Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовое состояние и финансовая устойчивость предприятия




Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в про­цессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазви­тию на фиксированный момент времени. Финансовое состояние может быть 1) устойчивым, 2) неустойчивым (предкризис­ным) и 3) кризисным.

Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функциониро­вать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, га­рантирующее его постоянную платежеспособность и ин­вестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Для оценки финансового состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относитель­ных показателях, так как абсолютные показатели баланса в ус­ловиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устой­чивость во многом зависит от оптимальности структуры источ­ников капитала (пассивы).

 

Предприятия же, как правило, заин­тересованы в привлечении заемных средств по двум причинам:

1) проценты по обслуживанию заемного капитала рассмат­риваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую при­быль;

2) расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, по­лученной от использования заемных средств в обороте пред­приятия, в результате чего повышается рентабельность соб­ственного капитала.

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия мо­жет быть раскрыта на основе изучения соотношений между статьями актива и пассива баланса.

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчи­вость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возмож­ность денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.

Анализ платежеспособности необходим не только для предприя­тия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов, банков партнеров по бизнесу.

Выделяют понятия ликвидности баланса предприятия и ликвидности предприятия. Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования об­ратить неденежные активы в деньги и погасить свои платежные обязательс­тва, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств пред­приятия его активами, срок превращения которых в денежную на­личность соответствует сроку погашения платежных обязательств Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платеж­ных средств величине краткосрочных долговых обязательств

Ликвидность предприятия – это более общее понятие, чем лик­видность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание пла­тежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со сторо­ны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Следовательно, ликвид­ность баланса является основой (фундаментом) платежеспособ­ности и ликвидности предприятия.

Общая оценка финансового состояния предприятия основы­вается на целой системе показателей, характеризующих струк­туру источников формирования капитала и его размещения, а также инвестиционную привлекательность предприятия. С этой целью изучается динамика каждого показателя, проводятся со­поставления со средними и нормативными значениями по от­расли. Существуют также комплексные рейтинговые оценки платежеспособности и методики оценки риска банкротства предприятия.

 

 

61. Цели и функции бизнес-плана

Бизнес-план – это документ содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления, а также анализ проблем, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.

Бизнес-планирование представляет собой объективную оценку собственной предпри­нимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время – необходимый инструмент организации деятельности предприятия в соответст­вии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

Бизнес-план может разрабатываться с различными целями. Их можно разделить на внутренние и внешние. Цели внешние:

– привлечение инвесторов: привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту

– получение кредита: требуют банки для определения возможности возврата вложенных в проект средств.

Цели внутренние (очень важные для руководства):

– проверка идеи на реалистичность, если будут реализовывать сами (пример с американскими консалтинговыми фирмами для малого бизнеса);

– придание бизнесу целенаправленности (заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы, определить свои цели и пути их достижения).

Бизнес план – это инструмент контроля и управления:

- позволяет координировать усилия по достижению поставленных целей,

- осуществлять готовит к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышает скорость адаптации).

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы:

1. Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта про­дукции, чтобы производить только то, что можно продать.

2. Оценить те затраты, которые будут необходимы для изго­товления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы оп­ределить потенциальную прибыльность задуманного дела.

3. Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерега­ющие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в слу­чае нежелательного развития событий.

4. Определить критерии и показатели, по которым можно бу­дет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу.

Задачи, которые решаются в процессе бизнес-планирования:

– обоснование экономической целесообразности направления развития (и для внешних, и для внутренних);

– расчет ожидаемых финансовых результатов;

– определение структуры источников финансирования;

– подбор кадров, способных реализовать план (позволяет определить обязанности и ответственность персонала).

Основные функции:

1. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов предпринимателю придется несчетное число раз повторять одно и то же о своем проекте и предприятии. Хорошо оформлен­ный, грамотный и лаконичный бизнес-план – лучшая визитная карточка для бизнесмена любого уровня. С его помощью бизнес­мен стандартизирует процесс ознакомления со своим проек­том, экономит свое время, упорядочивает контакты.

2. На известном этапе экономического развития и становле­ния рынка, рыночных отношений и цивилизованного предприни­мательства отсутствие бизнес-плана воспринимается участниками инвестиционного проекта как абсурдное и может вызвать насто­роженное отношение со стороны партнеров, клиентов. Наличие бизнес-плана – обязательное требование со стороны цивили­зованного рынка. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательско­го начинания, его владельца.

3. Привлечение денег для развития коммерческого дела (парт­нерство, инвестирование, кредитование) невозможно без того ма­териала, который содержится в бизнес-плане. Основательно со­ставленный бизнес-план может быть быстро преобразован в заяв­ку на финансирование (во всяком случае он будет содержать всю необходимую для составления заявки информацию).

4. Помимо внешних функций, реализуемых документом как таковым, процесс планирования заставляет бизнесмена адек­ватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринима­тельские действия. При планировании приходится рассматривать свое предприятие с различных позиций, оценивать всевозможные аспекты его деятельности (например, сбыт, кадры, стимулирова­ние). Многие из обнаруженных в ходе планирования сильных и слабых сторон вашего, предприятия вы, возможно, не смогли бы увидеть, если бы не работали над бизнес-планом.

5. С помощью бизнес-плана можно обнаружить в зачаточ­ном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия и сущест­венно осложнят работу.

 

62. Содержание и структура бизнес-плана

Содержание бизнес-плана определяется его целями. В бизнес-плане аргументировано перечисляются подробности и особенности функционирования будущего предприятия (объек­та) в условиях конкретного (естественно, исследованного) рынка, описывается выбор стратегии и тактики конкуренции, дается до­статочно подробная оценка ресурсов, необходимых для разработ­ки и реализации данного проекта.

Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной ни в России, ни за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей. Составление бизнес-плана имеет свою специфику в различных сферах деятельности, но его структура примерно одинакова, за исключением некоторых аспектов производственной программы.

В структуре бизнес-плана принято выделять следующие разделы:

1. Резюме

2. Сведения о предприятии (проекте)

3. Характеристика продукта

4. Анализ рынка

5. План маркетинга

6. Производственный план

7. Организационный план

8. Финансовый план

9. Оценка эффективности проекта

Раздел 1 «Резюме». Краткое изложение сути бизнес-плана. Объем не должен превышать 2-3 страниц. Этот раздел, как правило, пишется после того, как составлен весь план. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть так написан, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера. В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предлагаемого проекта

Раздел 2 «Сведения о предприятии (проекте)». Описание предприятия должно выработать у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкое представление о предприятии как возможном партнере.

Этот раздел имеет определенные особенности, если создается новое предприятие или реализуется совместный проект нескольких предпринимателей.

Раздел 3 «Характеристика продукта или объекта бизнеса». Дается описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Написанию данного раздела предшествует предварительная работа по поиску аналогов. Раздел может содержать фотографии, рисунки и схемы.

Раздел 4 «Анализ рынка». Содержит общую ха­рактеристику современного состояния и тенденций макроэконо­мических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, воз­можностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятель­ности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса.

Раздел 5 «План маркетинга». Включается описание целей, мар­кетинговой ситуации, программы осуществления стратегии, (со­став, содержание и последовательность мероприятий по ее реали­зации), отражается влияние на принимаемые решения положитель­ных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, воз­можных рисков и т. п.), формирования ценовой политики, путей адаптации, мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.

Раздел 6 «Производственный план». Данный раздел наряду с планом маркетинга является базовым для определения финансовых результатов проекта. Основная цель раздела – описание обеспеченности проекта с произ­водственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.

Результаты расчетов целесооб­разно представлять в виде итоговых таблиц.

Раздел 7 «Организационный план». Дается описание концепции и структу­ры управления инвестиционным проектом (или организационная схе­ма по структуре предприятия), а также характеристика состава груп­пы управления.

Здесь необходимо привести организационную структуру фирмы, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, взаи­модействие служб и подразделений. Следует привести ин­формацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности, проект штатного расписания фирмы. Кроме этого, желательно указать такие факторы, как по­требность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т. п.

Раздел 8 «Финансовый план». Является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Финансовый план включает в себя:

1. План прибылей и убытков;

2. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность
предприятия в текущий период проекта.

3. Дви­жение денежных средств;

4. Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств пред­приятия в динамике от периода к периоду.

5. Инвестиционный план, в котором отражается схема финансирования бизнес-проекта;

6. Прогнозный баланс

Раздел 9 «Показатели эффективности проекта». Система показателей эффективности бизнес-проекта пред­ставляется двумя группами показателей.

Первая группа показателей характеризует эффективность оператив­ной деятельности предприятия в ходе реализации инвестиционного про­екта:

– прибыльность проекта;

– рентабельность капитала;

– показатели ликвидности и финансовой устойчивости.

Вторая группа показателей характеризует эффективность инвести­ций в проект.

Рассмотрим подробнее эту группу показателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...