Педагогические идеи японского средневековья
В средние - XIII-XIV вв. - японцами написано множество семейных педагогических трактатов-предписаний, авторами которых, в основном были предводители воинов-самураев. Главная идея, которая пронизывала все эти предписания - было воспитание основного качества в любом человеке — его достоинства. И это качество личности должно быть посвящено сохранению и развитию кланов феодального общества. Иными словами, педагогические принципы диктовались идеологией эпохи. Педагогика как теоретическая наука - это методика формирования человека. Она должна основываться на научной концепции образования. Следовательно, педагогика как научная теория могла появиться только после того, как были сформулированы концепции образования. Целью образования является формирование физической и умственной независимости личности и ее социальное созревание. Таким образом, можно спорить о том, что история педагогики имеет давнюю историю, и одновременно утверждать, что эта история сравнительно коротка. В Японии концепция образования появилась фактически на рубеже XIX столетия. В эпоху Токугава средневековые педагогические идеи стали ориентироваться на семейное воспитание. Они были обращены, например, к сиделке, нанятой отцом для своего младенца, или к наставнику. Например, книга «Диалог со знающим человеком» (1641), написанная Наказ Тодзю (1608-1648), «записи лекций» Ямага Соко (1663-1685), а также «Доктрина для женщин», написанная Накаэ Тодзю в 1647 г. Труды, посвященные семейной педагогике, согласно которой в качестве первых воспитателей привлекаются матери. Авторами подобной литературы были не воины-самураи, это были ученые-конфуцианцы, и поэтому их книги были написаны с позиций педагогической доктрины конфуцианства1.
Первоначально этот вид педагогической литературы предназначался сословию самураев. Однако богатые фермеры и торговцы также постепенно стали их читать. Это было первым шагом к популяризации педагогического чтения. Эта тенденция усилилась в XVIII столетии, когда стали обнаруживаться признаки кризиса феодального строя: крестьянские бунты, рост городов, торговли, ремесел. Педагогические идеи этого периода выполняли задачу идеологической обработки населения, пытаясь убедить людей в том, что общество при клане Токугава было «добрым» и что они должны беспрекословно повиноваться нормам этого режима. Типичный пример такой идеологической продукции - книга Мюро Кьюсо «Шесть доктрин для людей» (1721). Автор был одним из ближайших помощников феодала, который стремился подавлять любые протесты простонародья и управлять ими. Школа Огюи Сарай (1666-1728) представляла другую группу конфуцианцев, которая утверждала, что от рождения существует два типа людей, которые резко различаются по своим способностям. Согласно этой теории только мужчины из правящего сословия самураев способны развивать свои способности и таланты, вовсе не желательно давать знания простым людям, так как образованный народ станет устраивать беспорядки, выступая против режима. Отсюда следовало, что детям и молодежи из простонародья следовало преподносить доступную мораль. 1 Конфуций (551-479) - китайский мыслитель, моралист, педагог. Главное в этическом учении Конфуция — принципы человечности и гуманности, лежащие в основе жизни человека и определяющие отношения между людьми в обществе и семье. Эти принципы предусматривали почитание родителей, старших по возрасту, преданность и покорность правителю. Для того, чтобы овладеть человечностью, гуманностью, уважением к старшим - человек обязан совершенствовать себя, контролировать свои поступки, избавляться от отрицательных качеств. Следует также точно знать свое место в обществе и действовать согласно занимаемому в обществе положению.
522 ', Именно в таком духе была написана книга Тогива Тайшо «Популярная книга домашнего воспитания» (1735). Это была одна из самых ранних книг, в которой термин «образование» впервые использовался в японском контексте. Истинный смысл и фактическое значение этого термина был эквивалентен термину «идеологическая обработка». С тех пор слово «образование» приобрело в Японии оттенок элитарной практики, не доступной простым людям и агрессивной по отношению к ним. На этом фоне развивалась история особых общинно индивидуальных отношений, проявляющихся в различных ячейках японского общества: семье, коммунах, местной общине, государстве и т.д. Одна из главных характеристик педагогической теории индокрина-ции состоит в том, что она способствовала идеологической обработке школьников через формальные доктрины. Что же касается Японии, то те же самые принципы внедрялись в сознание подрастающего поколения через педагогическую теорию самообучения. Через практику самообучения предполагалось оказывать непосредственное влияние на школьников в процессе учебно-воспитательной работы. Следует подчеркнуть, что уже с древних времен это было отличительной традиционной особенностью японской педагогической мысли: а именно - придавать большее значение теориям «как учиться или принципам самовоспитания», а не тем теориям, которые лежали в основе руководящих принципов или учили, как преподавать. Клановые школы стали развиваться как системы образования для обучения самурайской бюрократии. Большое число теоретических книг по методам обучения и воспитания были написаны, главным образом, последователями Конфуция. Так, книга «Методология обучения» (1783) была написана преподавателем клановой школы Эмура Хоккай. Хотя книга называлась «Методология обучения», фактически ее содержание было посвящено методам обучения. Португальский священник Л.Фриос, живший в Японии в XVI в., писал о своих наблюдениях за японской методикой обучения и воспитания: она была основана на доверительной «помощи тому, что дано природой». Это противоречило взглядам иностранца-христианина, согласно мировоззрению которого считалось, что люди могут возвыситься до Бога собственными усилиями. Относительно этой характеристики японский исследователь классических учений Еоринага писал, что педагогические идеи, призывающие управлять людьми и в культурном и в политическом смысле могут применяться только в зарубежных странах, например, там, где люди ведут себя очень шумно и вызывающе, но не в Японии. Большинство педагогических идей были своего рода переработками идеоло-
гических теорий XVIII-ХГХ вв. в теорию «как учиться». Это было особенностью традиционной японской педагогики. Эта традиция сохраняла свою ценность не только во времена Токугава, но и в более поздние периоды истории страны вплоть до наших дней. Популярные книги по воспитанию продолжали выходить одна за другой. И заметно отличались от идеологизированных. Так, Шида Эносуке (1873-1951) был основателем нового направления, в основе которого лежали детские сочинения на темы их повседневного жизненного опыта. Знаменательно, что эти сочинения были написаны на разговорном языке. Так, подготавливалась реформа образования, которая привела к современной системе. На рубеже XIX столетия появилась другая популярная педагогическая теория, названная теорией самовоспитания. Ее основные принципы существенно отличны от прежней идеологизированной теории воспитания. Сторонники этой теории несли простым людям знания о практических методах самовоспитания, и умения управлять своим телом, своими настроениями, своим интеллектом также, как они обращаются со своим личным имуществом. Навыки приобретенные таким образом рассматривались как качество личности, способствующее улучшению ее благосостояния и расширению ее жизненных горизонтов при контроле правящего сословия. В то время как идеологизированная теория воспитания была направлена на формирование таких жизненных ценностей простых людей, которые бы приносили пользу только правителю. Представителем теории самовоспитания был, например, Каибара Экикен и Мотоги Шишо, автор книги «Принципы долголетия» (1813).
Идеи и традиции народной педагогики, упомянутой выше, не были изданы в виде отдельных публикаций, но в самых различных педагогических теориях мы Находим влияние народных педагогических высказываний. Однако устная народная педагогика на протяжении всей истории страны воспитывала народный менталитет и формировала настроения, которые, в свою очередь, питали педагогические идеи выдающихся национальных педагогов в 1920-1930 гг. Номура Йошите (1896-1986) и Минейджи Митсушиге (1890-1968). В середине XIX столетия, к концу эпохи Эдо, в педагогике появились социальные прогнозисты, подобно Сато Нибуро (1769-1850). Частью его социальной программы возрождения и восстановления местных фермерских деревень, выхода из их бедственного состояния, были его программы для школы, детского сада, яслей, больниц, сиротских приютов и т.д. Идеи планирования образования во имя совершенствования общества основывались на традиционной конфуцианской теории. Сато был одним из национальных ученых, успешно развивавших тради- ции японских классических наук или нативизма1, последователем мыслителей XVIII в. Мотоори Норинага и Харата Атутсане (1776-1843). Как противоположность этому направлению в это же время в Японию стали проникать идеи западной педагогики и школьной практики. Японская педагогика и ее западные образцы впервые столкнулись друг с другом, и между ними началась острая конфронтация. Фукузава Юкичи (1835-1901) и Учимура Канзо (1861-1930) были двумя выдающимися учеными, которые пытались преодолеть этот конфликт. Хотя их взгляды и мнения не всегда совпадали с политикой последующего правительства эпохи Мейдзи, гласившей - «из Азии в Европу», их идеи в сфере образования получали постоянную поддержку среди работников образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|