Финансовое состояние и финансовая устойчивость предприятия
Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Финансовое состояние может быть 1) устойчивым, 2) неустойчивым (предкризисным) и 3) кризисным. Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Для оценки финансового состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (пассивы).
Предприятия же, как правило, заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам: 1) проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую прибыль; 2) расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала. Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения соотношений между статьями актива и пассива баланса.
Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости. Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов, банков партнеров по бизнесу. Выделяют понятия ликвидности баланса предприятия и ликвидности предприятия. Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить неденежные активы в деньги и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств Ликвидность предприятия – это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Следовательно, ликвидность баланса является основой (фундаментом) платежеспособности и ликвидности предприятия. Общая оценка финансового состояния предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих структуру источников формирования капитала и его размещения, а также инвестиционную привлекательность предприятия. С этой целью изучается динамика каждого показателя, проводятся сопоставления со средними и нормативными значениями по отрасли. Существуют также комплексные рейтинговые оценки платежеспособности и методики оценки риска банкротства предприятия.
61. Цели и функции бизнес-плана Бизнес-план – это документ содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления, а также анализ проблем, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения. Бизнес-планирование представляет собой объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время – необходимый инструмент организации деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. Бизнес-план может разрабатываться с различными целями. Их можно разделить на внутренние и внешние. Цели внешние: – привлечение инвесторов: привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту – получение кредита: требуют банки для определения возможности возврата вложенных в проект средств. Цели внутренние (очень важные для руководства): – проверка идеи на реалистичность, если будут реализовывать сами (пример с американскими консалтинговыми фирмами для малого бизнеса); – придание бизнесу целенаправленности (заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы, определить свои цели и пути их достижения). Бизнес план – это инструмент контроля и управления: - позволяет координировать усилия по достижению поставленных целей, - осуществлять готовит к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышает скорость адаптации). Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы: 1. Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать. 2. Оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. 3. Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий.
4. Определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу. Задачи, которые решаются в процессе бизнес-планирования: – обоснование экономической целесообразности направления развития (и для внешних, и для внутренних); – расчет ожидаемых финансовых результатов; – определение структуры источников финансирования; – подбор кадров, способных реализовать план (позволяет определить обязанности и ответственность персонала). Основные функции: 1. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов предпринимателю придется несчетное число раз повторять одно и то же о своем проекте и предприятии. Хорошо оформленный, грамотный и лаконичный бизнес-план – лучшая визитная карточка для бизнесмена любого уровня. С его помощью бизнесмен стандартизирует процесс ознакомления со своим проектом, экономит свое время, упорядочивает контакты. 2. На известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес-плана воспринимается участниками инвестиционного проекта как абсурдное и может вызвать настороженное отношение со стороны партнеров, клиентов. Наличие бизнес-плана – обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца. 3. Привлечение денег для развития коммерческого дела (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане. Основательно составленный бизнес-план может быть быстро преобразован в заявку на финансирование (во всяком случае он будет содержать всю необходимую для составления заявки информацию). 4. Помимо внешних функций, реализуемых документом как таковым, процесс планирования заставляет бизнесмена адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия. При планировании приходится рассматривать свое предприятие с различных позиций, оценивать всевозможные аспекты его деятельности (например, сбыт, кадры, стимулирование). Многие из обнаруженных в ходе планирования сильных и слабых сторон вашего, предприятия вы, возможно, не смогли бы увидеть, если бы не работали над бизнес-планом.
5. С помощью бизнес-плана можно обнаружить в зачаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия и существенно осложнят работу.
62. Содержание и структура бизнес-плана Содержание бизнес-плана определяется его целями. В бизнес-плане аргументировано перечисляются подробности и особенности функционирования будущего предприятия (объекта) в условиях конкретного (естественно, исследованного) рынка, описывается выбор стратегии и тактики конкуренции, дается достаточно подробная оценка ресурсов, необходимых для разработки и реализации данного проекта. Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной ни в России, ни за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей. Составление бизнес-плана имеет свою специфику в различных сферах деятельности, но его структура примерно одинакова, за исключением некоторых аспектов производственной программы. В структуре бизнес-плана принято выделять следующие разделы: 1. Резюме 2. Сведения о предприятии (проекте) 3. Характеристика продукта 4. Анализ рынка 5. План маркетинга 6. Производственный план 7. Организационный план 8. Финансовый план 9. Оценка эффективности проекта Раздел 1 «Резюме». Краткое изложение сути бизнес-плана. Объем не должен превышать 2-3 страниц. Этот раздел, как правило, пишется после того, как составлен весь план. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть так написан, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера. В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предлагаемого проекта Раздел 2 «Сведения о предприятии (проекте)». Описание предприятия должно выработать у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкое представление о предприятии как возможном партнере. Этот раздел имеет определенные особенности, если создается новое предприятие или реализуется совместный проект нескольких предпринимателей. Раздел 3 «Характеристика продукта или объекта бизнеса». Дается описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Написанию данного раздела предшествует предварительная работа по поиску аналогов. Раздел может содержать фотографии, рисунки и схемы.
Раздел 4 «Анализ рынка». Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса. Раздел 5 «План маркетинга». Включается описание целей, маркетинговой ситуации, программы осуществления стратегии, (состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации), отражается влияние на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т. п.), формирования ценовой политики, путей адаптации, мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации. Раздел 6 «Производственный план». Данный раздел наряду с планом маркетинга является базовым для определения финансовых результатов проекта. Основная цель раздела – описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь. Результаты расчетов целесообразно представлять в виде итоговых таблиц. Раздел 7 «Организационный план». Дается описание концепции и структуры управления инвестиционным проектом (или организационная схема по структуре предприятия), а также характеристика состава группы управления. Здесь необходимо привести организационную структуру фирмы, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, взаимодействие служб и подразделений. Следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности, проект штатного расписания фирмы. Кроме этого, желательно указать такие факторы, как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т. п. Раздел 8 «Финансовый план». Является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Финансовый план включает в себя: 1. План прибылей и убытков; 2. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность 3. Движение денежных средств; 4. Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду. 5. Инвестиционный план, в котором отражается схема финансирования бизнес-проекта; 6. Прогнозный баланс Раздел 9 «Показатели эффективности проекта». Система показателей эффективности бизнес-проекта представляется двумя группами показателей. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации инвестиционного проекта: – прибыльность проекта; – рентабельность капитала; – показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект. Рассмотрим подробнее эту группу показателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|