Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Община, семья и школы Японии в XII—XVIII вв.




В последние годы XII столетия, когда Древнее Государство Тенно распалось, преподавание в домах молодежи перешло в ведение отдельных семейств и обучение всем предметам велось членами только этих семейств. Например, искусству китайской композиции обучали члены семейства Сигавара, искусству письма и пения японских стихов и песен обучала семья Рокио и т.д. Секреты обучения этим и другим предметам, подобно культовым секретам передавались от поколения к поколению только очень узкому кругу людей.

Несмотря на то, что традиции такого семейного воспитания не оказали большого влияния на дальнейшее развитие японского образования, оно внесло свой вклад в формирование общественного сознания о необходимости школьного образования и в подготовку преподавателей для народных школ - теракоя, где детей обучали чтению и письму.

К эпохе раннего феодализма, XII в. относятся и школы, созданные буддистскими священниками высоко в Гозанских горах Камакура и Киото. Поскольку главной идеей культуры буддизма являлась идея оказания помощи страдающим людям, только этот аспект лег в основу воспитания и обучения людей, посвятивших себя, как они говорили «восхождению на священную гору». В буддистские школы приходили обучаться представители различных социальных и возрастных групп. Они впервые получили доступ к миру письменной культуры. Ничего подобного в истории образования в Японии прежде не было. Это было началом новой эры. Дети фермеров, крепостных и торговцев, которые обычно обретали свою независимость путем обучения ремеслу могли отныне идти к собственной независимости, приобщаясь к письменной культуре и знаниям.

Дело в том, что в дополнение к традиционным китайским текстам основные учебники, которыми пользовались в буддистских храмах, были написаны Катаканой - упрощенным японским алфавитом, японскими иероглифами. Тексты учебников были понятны сельским жителям. Этот факт свидетельствует о том, что деятельность буддистских храмов в приобщении населения к грамотности была значительной. Правда на ранних стадиях эти школы были предназначены только для избранных -воинов-самураев. Школы стали популярными среди широких слоев населения к концу XIV в., когда в повседневной жизни японского народа произошли решительные изменения, в обществе начали циркулировать деньги. Выходя замуж женщина шла в семью мужа. Создавалась новая моногамная семья. Завершалась эпоха матриархата. Новая супружеская семья наслаждалась большей автономией и независимостью от общины. Создавался новый тип отношений между супругами. Дети оказывались под непосредственным наблюдением своих собственных родителей. Глава семьи, мужчина, решал, как воспитывать детей, он же решал, должны ли дети обучаться в школе. С этого времени фактически начинается история семейного воспитания, когда закладывались некоторые аспекты повседневной жизни, характерные и для современного общества.

В начале XVII столетия наступила эпоха Токугава или эпоха Эдо. Режим, установленный династией Токугава (1602-1867) имел своей целью создание и сохранение стабильного порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия - самураев и подчиненном и угнетенном положении всех остальных слоев населения. Такой режим должен был устоять как перед опасностью чужеземных завоеваний, так и перед крестьянскими восстаниями.

В это время в Японии насчитывалось 260 мелких и крупных княжеств, население страны составляло 28 миллионов человек, из которых почти 80% были заняты в сельском хозяйстве.

В условиях такой национальной закрытости единственными воротами западной науки в Японию стал крохотный остров в бухте Нагасаки, где голландские переводчики работали над переводом документов, посвященных западной науке и технологиям.

Примечательно, что бурный расцвет образования происходил в Японии именно в эти «закрытые века» — почти 300 лет, когда страна оградила себя от войн и вторжения иноземцев. В это время возникло движение против закрытых традиционных семейных и буддистских школ. В разных уголках Японии возникали новые группы людей, желающих самостоятельно изучать китаеведение. Эта традиция получила название «джуку». В 1604 г. в Токио была открыта первая такая школа Кожудо, которая просуществовала до 1869 г.

На протяжении 300 лет характер джуку постепенно изменялся, ослабели ее связи с буддизмом и буддистскими храмами. Число учебных предметов, которые здесь изучались, увеличивались за счет военного искусства, математики, и японских классических наук, западных наук, а также и китаеведения. Западные науки назывались голландскими науками. Это были главным образом военная тактика, медицина и голландский язык.

К XIX столетию, в школах джуку студенты были увлечены изучением западных наук. Они стали впоследствии играть активную роль в истории Японии. Во второй половине XIX столетия и позднее они внесли значительный вклад в энергичное движение Японии в овладении западной культурой. Так называемая политика «из Азии в Европу», предложенная Фукузава Юкичи, основавшего свою школу джуку, стала злободневной проблемой жизни. Некоторые из школ джуку позднее переросли в частные университеты, которые сохранились в современной системе образования Японии. Однако вернемся к прошлому этих школ. Общее количество школ джуку в эпоху Тогукава было примерно 1500. Их выпускники отличались своей образованностью и независимостью, т.к. свое образование они получали добровольно. Это оказалось возможным в условиях, когда появились новые социальные сословия, желавшие создавать независимые от общины семьи.

Содержание образования в школах джуку было в основном нацелено на искусство и классические науки. В них не было базовых учебных планов для вновь поступающих учеников. Однако в этих школах воспитывались такие характеры и такие качественно новые способности, ко-

торые прежде не существовали в среде японцев, но оказались востребованными в эпоху Токугава. С целью постоянного воспроизводства необходимой рабочей силы феодалы поддерживали эти школы материально, а затем стали вмешиваться в их управление, регулировать учебные планы и преподавательский состав, а также выдачу квалификационных свидетельств о полученном высшем образовании. Феодальными кланами были воины-самураи. Они стали создавать свои собственные клановые школы-ханко. Как и в школах джуку в некоторых ханш стали преподавать западные науки в дополнение к традиционным китайским дисциплинам.

В отличие от джуку, создаваемых добровольцами, клановые школы были основаны правящими властями. Первая такая школа была открыта в 1800 г. Вообще, клановые школы наиболее активно создавались на рубеже XIX столетия, и их число стало более двух сотен. Учениками и студентами были мальчики из сословия самураев от семи и до восемнадцати лет. Учебный план состоял, главным образом, из китайских наук, воинских искусств и официальной идеологии.

Целью обучения было научить студентов понимать и пересказывать содержание письменных текстов. Для достижения этой цели в преподавании использовались новые методы, - рассказ, лекция, семинары, составление сочинений и т.д., развивающие способности и учебные потребности студентов. По получении диплома выпускники этих школ занимали положение, соответствующее положению их отцов, и становились клановыми чиновниками. Некоторые школы позволяли своим ученикам занимать более высокое положение в обществе, чем их отцы. Это объясняло возросшую заинтересованность родителей в отношении развития способностей и успехов своих детей. Дальнейшее развитие этой новой тенденции способствовало формированию системы социальной подвижности благодаря уровню полученного образования. Как полагают, такая система легла в основу современного отбора трудовых ресурсов по результатам школьной успеваемости - что стало одной из характерных особенностей современной системы народного образования Японии.

Несмотря на то, что клановые школы создавались только для детей из среды самураев, они стали прототипом современной школы, созданной впоследствии в эпоху Мейдзи - эпоху безграничной централизованной власти над нацией.

Наряду со школами, основанными кланами самураев, подобные школы создавали и сами сельские жители для детей фермеров и торговых сословий. Максимального числа такие школы достигли к 1872 г., когда складывалась новая школьная система по французскому и амери-

канскому образцам. В условиях эпохи Токугава складывалась так же и система образования взрослых. Им преподавали, главным образом, предметы гуманитарного цикла, основанные на популярных моральных принципах, изложенные на языке, доступном людям низших кастовых сословий, принадлежащих к торговому классу.

В то время как складывались новые типы массовых школ джуку в клановые школы, буддистские школы, традиционная начальная школа с собственной историей, восходящей к средним векам, также адаптировалась к условиям и требованиям эпохи Токугава. Буддистские храмы и их священники престали патронировать начальные школы. Грамотные преподаватели, мужчины и женщины, из различных классовых сословий: фермеров, торговцев, а часто безработных самураев заняли их места. Школы размещались уже не в горах, а у их подножья, в городах. Классические учебники прежних времен теперь были заменены учебниками по чтению, письму, арифметике. Школа была платной, назвалась теракойя. Согласно статистике таких школ было около 15 000. Так, в 1867 г. эти школы посещали более половины мальчиков школьного возраста и около 20% девочек. Детское население в возрасте от 2 года до 14 лет в 1867 г. было более 10 миллионов, и уровень грамотности всего населения к 1877 г. достигал 36% (данные по префектуре Шига). Однако сохранились данные, согласно которым уровень грамотности в других префектурах, включая женское население, достигал 75%. Устная языковая культура различных регионов, например, севера, юга, востока и запада Японии заметно различалась, также, как речь представителей разных сословий — крестьян, самураев и т.д. Соответственно различались и типы школ. Однако в целом система воспитания и образования, основанная на единой письменной культуре народа, объединила нацию.

Вторая половина XIX столетия в Японии была отмечена важнейшими историческими событиями: противоречия феодального периода привели к свержению власти феодального дома Токугава и восстановлению власти императора. К власти пришло буржуазно-дворянское правительство во главе с императором, вставшее на путь проведения буржуазных социально-экономических преобразований при сохранении многочисленных феодальных пережитков. Эту эпоху, которая длилась до второй мировой войны, называют эпохой обновления, реставрации Мейдзи.

Необходимо отметить, что теракойя и начальная школа во времена Мейдзи стали совершенно различными учреждениями. Когда правительство Мейдзи в конце XIX века стало вводить систему начальной школы по образцу западных стран, школы теракойя сохранялись во

многих областях. К 1875 г., когда детское население увеличилось по сравнению с 1867 г., число новых начальных школ возросло до 26 000. Все теракойя были преобразованы в начальные школы. В отличие от теракойя в начальной школе преподавалось искусство чтения и осмысления текста учебника. Дети обучались излагать письменно о своей сельской жизни о городской общине и о своей семье.

По мере совершенствования школ теракойя родители, живущие в деревнях и городах, стали думать относительно того, должны ли они посылать своих детей в традиционную школу, либо в школу нового типа. Решения родителей зависели от многих факторов: от положения семьи и ее сословия, взаимоотношений между общиной и семьей, степенью вмешательства общественности в личную жизнь людей и т.д.

Возникновение новых, более совершенных супружеских отношений в семье рождало новые формы обучения и воспитания. Каждое сословие имело свои семейные школы, свои учебные планы для каждого возраста. Системы детского воспитания в среде аристократов были известны, например, в древнем государстве Тенно, они восприняли и следовали принципам народного воспитания детей. Их происхождение относится к VII столетию и прослеживается в разных письменных документах. Существовала и система, отвечающая интересам фермеров и торговцев, приспособленная к их жизненной философии. Принципы и практика этих семейных школ, сформировавшиеся в деревнях и городах, нередко приходили в противоречие со сложившимся традиционным воспитанием детей в общинах. Действительно, старая система находилась под контролем общины, в то время как складывающаяся новая — отражала интересы семьи, которая стремилась быть свободной от контроля общины. Они по существу, противостояли друг другу. История воспитания и обучения в деревнях и городах с появлением теракойя - стало историей возрастающей напряженности между общиной и семьей. В условиях современности, когда школы ориентированы на политику «из Азии в Европу», система старых школ стала рассматриваться как ненужная и старомодная на фоне западной педагогики. Однако некоторые справедливо полагают, что принципы народной педагогики как наследие народной педагогической мудрости сохранились до наших дней и имели не меньшую силу, чем принципы, проповедуемые педагогами, следующими идеям западной ориентации в воспитании молодого поколения.

Одна из популярных фраз, часто используемых людьми того времени гласила: «Лидерами не рождаются - ими становятся!». Народная педагогика развивалась в среде фермеров, торговцев, ремесленников, а также самураев. Настала эра «образования на массовом уровне».

Системы воспитания молодого поколения, развернутые в городских и деревенских общинах, а так же в теракойя были, в основном, связаны с повседневной жизнью простых людей. Эти системы развивались самостоятельно без какого-либо вмешательства извне. Для правителей эпохи Эдо физическое и умственное здоровье народа не представляло особого интереса до того момента, как наступало время собирать налог. Однако такое положение дел закончилось к началу XVIII столетия. К этому времени начали выявляться внутренние противоречия режима: хронический финансовый дефицит многих кланов, деморализация феодальной этики среди всех слоев населения, участившиеся восстания крестьян, социальные волнения в других слоях общества, падение рождаемости и т.д. В этот период была проведена общенациональная перепись фермеров, которая со времен древнего государства никогда не проводилась прежними властями. После переписи были предприняты такие меры, как, усиления контроля над семейными клановыми школами, общинными школами, унификация учебников, используемых преподавателями в школах теракойя и т.д. Была усилена репрессивная политика против еретических направлений в обучении, которые пытались противостоять официальной идеологии. Следует отметить, что школьная политика эпохи Токугава в условиях следующей эпохи Мейдзи приобретала более крупномасштабные, организованные и централизованные формы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...