Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль школы и семьи в модернизации Японии




В эпоху Мейдзи (XIX в.)

В XIX в. европейские страны - Россия, Великобритания,Франция а таюке США стали проводить политику интервенции стран Азии. Они стали стучаться в двери Японии, которая стремилась сохранять политику национальной закрытости. В условиях неизбежных контактов с этими странами японцы обнаружили огромное различие между своей страной и этими странами. Оно было особенно очевидным в военной мощи этих стран, которая опиралась на индустриальное развитие.

Государство Мейдзи родилось в борьбе с более развитыми государствами в середине XIX столетия, когда Великобритания, Франция, Россия, Америка и другие страны пытались силой заставить Японию открыть для них свои рынки. Основатели современной нации, символизирующие интеграцию страны, опирались на Императорский дом - Тенно, который со временем стал терять свое могущество. Именно это помогло современной нации не превратиться в одну из колоний сильных в то время западных государств. Однако существовавшие взаимоотношения между религией и государством сохраняли полуфеодальные, деспотические отношения в стране. Тем не менее государство Мейдзи значительно продвинулось в политике модернизации общества, постепенной отмене феодальных сословий, продолжении индустриальной революции, формировании армии, завоевании колоний и создании системы народ-

1 Нативизм (от naT.nativis - врожденный) - находящийся в природном состоянии, не измененный, не модифицированный, сохранивший структуру, присущую ему изначально.

ного образования. Таким образом, несмотря на то, что концентрация прав человека все еще не была сформирована, капитализм и гражданское общество пришли на смену феодализму. В Японии, как и в других странах, история народного образования связана с развитием капитализма и гражданского общества. Кроме того, многие проблемы образования сегодняшней Японии связаны с проблемами того времени. В этом смысле рождение государства Мейдзи можно рассматривать как целую эпоху в истории японского народа.

Ко времени создания правительства Мейдзи количество деревень по всей стране было до 60 000, а городов - только 600, при общем населении страны 32 млн. человек в 1846 году и до 40 млн. - в 1893 г.

В течение почти 250 лет в условиях режима Токугава Япония прозябала в праздности. Страна потеряла способность реагировать на новую ситуацию. Союзнические силы вместе с местными феодальными кланами юго-западной Японии в 1868 г. свергли этот режим и установили правительство Мейдзи. Основная цель этого правительства заключалась не только в экономическом развитии и в усилении военной мощи страны, но также и в обеспечении роста образованных трудовых ресурсов. Со всей остротой перед нацией встала потребность выработать объединяющую всех идею. Такой идеей стало образование всего народа. Правительство Мейдзи намеревалось использовать школьное образование во всей его полноте для достижения этих целей.

В 1871 г. было создано Министерство просвещения, и на следующий год был принят Фундаментальный Кодекс образования. При подготовке этого Кодекса внимательно изучалась западная система школьного образования не только по документам, но и по наблюдениям. В том же году была построена первая железная дорога, японцы стали пользоваться солнечным календарем. Целью этих и иных нововведений было стремление использовать достижения западной культуры в целях модернизации Японии.

В преамбуле Кодекса, который, безусловно, является важнейшим документом в истории педагогики Японии, была изложена новая школьная политика правительства. Исторически сложившаяся традиция приверженности к китайскому языку и наукам, которые считались престижными для избранных, была абсолютно бессмысленна для простых людей. Отныне объявлялись полезными знания, которые понадобятся простым людям в условиях нового времени. «Язык, письмо и арифметика, -говорилось здесь, - необходимы всем в первую очередь, так как эти знания ежедневно требуются в военных и государственных делах, в сельском хозяйстве, в торговле, в искусствах, в юриспруденции, в политике,

в астрономии и медицине; короче говоря, не найдется ни одной области человеческой деятельности, которая не основывалась бы на этих знаниях». Поэтому, говорилось здесь далее, во вновь создаваемых массовых школах для народа надо учиться для того, чтобы иметь «ключ к своему собственному жизненному успеху».

В Кодексе объявлялось о намерении правительства распространить образование, говорилось о том, что право на образование должно быть доступно для всех без исключений. «В будущем не должно быть ни одной общины с неграмотными семьями, ни одной семьи с неграмотными членами». Подчеркивалась ответственность родителей за образование своих детей: «Каждый родитель и опекун должен воспитать своих детей, дать им возможность получить образование, посещать школу».

Хотелось бы подчеркнуть, что начиная с этого времени образование, подобно воинской службе, рассматривалось как долг каждого гражданина Японии, причем долг и по отношению к себе и по отношению к своим детям.

Кодекс состоял из 213 разделов, в которых были четко обозначены цели и задачи для начальной школы, общеобразовательной средней школы, университета, некоторых типов профессиональных школ, а также правил обучения за границей.

Согласно Кодексу страна была поделена на восемь университетских территорий. Каждая из них делилась на 32 района со средними школами, и в каждом из этих районов должно было быть по 210 микрорайонов с начальной школой. В итоге следовало построить 256 средних и 54 760 начальных школ.

В офисе каждого университета существовал школьный отдел, руководители которого контролировали школьные дела, следили за тем, чтобы все дети ходили в школу.

Начальная восьмилетняя школа состояла из двух частей, младшей и старшей, в которых обучались по четыре года. Ученики должны были сдавать экзамены при переходе из класса в класс.

Таковы некоторые характеристики оригинала Кодекса, которых не было в более поздних изданиях. Таким образом, на смену школьной системе эпохи феодализма - отдельно для элиты и отдельно для простонародья - создавалась единая система школьного образования для всей нации.

Новая административная система школьных районов была создана по подобию системы, введенной Наполеоном во Франции. Содержание и методы обучения были заимствованы у американцев. Понятно поэто-

му, что этот документ был далек от фактической ситуации в стране. Не были подготовлены условия к его выполнению.

Достаточно сказать, что не были подготовлены необходимые учебники. Даже наиболее популярный учебник японского языка был переводом с американского учебника.

Содержание образования в целом в этот период было далеко от повседневной жизни простых людей, однако, нельзя не видеть настойчивого стремления национальных лидеров дать образование всей нации, повысить уровень национального сознания и как можно быстрее обеспечить грамотность и просвещение народа. В целях реализации этой благородной цели по всей стране были созданы 25 459 начальных школ. Эта цифра говорит о многом: хотя это только половина от намеченных тогда планом, однако, это число сохранилось и в наши дни. Таков был размах грандиозного по своим масштабам строительства начальных школ по всей стране. Понятно, что возведение школ легло тяжелым бременем на экономику страны, поскольку правительство могло финансировать лишь незначительную их часть. В каждом районе Японии, люди сами изыскивали деньги на постройку школ. И с этой задачей народ справился. Это означало, что многие местные лидеры поддержали национальную политику модернизации страны. Хотя большинство начальных школ были такими же небольшими, как теракоя, но большое число людей, обучавшихся здесь, могли знакомиться с западной культурой.

Понятно так же и то, что простым людям было нелегко принять чуждую им цивилизацию и познать ценности просвещения. Нелегко было и властям, которые создавали новую политику в сфере образования и внедряли новую цивилизацию. В то время как правительство стремилось к тому, чтобы школа обучала талантливых детей, которые смогут постичь западные науки — народные массы требовали, чтобы школа научила их детей чтению, письму и счету, которые требуются для их повседневной жизни и деятельности. Родители сопротивлялись обучению в школе своих детей не только из-за экономического бремени - платы за обучение, из-за того, что они теряли рабочую силу, но еще и потому, что существовал огромный разрыв между содержанием образования и их привычной повседневной жизнью и традициями.

Несмотря на то, что властям приходилось иногда заставлять школьников посещать школу, прибегая к помощи полицейских, даже это не всегда срабатывало. Вначале число поступивших в начальную школу составляло 40%, число девочек, посещающих школу, было менее одной трети. Различие между районами также было значительным. Были и та-

кие случаи, когда здания школ разрушались населением, протестующим против новой школьной политики. Дело в том, что в сельских общинах продолжала успешно действовать традиционная и привычная система обучения и воспитания. Решительная политика нового правительства, намеревающегося быстрыми темпами модернизировать общество при помощи школьного образования, наталкивалась на стену протеста со стороны простых людей. Существовала огромная пропасть между школой, которая была символом новой политики и просвещения, и жизнью простых людей. Со временем Кодекс был заменен на новый образовательный закон. В соответствии с этим законом правительство перекладывало управление школой на плечй общины. Тем самым был достигнут своего рода компромисс с традиционным стилем обучения в общинах. Это было также отражением реакции правительства на все возрастающую активность массового движения «За свободу и народные права».

В 1889 г. Имперская японская конституция, написанная под влиянием модели прусской монархии, провозглашала: Тенно, император, является высшей политической властью, и его верховная власть неприкосновенна. В следующем году был провозглашен Имперский Рескрипт по Образованию. Это событие имело огромное историческое значение, подтверждая принципы, оказывающие идеологическую поддержку императорскому правлению.

Рескрипт утверждал, что предки Тенно основали Японию и определили ее могущество и достоинство. Это означало, что Тенно объявлял о своей абсолютной власти не только в политике, но также и в этике и в морали.

При составлении проекта этого документа, национальные лидеры обратились за помощью к религии в ее влиянии на формирование мировоззрения нации. Примером для них служила власть христианской морали в Европе. Чтобы использовать подобную силу религии в Японии и была создана идеология Тенно. С этого времени император был объявлен божеством, а синтоизм стал государственной религией.

В упомянутом Рескрипте Тенно и была сформулирована та самая единая идея, которая должна была объединить японцев. Такой идеей стала верность и сыновья благодарность императору.

Эти два качества личности - верность и сыновья благодарность -были основой конфуцианства. Верность была обращена к руководителю, а благодарность к родителям и детям. Оба достоинства, однако, не всегда находились в гармонии. Даже в феодальные времена ни один самурай разрывался между ними.

Когда он хотел быть верным вождю, он должен был жертвовать любовью к родителям. И, наоборот, когда он хотел быть любящим сыном — ему приходилось поступаться верностью сюзерену. В Рескрипте, эти качества личности оценивались равноценно, хотя было совершенно очевидно, что верность императору была превыше всего. Это была идеология «государственной семьи», то есть все люди считались членами одной семьи, во главе которой стоял Тенно, и каждая семья была подчинена государству.

Школьное образование было целиком подчинено пропаганде этой ■идеологии, особенно в начальной школе. Учеников учили уважать императора всегда, не только во время внеклассных мероприятий, но также на уроках японского языка, истории и т.д. На традиционных школьных церемониях, посвященных поступлению и окончанию школы, а также традиционных каникулярных церемониях учителя с чувством глубокого уважения читали Рескрипт в торжественной тишине, и все присутствующие вежливо кланялись портрету императора.

Естественно, что школы занимались не только пропагандой Тенно. Содержание образования также стало существенно отличаться от времен, когда выполнялся Кодекс и было связано с повседневной жизнью народа. Срок обучения в начальной школе, был сокращен до четырех лет. Предусматривались новые подходы для развития учащихся не только средствами содержания образования, но и методами обучения.

Целью начального образования было обучение целых групп, а не отдельных учащихся. Класс являлся основной ячейкой для группы. Класс, который состоял из одного преподавателя и дюжины учеников, был основной единицей не только для обучения, но для тренировок и дисциплины. Эмоциональные взаимоотношения между классным преподавателем и его учениками были сугубо формальными, и это была главная характеристика начальных школ Японии. Эти школы пустили глубокие корни в общинах и были похожи на старые образовательные структуры.

В 1900 г. плата за обязательное образование (четыре года в начальной школе) была отменена, и обязательное посещение школы было ужесточено. Таким образом, число детей посещающих начальную школу, возросло до 90%, и число девочек, посещающих школу, стало равным числу мальчиков. Поскольку большинство детей посещали школу, школа становилась важнейшей частью жизни общины.

Преподаватели делали все, чтобы приблизиться к жизни общины; в этих целях составлялись табели отметок учащихся, вместе с семьей проводились школьные мероприятия, такие, как спортивные состязания,

выставки школьных рисунков, устраивались развлечения для общины, организовывали ассоциацию родителей, а также ассоциацию окончивших школу дипломированных специалистов и т.д. Вся эта деятельность имела своей целью сделать школу открытой и близкой общине.

Отношение народа к школе изменилось. По мере экономического развития страны люди постепенно поняли значимость школы как одного из важнейших путей достижения жизненного успеха. Если прежде школы испытывали трудности, не могли определить свое собственное место в общине, а община протестовала и бунтовала, то теперь, тот же самый народ хотел иметь не только начальную школу в своей общине, но даже и среднюю школу.

Старые дома молодежи были реорганизованы в молодежные клубы, которые всячески поддерживали школьное образование и семейное воспитание. Воспитанию детей в семье, как и прежде, придавалось огромное значение. Делалось все, чтобы между школой и семьей не было противоречий. Школа сотрудничала с каждой семьей, издавала различные рекомендации и инструкции о школьной и семейной жизни ребенка. Без такой связи школа не могла бы добиться успеха. Большинство семейств охотно шло на связь со школой и всегда обращалось к ней за помощью.

В 1907 г. обязательное образование было увеличено до шести лет.

Новое правительство проявляло такой же большой интерес к высшему образованию, как и к начальному. Начальное образование служило объединению людей, народной интеграции, а высшее образование было необходимо для обучения и воспитания трудовых ресурсов для модернизации страны. В то время как, начальное образование так же, как народное обучение, было нацелено на пропаганду чувства верности Тенно Имперским Рескриптом, академическая свобода давалась только в университете и была доступна немногим людям.

В 1877 г. был открыт Университет в Токио как первое японское учреждение. Это было первое высшее учебное заведение страны, обязанное своим происхождением древнему феодальному роду Бакуфу. В 1886 г. оно стало Имперским Университетом. Уже само это название было гарантом успешной чиновничьей карьеры его выпускников. Здесь получали образование должностные лица и технические специалисты для государственных учреждений. В 1897 г. второй Императорский университет был открыт в Киото.

Создавались и несанкционированные частные университеты, их статус был ниже государственных. Но уже в начале XX столетия в 1918 г. они были разрешены, когда спрос на высшее академическое образование возрос в связи с индустриализацией Японии.

Роль школы и семьи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...