Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В древней и раннесредневековой Японии




ЯПОНИЯ

Воспитание молодого поколения

В ДРЕВНЕЙ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

В IV в. на территории нынешней Западной Японии сложился племенной союз Ямото, на основе которого позднее появилось государство по китайскому образцу с централизованным бюрократическим управлением. В социальном и экономическом отношении это была крепостническая система, подобная древним египетским династиям. С приходом к власти воинских династий Бакуфу и Камакура в Восточной Японии к XII столетию укрепились феодальные отношения, которые продолжались примерно девять столетий. Материальная и духовная независимость крестьян от их лордов все более усиливалась. Религиозные преобразования, начатые введением буддизма1 и синтоизма2 в XIII в. и крестьянские волнения, которые продолжались вплоть до XIX в. - таковы основные вехи

Площадь  
  377 730 кв. км
Население -  
  124 959 000 чел.
Столица  
  Токио (7 976 000 чел.)
Основные религии —
  синтоизм, буддизм

1 Буддизм - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в древней Индии в IV-V вв. до н.э. В центре буддизма - учение о четырех благородных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддизм отвергает потустороннее освобождение: нет бога как творца. Отрешенность от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность мировоззрения буддизма.

2 Синтоизм - в основе этой японской религии лежит культ божества природы и предков. В 1868-1945 гг. - государственная религия.

древнего и феодального периодов на фоне которых развивалась теория и практика воспитания молодого поколения в Японии.

Человек рождается физически и умственно неразвитым. Следовательно, можно предположить, что даже в наиболее примитивном человеческом сообществе складывались свои способы воспитания и обучения молодого поколения, и нет оснований полагать, что доисторическая Япония была исключением.

Глиняная фигурка или «волшебная кукла» по имени Догу, найденная в руинах Мията (III в. до н.э.) в районе Токио, изображает мать, нежно прижимающую младенца к груди. Другая Догу - глиняная фигурка взрослого, несущего ребенка на спине, и маленькая игрушка из глины, похожая на погремушку, также найдены во многих районах страны. Все они реликвии первобытной Японии.

Раскопки III в. до н.э. обнаруживают также деятельность древних «домов молодежи». В этих домах воспитывалась молодежь и маленькие дети в сельских районах. Здесь же дети занимались ремесленничеством, которое началось в VI или VII столетиях в городах. Эта практика продолжалась до эпохи Эдо (XVII-XIX вв.), а в некоторых областях даже до XX столетия.

История школы также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже в VII в., когда взошла на трон Императорская семья Тенно, Япония заимствовала появившуюся в то время в Китае школьную систему и на ее основе создала свою национальную версию. В этой системе изучали Конфуция по книгам, написанным китайскими иероглифами. Конфуцианские идеи и китайские иероглифы были чужды коренному населению Японии. В дополнение к этой системе буддистские священники импортировали в Японию через Китай религию индусов, основывали школы и обучали здесь своих преемников.

Основной целью этих ранних форм обучения и воспитания было регулирование поведения молодых под контролем родственников, общины и государства. В условиях феодальной Японии, как и в других странах не могло быть и речи о развитии их самостоятельности или личной независимости. Статус детей и молодежи в обществе значительно отличался от современного. Ребенок считался принадлежностью не столько семьи, сколько той социальной группы, к которой принадлежала его семья. Поэтому по отношению к ребенку строго выполнялись все традиции данного сословия. Так, например, в Коджики (712) - самой древней книге древней Японии, включающей свод, собрание устных традиций и легенд, рассказывается история человека, который отрубил руки и ноги старшему брату за то, что тот не повиновался приказу их

17. Заказ J* 197]

отца, императора. В другой книге древней Японии - Фудоки - сборнике местных историй, случавшихся в различных частях Японии, рассказывается об отце, которому пришлось обманом доставить своего упрямого сына на пустынный остров и оставить его там. Эти суровые истории, проявление примитивного менталитета, противостоят упомянутым выше находкам: глиняным фигуркам матери нежно прижавшей младенца к груди. Однако не следует при этом забывать, что в Японии, как и во многих других странах мира, в древние времена бывали случаи, когда слабых детей бросали или убивали собственные родители или опекуны. Несмотря на то, что детоубийство существовало на протяжении всей истории развития цивилизации, общественное мнение, рассматривающее это как зловещий обычай, сложилось только лишь со временем.

Когда установился режим древнего государства Тенно, и сельских жителей превратили в крепостных под властью феодала, появились новые, менее принудительные формы воспитания, такие как убеждение, наряду с теми, которые все еще оставались с прежних времен.

Приход к власти самураев и могущественных местных феодальных кланов вынудили простых людей организовывать собственные дома молодежи в каждой деревне или городе. Они стали своего рода общинами данной территории. Дом молодежи возглавлялся лидером. Каждый член общины должен был беспрекословно подчиняться собственной семье или своим желаниям. До прохождения обряда инициации, вступления в Дом молодежи, молодые люди не имел права участвовать в деревенских делах, они ни могли привлекаться к каким-либо работам. Девушки считались собственностью деревни, и с тех пор вплоть до наших дней сохранилась традиция: представитель общины присутствует на их свадьбе.

В домах молодежи воспитывались дети из простонародья. Сыновья среднего и обедневшего класса аристократов, принадлежавших нижнему эшелону правящего класса, воспитывались в «ученических группах». Здесь преподавалась китайская классика. С момента рождения детям высшей аристократии гарантировалось исключительное положение государственных чиновников, и они обучались необходимым для этого знаниям у своих отцов или у частных наставников. Те же, кому не гарантировалось обеспеченное будущее, могли получить хорошее положение в обществе благодаря собственным усилиям и усердию в учебе. Они учились свободно пользоваться китайскими иероглифами, которые не имели никакого применения в реальной японской действительности. Это была молодежь из среднего класса, которая собиралась в будущем занимать высокие правительственные должности широкого профиля.

шип...._______

Сегодняшние студенты, готовящиеся к вступительным экзаменам, пользуются изречением, созданным молодежью того времени, о том. что успех, достигается «усердными ночными занятиями при лунном свете, отраженном от снега и жучков-светлячков». Их повседневная жизнь была подчинена абсолютной воле нации. Знания, которые им преподавали, относились к руководству и управлению государственными учреждениями, но не к их повседневной реальной жизни. Школы были фактически учреждениями для подготовки государственных чиновников, а не для «просветительной» деятельности, развивающей способности студентов. Такими же были школы и для буддийских священников. Молодежь покорно и охотно мирилась с подобной волей власть имущих, ибо в этом был единственный путь к обретению будущей независимости.

Таковы немногие, дошедшие до нас сведения о воспитании и образовании детей и молодежи в древние и ранние средневековые времена. Примечательно, что уже с тех давних времен дошли до нас письменные источники, имевшие непосредственное отношение взрослых к этой сфере их деятельности. Так, сохранилась книга священника Кукай (797) под названием «Сравнительное изучение конфуцианства, синтоизма и буддизма». Другая книга написана священником Сайхо (806-819). В основе этих и подобных им книг лежала одна и та же педагогическая доктрина, суть которой такова: «все для других, ничего для себя!». Именно в этой нравственной максиме видели японцы основное достоинство идеального человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...