Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика стадий психосоциального развития Эриксона в сравнении со стадиями психосексуального развития Фрейда




Возраст Стадии психосек­суального разви­тия Фрейда Стадии психосоци­ального развития Эриксона Общая характеристика стадии
От 0 до 1 года Оральная Базисное доверие против недоверия Младенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности. В случае отсутствия заботы и непоследовательного отношения возникает недоверие к миру
От 1 до 3 лет Анальная Автономность про­тив стыда и сомне­ний Ребенок приобретает навыки самообслуживания и стремится действовать независимо от родителей. При сдерживании его самостоятельности возникает неуве­ренность в себе и чувство стыда
От 3 до 6 лет Фаллическая Инициативность против чувства вины На основе автономности ребенок инициирует са-мостоятельные формы активности: игру, общение со сверстниками и пр. Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициативу ребенка. Дети устанавливают баланс между своей инициативой и требованиями родителей
От 7 до 11 лет Латентная Трудолюбие против неполноценности Дети овладевают разными навыками, в частно­сти учебными и социальными. В случае постоянно­го неуспеха возникает чувство своей неполноцен­ности, которое сдерживает активность ребенка

 

 

Задача раннего возраста — преодоление чувства стыда и со­мнения в своих возможностях и формирование чувства независи­мости и автономности. Эта стадия начинается, когда ребенок научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появ­ление чувства стыда связано с возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект выставлен на всеобщее обозрение. Неодобрение взрослыми его поступков, особенно тех, которые доставляют удовольствие, формирует стыд за свои ошибки. Борьба чувства независимости против стыда и сомне­ний порождает соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем, свободой самовыражения и ее ограниче­нием.

Задача дошкольного возраста — развитие инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответствен­ности. В этот период ребенок жадно и активно познает окру­жающий мир — в игре, в общении со сверстниками, в действи­ях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необходимым аспектом любого действия. Однако излишне активное и агрессивное поведение ребенка не­избежно ведет к ограничению инициативы и появлению чувства вины и тревожности. Так, по Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения — совесть и ответственность за свои поступки.

Как можно видеть, в периодизации Эриксона каждый пери­од является фундаментом для следующего и определяет даль­нейшее развитие. Так, например, дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего вырастут пас­сивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого, дети с нормально развитой авто­номией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.

Теория привязанности

Одним из наиболее популярных в настоящее время направ­лений психоанализа в западной психологии является теория привязанности, основателями которой стали американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт. В этой теории, как и в психоанализе, центральное место занимают первые от­ношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отно­шений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития.

Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери определяется не тем, что мать является источником физического удовольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точ­ки зрения Дж. Боулби, мать и у животных, и у человека выпол­няет прежде всего роль защитницы потомства от неблагоприят­ных воздействий среды. В процессе эволюции вырабатывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» ко­торого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях потенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эволюционно-этологическим.

Следует заметить, что большинство исследований, подтвер­ждающих эту точку зрения, проводились на животных.

Так, важным доказательством инстинктивного стремле­ния младенца к защите матерью считаются опыты X. Хар-лоу с детенышами макак-резусов. В этих опытах обезь­янкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам: одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая - теплой и пушистой (сделанной из меха), но не дающей никакой пищи. Оказалось, что ма­ленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (осо­бенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей. Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления для формирования привязан­ности детенышей к маме и доказывают решающее значе­ние физического комфорта от соприкосновения с мягким теплым телом.

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эво-люционно-генетическое происхождение, само качество при­вязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений с матерью. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, заботливость, чув­ствительность к потребностям и интересам ребенка, у него фор­мируется надежная привязанность, которая дает чувство безо­пасности. Если же мать недостаточно внимательна и заботлива к малышу, слишком холодна и чересчур строга, у него возни­кает «ненадежная» привязанность и связанное с ней чувство собственной незащищенности и уязвимости. В том случае, когда поведение матери непоследовательно и непредсказуе­мо, привязанность приобретает тревожно-амбивалентный ха­рактер.

Качество привязанности можно выявить с помощью спе­циального теста, разработанного М. Эйнсворт и получившего название «Незнакомая ситуация». Этот тест включает ряд раз­личных ситуаций, в которых варьируется присутствие или от­сутствие матери и незнакомого взрослого в новой для малы­ша ситуации с незнакомой игрушкой. Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на появ­ление и уход матери, его познавательная активность в новой обстановке. Для детей с надежной привязанностью характер­ны активная исследовательская деятельность в новой обста­новке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при по­явлении матери.

Привязанность как мотивационно-поведенческая система складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту в психике ребенка складывается важнейшее образование, которое Боулби назвал " внутренняя рабочая мо­дель». Она представляет собой неразрывную и взаимообуслов­ленную связь себя и другого. Ребенок воспринимает себя че­рез отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привя­занности ребенок воспринимает себя как любимого, достой­ного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, защиты и уважения. Если его привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергну­тому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его при­вязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).

Привязанность включает две противоположные тенденции:

1) стремление к познанию внешнего мира, к риску, опасности;

2) стремление к защите и безопасности.

Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый неиз­вестный мир, вторая, напротив, возвращает к ней. Эти две тен­денции неразрывно связаны и взаимообусловлены: чем надеж­нее и безопаснее привязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зави­сит дальнейшее развитие всех познавательных и коммуникатив­ных способностей ребенка.

В последнее время в американской и европейской психо­логии появляется все больше исследований, в которых пока­зывается и доказывается решающее влияние качества привя­занности ребенка к матери, возникшее в раннем детстве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в шко­ле, решение социальных и познавательных проблем, отно­шения с ровесниками, успешность адаптации к социальной среде и пр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...