Миссия и стратегические цели
Процесс постановки целей в стратегическом планировании, состоит из определения миссии и непосредственно процесса формулирования стратегических целей развития организации. Заявление о миссии определяет характер бизнеса компании и создает ясное видение того, что компания намеревается сделать для своих клиентов. При этом руководители должны четко понимать, каких результатов они стремятся достичь. Она должна быть дополнена концепциями будущей структуры компании и долгосрочного (на 5-10 лет) направления ее развития. Под видением понимается замысел будущего бизнеса, без которого организация становится бесформенной. Выработка видения - это творческий слабоформализуемый процесс, для которого нужна специальная методика. Видение не содержит в себе конкретных указаний относительно того, что, как и в какие сроки следует делать, но оно придает управленческим действиям целенаправленность. В рамках стратегического планирования ви дение – это то будущее, которое предопределяет настоящее. Разработав и доведя до всех миссию и стратегическое видение организации, руководители создают у своих работников «чувство цели» и обосновывают направления ее развития в будущем. С этой точки зрения миссия - это своеобразная философская, социальная установка организации, описанная с помощью коротких броских изречений. Миссия должна получить развитие в формулировке стратегических целей. Без этого она не станет частью стратегии и обычно недостижима. Основное отличие цели от миссии или видения состоит в то, что она должна быть более определенной и достижимой в обозримой перспективе. Главной стратегической целью организации является не рост прибыли, а ее устойчивость, выживание, связанное с решением существующих проблем.
В процессе постановки стратегических целей необходимо использование проблемного похода. Именно направленность на выявление проблем и разработку путей их решения даст возможность установления не только важных, но и реальных целей. Американские ученые Р. Каплан и Д. Нортон рекомендуют для этого классифицировать направления анализа и постановки целей по четырем основным сферам деятельности, которые есть у каждого предприятия: - финансы; - клиентская (сбытовая) составляющая; - внутренние бизнес – процессы (производство); - обучение и развитие (кадры).
Стратегические цели по различным направлениям должны быть согласованы между собой. Стратегические цели организаций должны включать в себя общественные цели, согласовываться с ними. Для конкретизации стратегических целей и обеспечения действенности стратегического управления разрабатывается система показателей, позволяющих оценить достижение цели. На их основе формируется стратегический план.
44. Разработка стратегических инициатив и стратегический план При завершении стадии разработки базовой стратегии развития наступает стадия стратегического планирования, т.е. воплощения основных стратегических целей в стратегические инициативы. При этом под стратегическими инициативами понимаются мероприятия, проекты и программы, реализация которых необходима для ликвидации разрыва между стратегическими целями и имеющимися возможностями. Стратегия, таким образом, – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение иных результатов деятельности, определяемых стратегическими целями. Управленческий план охватывает все основные функции и подразделения организации: производство, финансы, маркетинг, трудовые ресурсы, научные исследования и разработки.
Вырабатывая стратегию, необходимо ответить на вопросы: – как достичь поставленных целей по производительности, – как победить конкурентов, – как обеспечить устойчивую конкурентоспособность, – как укрепить долгосрочную деловую позицию организации, – как сделать реальным стратегическое видение компании. Под термином стратегия бизнеса (или стратегия на уровне бизнеса) понимается управленческий план одного конкретного рода деятельности. Центральным моментом в стратегии бизнеса является ответ на вопрос, как создать и укрепить долгосрочную конкурентную позицию предприятия на рынке. Для этого стратегия бизнеса должна рассматривать в основном: а) определение ответных действий, предпринимаемых по ходу изменений в отрасли, экономике в целом, законодательстве, на политической арене и в других, влияющих на бизнес областях; б) разработку рыночных подходов и действий, которые могли бы привести к устойчивой конкурентоспособности; с) объединение стратегических инициатив функциональных подразделений; д) решение конкретных стратегических проблем, стоящих перед бизнесом. Сильную стратегию бизнеса отличает от слабой способность его разработчика установить серию действий и подходов, обеспечивающих создание устойчивого конкурентного преимущества. Стратегия компании в области конкуренции может быть наступательной и оборонительной. Некоторые действия могут быть агрессивными, бросающими прямой вызов рыночным позициям конкурентов, другие представляют собой реакцию на предпринимаемые конкурентами действия. К 3 наиболее часто используемым конкурентным подходам относятся: 1) стремление стать производителем с самыми низкими затратами в отрасли (т.е. стремление получить конкурентное преимущество перед соперниками на основе низких издержек); 2) индивидуализация или дифференциация услуг, лучшее обслуживания потребителей; 3) внедрение в узкую рыночную нишу и завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения специальных потребностей и особых вкусов своих покупателей. Функциональная стратегия относится к управленческому плану конкретного подразделения или ключевой функциональной области бизнеса. Например, маркетинговая стратегия компании представляет собой управленческий план работы маркетингового отдела. Необходимо иметь функциональные стратегии для каждого основного подразделения и важной части бизнеса: научных исследований и разработок, производства, отдела маркетинга, сервисной службы, распределения, финансов, отдела кадров и т.д.
Стратегия бизнеса включает также план действий по решению особых стратегических проблем, характерных для конкурентной позиции только этой компании и ее внутренней ситуации. Например, целесообразно ли создавать новые мощности, заменять устаревшее оборудование, увеличивать расходы на научные исследования или снизить бремя расходов на выплату процентов. Фактическая стратегия компании обычно превращается в смесь заранее разработанной или плановой стратегии и незапланированных ответных реакций на события и изменения. Динамичность и отчасти непредсказуемый характер конкуренции, тенденции к расширению запросов и ожиданий потребителей, незапланированный рост или падение издержек производства, слияния и поглощения крупных промышленных предприятий, новые законы, рост или снижение торговых барьеров и бесчисленное количество других факторов могут сделать какие-то элементы стратегии устаревшими. Всегда имеется что-то новое, требующее адекватного ответа. Поэтому задача создания стратегии не имеет конца. Хорошая стратегия и хорошая реализация стратегии - наиболее надежные признаки хорошего управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|