Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Менеджмента качества организаций любой области деятельности




1) Сведения о производстве:

– структурная схема организации, включающая основные и вспомогательные производственные подразделения, инженерные и административные службы с указанием связей между ними;

– схема управления системой менеджмента качества;

– подробная структурная схема службы менеджмента качества;

– численность работающих, на которых распространяется область действия системы менеджмента качества;

– сменность работ на основном производстве (количество рабочих смен);

– наличие и количество производственного персонала с неполной занятостью и (или) привлекаемого по договору;

– наличие филиалов;

– наличие параллельных производственных линий;

– численность службы проектирования (при ее наличии).

2) Сведения о продукции:

– объем изготовления продукции, в том числе объем поставок на экспорт (указывают для каждого наименования продукции);

– перечень стран, в которые поставляется продукция.

3) Перечни наиболее значимых (лимитирующих) и специальных технологических процессов (ТП) и технологических операций (ТО).

4) Техническая документация на продукцию:

– ТНПА, включая технические условия;

– конструкторская документация (паспорт, инструкция по эксплуатации, чертеж общего вида и спецификация).

5) Перечень документов системы менеджмента качества.

6) Процедуры системы менеджмента качества, документы, описывающие процессы, методики, инструкции.

7) Образцы форм документов, в которых регистрируются данные о качестве.

8) Информация о качестве продукции за последний календарный год:

– данные о количестве продукции (партий продукции), принятой с первого предъявления, о ее сортности;

– данные о рекламациях;

– классификаторы дефектов, которые должны содержать номенклатуру дефектов и их классификационные признаки (критерии разделения дефектов по видам);

– перечень дефектов (с указанием каждого вида дефектов, даты обнаружения и общего количества), выявленных при обработке информации о гарантийном ремонте и анализе рекламаций организацией;

– показатели качества выпускаемой продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов, уровень предторгового обслуживания и т. д.).

 

Анализ документов системы менеджмента качества должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита и включать:

– рассмотрение и анализ заявки;

– анализ исходной информации и анкеты-вопросника;

– анализ руководства по качеству;

– анализ обязательных документированных процедур, документов организации, необходимых для управления процессами (описаний процессов и др.).

Подготовка к аудиту системы менеджмента качества включает:

1) Разработку плана аудита

План аудита системы менеджмента качества должен содержать:

– цели аудита;

– критерии аудита и ссылочные документы;

– область аудита, включая идентификацию подразделений и процессов, которые будут проверяться;

– дату и место проведения аудита;

– временной график аудита (предполагаемое время начала и продолжительность аудита, совещаний с руководством и совещаний группы по аудиту);

– распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита;

– список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту (при необходимости);

– требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению (при необходимости ).

2) Подготовку рабочих документов для регистрации результатов аудита.

Рабочие документы должны содержать:

– контрольные листы;

– формы протоколов несоответствий;

– формы протоколов совещаний.

Аудит системы менеджмента качества включает:

– предварительное совещание;

– сбор и верификацию информации;

– получение свидетельств аудита и подготовку выводов;

– подготовку заключения по результатам аудита;

– заключительное совещание.

 

Несоответствия могут быть существенными и несущественными.

Существенное несоответствие – это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо требования (критерия) системы менеджмента качества либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, длительного времени или которое существенно повлияет на качество продукции.

Несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований (критериев) либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого не связано с изменением организационной структуры организации, большими материальными затратами и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение месяца с момента выявления.

На основании результатов анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества.

В результате аудита системы менеджмента качества возможны следующие выводы:

а) система менеджмента качества соответствует ТНПА на систему менеджмента качества, на соответствие которому осуществлялся аудит;

б) система менеджмента качества не соответствует ТНПА на систему менеджмента качества, на соответствие которому осуществлялся аудит.

Система менеджмента качества признается соответствующей ТНПА на систему менеджмента качества, если:

– несоответствия отсутствуют;

– имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение месяца со дня их выявления;

– обнаружены менее трех существенных и несущественные несоответствия.

Система менеджмента качества признается не соответствующей ТНПА, если она содержит три и более существенных и несущественные несоответствия. В этом случае оценка системы менеджмента качества организации осуществляется после устранения всех несоответствий не ранее чем через шесть месяцев.

После устранения выявленных несоответствий организация уведомляет об этом орган по сертификации.

Отчет по аудиту системы менеджмента качества организации подготавливается экспертами- аудиторами под руководством руководителя группы по аудиту, который несет ответственность за его достоверность и полноту. Отчет по аудиту составляется после проверки устранения выявленных несоответствий.

При положительных результатах аудита совет по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении совета по сертификации органа по сертификации руководитель группы по аудиту обеспечивает оформление сертификата соответствия и выдачу его организации.

Срок действия сертификата соответствия – три года. В обоснованных случаях допускается по решению совета по сертификации устанавливать меньший срок действия сертификата соответствия, но не менее двух лет.

При выдаче сертификата соответствия с организацией заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации и органа по сертификации.

Орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества организации в течение всего срока действия сертификата соответствия. Инспекционный контроль проводит группа по аудиту, сформированная органом по сертификации. Возглавляет группу по аудиту руководитель группы.

Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган по сертификации в соответствии с программой инспекционного контроля за сертифицированными системами менеджмента качества, но не менее одного раза в год, при этом в течение срока действия сертификата соответствия на систему менеджмента качества все требования ТНПА на систему менеджмента качества, процессы и подразделения организации должны быть проверены не менее одного раза.

Внеплановый инспекционный контроль может проводиться по решению руководителя органа по сертификации в следующих случаях:

– при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству и безопасности продукции;

– при внесении существенных изменений в документы системы менеджмента качества, конструкторскую и технологическую документацию, ТНПА, организационную структуру организации и других изменений, влияющих на стабильность уровня качества изготавливаемой продукции.

Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку проведения сертификации системы менеджмента качества.

При проведении инспекционного контроля учитываются:

– изменения в организационной структуре организации;

– изменения в документированной системе менеджмента качества;

– результаты внутренних аудитов системы менеджмента качества;

– статус и эффективность корректирующих и предупреждающих действий;

– правильность применения сертификата соответствия;

– действия по претензиям и рекламациям;

– оценка результативности системы менеджмента качества;

– улучшения системы менеджмента качества.

При положительных результатах инспекционного контроля в акте делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

Орган по сертификации может временно приостановить (не более чем на шесть месяцев) действие сертификата на систему менеджмента качества в случаях:

– выявления существенных несоответствий при инспекционном контроле;

– неустранения в течение двух месяцев выявленных при инспекционном контроле несоответствий требованиям ТНПА на систему менеджмента качества;

– появления обоснованных претензий к безопасности и качеству продукции со стороны потребителей, связанных с нарушением правовых и нормативных требований;

– нарушения правила применения сертификата соответствия, предусматривающего его использование строго в той области деятельности, на которую он получен;

– нарушения правил применения знака соответствия сертифицированной системы менеджмента качества;

– фальсификации срока действия сертификата;

– отказа организации от инспекционного контроля и (или) оплаты за его проведение.

Орган по сертификации имеет право отменить действие сертификата соответствия на систему менеджмента качества, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем аудите, при инспекционном контроле, а также если несоответствия не устранены в период приостановления сертификата соответствия.

Сертификат соответствия на систему менеджмента качества может быть аннулирован органом по сертификации в случае прекращения деятельности организации – владельца сертификата соответствия как юридического лица. Аннулирование сертификата соответствия автоматически происходит с момента прекращения деятельности организации.

Сертификат соответствия на систему менеджмента качества также аннулируется, если организация прекращает деятельность в области распространения системы менеджмента качества.

Заявка на проведение повторной сертификации системы менеджмента качества подается организацией не менее чем за три месяца до окончания срока действия сертификата соответствия.

Процедура проведения повторной сертификации предусматривает:

– проведение в полном объеме работ в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса;

– проведение работ по сокращенному плану аудита (по усмотрению органа по сертификации в зависимости от результатов первичной сертификации системы менеджмента качества и результатов инспекционного контроля) с оформлением решения совета по сертификации.

Сертификат соответствия выдается сроком на три года. Сертификат соответствия выдается под тем же номером, что и при первичной сертификации. Информация о повторной выдаче сертификата соответствия вносится в реестр Национальнойсистемы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Дубликаты сертификатов соответствия оформляются на специальных защищенных бланках установленного образца органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, и заверяются печатью.

Дубликаты сертификатов соответствия регистрируется под тем же номером, что и подлинник, при этом в левом верхнем углу обратной стороны бланка печатается надпись «Дубликат».

Бланки дубликатов сертификатов соответствия являются документами, подлежащими учету в соответствии с установленным порядком работы с бланками строгой отчетности.

Сертификация персонала

 

В Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь проводится обязательная и добровольная сертификация персонала в соответствии с ТКП 5.1.06-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации компетентности персонала. Основные положения».

Обязательная сертификация персонала проводится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя.

Квалификация и уровень квалификации соискателей устанавливаются посредством квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен – процедура оценки теоретических знаний и практических навыков соискателя, проводимая органом по сертификации персонала или экзаменационным центром.

Квалификационный экзамен проводится органом по сертификации или в экзаменационном центре в соответствии с правилами, приведенными в техническом кодексе или стандарте, которые устанавливают порядок проведения сертификации персонала в определенной области деятельности.

В Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь проводится признание сертификатов компетентности, выданных в национальной системе сертификации страны – участницы соглашения о взаимном признании сертификатов компетентности специалистам этих стран.

Сертификация персонала включает:

Ø подачу заявки на проведение сертификации с прилагаемыми к ней документами;

Ø анализ заявки на правильность заполнения и представленных документов на полноту содержащейся в них информации;

Ø принятие решения по заявке;

Ø проведение квалификационного экзамена;

Ø принятие решения о возможности выдачи сертификата компетентности;

Ø оформление, регистрацию и выдачу сертификата компетентности;

Ø информацию о результатах сертификации;

Ø инспекционный контроль за сертифицированным персоналом.

Вместе с заявкой представляются документы, подтверждающие образование, подготовку (профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации), стаж работы в определенной области деятельности, состояние здоровья и т. д., указанные в техническом кодексе или стандарте, которые устанавливают порядок проведения сертификации персонала в определенной области деятельности.

В общем случае квалификационный экзамен может состоять из специального и практического экзамена.

Специальный экзамен – процедура проверки теоретических знаний, используемых соискателем при осуществлении деятельности в рамках профессии, специальности, специализации.

Практический экзамен – процедура проверки практических навыков, мастерства соискателя, необходимых для осуществления деятельности в рамках профессии, специальности, специализации.

Квалификационный экзамен проводится экзаменационной комиссией органа по сертификации или экзаменационного центра.

Экзаменационная комиссия – не менее трех экзаменаторов, подготавливающих, проводящих квалификационные экзамены и оценивающих их результаты.

Уровень квалификации экзаменаторов, членов экзаменационной комиссии должен быть не ниже уровня квалификации соискателей.

Результаты квалификационного экзамена рассматривает комиссия органа по сертификации, которая на основании представленных документов и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решение о возможности выдачи сертификата компетентности каждому конкретному соискателю, объявляет о результатах сертификации организации и (или) соискателю, заключившим договор на проведение сертификации персонала.

Орган по сертификации оформляет сертификат компетентности на специальном защищенном бланке. К сертификату компетентности может быть оформлено удостоверение, подтверждающее компетентность специалиста.

Срок действия сертификата компетентности указывается в зависимости от области деятельности персонала в техническом кодексе или стандарте, которые устанавливают порядок проведения сертификации, но не должен превышать пяти лет.

Не менее чем за два месяца до окончания срока действия сертификата компетентности работодатель или специалист направляет в орган по сертификации письмо о продлении срока действия сертификата компетентности. К письму прилагаются:

– справка об удовлетворительной деятельности за время действия сертификата компетентности, подписанная работодателем;

– акты проверок деятельности сертифицированного специалиста уполномоченными на это органами в период действия сертификата компетентности и другие документы, необходимые для принятия решения о продлении срока действия сертификата компетентности.

Орган по сертификации принимает решение о продлении срока действия сертификата компетентности на основании положительных результатов инспекционного контроля или устанавливает сроки проведения квалификационного экзамена.

При положительных результатах квалификационного экзамена орган по сертификации принимает решение о продлении срока действия сертификата компетентности.

При отрицательных результатах квалификационного экзамена орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия сертификата компетентности, письменно информирует об этом работодателя и специалиста. Специалисты могут обратиться на переэкзаменовку.

В течение срока действия сертификата компетентности орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированным персоналом. Инспекционный контроль проводится комиссией органа по сертификации, возглавляемой экспертом-аудитором по качеству.

В общем случае инспекционный контроль должен включать:

– проверку знаний и навыков сертифицированных специалистов по контрольным листам путем анализа рабочих документов, опроса работодателя и заказчиков или проведения квалификационного экзамена;

– установление отсутствия значительного перерыва в деятельности сертифицированных специалистов.

Значительный перерыв означает отсутствие деятельности или изменение области деятельности в течение времени, указанном в техническом кодексе или стандарте, которые устанавливают порядок проведения сертификации персонала в определенной области деятельности;

– проверку прохождения обучения с целью повышения квалификации;

– проверку соблюдения сроков и результатов проверки состояния здоровья специалистов (при необходимости);

– анализ результатов инспекционного контроля;

– оформление акта по результатам инспекционного контроля.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором проводят оценку результатов контроля и дают заключение о возможности сохранения (продления), приостановления или отмены действия выданного сертификата компетентности.

Орган по сертификации проводит внеплановый инспекционный контроль в случаях:

– поступления в орган по сертификации обоснованных претензий к выполнению обязанностей сертифицированными специалистами;

– неправомочного использования сертифицированным персоналом сертификата компетентности в рекламе, каталогах и т. д.

Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата компетентности в случаях:

– отрицательных результатов инспекционного контроля;

– неоднократного поступления обоснованных претензий к деятельности сертифицированных специалистов;

– отказа заявителя от проведения инспекционного контроля;

– значительного перерыва в деятельности сертифицированных специалистов;

– ухудшения состояния здоровья сертифицированных специалистов (в отдельных случаях) и т. д.

Срок хранения документов, подтверждающих результаты сертификации, определяется органом по сертификации в зависимости от области деятельности персонала, но не менее пяти лет после окончания срока действия сертификата компетентности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...