуживания, в функции которого входят: - открытие и ведение счетов, осуществление расчетов; - проведение кассовых операций. 6) Управление филиалами банка - одна из важнейших сфер банковской деятельности. В зависимости от статуса учреждения банка (представительство, отделение, филиал) по-разному будут определяться его функции и формы управления. Не все банковские операции можно осуществлять на уровне филиалов (операции с банками-корреспондентами, международные операции, инвестиционные и ряд других). В функции управления филиалами банка входят: - руководство деятельностью филиалов; - контроль за правильностью проводимой кредитной политики и осуществления кредитных операций; - помощь при внедрении новых методов работы, содействующих повышению эффективности работы банка. 7) Управление (отдел) анализа и статистики выполняет работу по: - накоплению и анализу статистической информации; - оказанию информационно-справочных услуг клиентам (юридическим и физическим лицам); - подготовке проектов планов, отчетов о деятельности банка; - статистической обработке баланса банка; - подготовке и реализации экспертных исследований, оценок банка, в том числе и для клиентов. 8) Отдел кадров: - планирует численность и использование персонала; - организует обучение и повышение квалификации кадров; - управляет фондами заработной платы; - осуществляет набор персонала и его расстановку. 9) Административно-хозяйственный отдел, включая службы администрации, занимается строительством, планированием, приобретением, поддержанием и продажей банковских зданий, сооружений и оборудования. Совместно с отделом внедрения ЭВМ осуществляет разработку и внедрение электронных систем, оснащение банковских учреждений электронно-вычислительной и оргтехникой, ведет архив. 10) Юридический отдел: - разрабатывает нормативные документы и изменения в уставе банка; - контролирует выполнение уставных положений и правильность оформления банковских сделок; - составляет договоры, акты залога и другие деловые бумаги; - участвует в унификации форм кредитования и расчетов; - ведет все дела банка в судебных и административных учреждениях; -составляет разного рода акты, исковые заявления, отзывы, протесты и т.д.; - составляет заключения по всем возникающим в банке юридическим вопросам; 11) Ревизионный отдел осуществляет проверку работы банка и его филиалов в соответствии с действующими нормами учета, установленной советом банка политикой и инструкциями. 12) Отдел внедрения и эксплуатации ЭВМ: - организует компьютерные системы банка; - осуществляет выполнение электронных расчетов и платежей; - занимается разработкой программного обеспечения для отделов и управлений банка; - разрабатывает программы перспективного и текущего оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой; - совместно с административным отделом реализует эти программы. 13) Одно из важнейших направлений деятельности банка в условиях рыночной экономики - маркетинг банковских услуг. Управление маркетинга: - обеспечивает установление контактов с новой клиентурой; - способствует развитию деловых связей; - разрабатывает и содействует внедрению новых операций и банковских услуг (проводит аналитические исследования); - изучает рыночную конъюнктуру; - оказывает организационную и консультационную помощь клиентам. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка осуществляет служба внутреннего контроля (Положение Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах №242 от 16.12.03). Суть положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|