Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние общения со взрослым на развитие младенца




Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изу­чения психологов психоаналитического направления, которые

внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др.).

Жизненная важность этих связей стала очевидной в пе­риод Второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими ма­терями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка. Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то стран­ной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием станови­лось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом взгляд ребенка был бессмысленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года. Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефи­цитом общения со взрослым. Ребенку недостаточно удо­влетворять свои органические потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого - видеть его улыбку, слышать его голос, чув­ствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей.

Болезнь, возникающую у маленьких детей при дефи­ците общения, назвали госпитализмом. Наиболее тя­желые формы госпитализма сопровождаются «анаклити-ческой депрессией», симптомы которой были описаны выше.

Психологи психоаналитического направления впервые обра­тили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрос­лым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажа­ется. Они показали, что общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и является совер­шенно необходимым условием его физического выживания и пси­хического развития. Однако само общение в рамках этого на­правления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидонозных тенденций. Младенец воспри­нимался как чисто природное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социализируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный ком­форт и удовлетворение всех его потребностей.

В отличие от этого, в культурно-исторической концепции младенец рассматривается как «максимально социальное суще­ство», живущее в совершенно уникальной социальной ситуа­ции развития.

Итак, младенец изначально живет в непосредственной общ­ности со взрослым. Но это отнюдь не значит, что он является пассивным приемником внешних воздействий, исходящих от взрослого. Младенец с самого начала вполне активно реагирует на мир и окружающих взрослых.

Многочисленные исследования взаимодействия матери и ре­бенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен не просто пассивно подчиняться матери, но и активно регулировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на опреде­ленный предмет, управлять ее действиями. Во взаимодействии матери и младенца наблюдается удивительная согласованность и взаимность. Множество исследований свидетельствуют о вза­имозависимости между взглядами, вокализациями и мимикой матери и ребенка. Так, например, в исследовании Х. Р. Шаф-фер мать и ребенок помещались в светлую комнату со множе­ством ярких игрушек. По ходу эксперимента в их поведении выявилось большое сходство. Мать и ребенок имели явную тен­денцию смотреть на один и тот же предмет, причем определял направление взгляда сам ребенок, а мать подстраивалась под его действия.

К. Гарвей изучала стереотипные игры взрослого и младен­ца первых месяцев жизни и обнаружила, что младенец высту­пает в них как активный партнер, управляя поведением взрос­лого с помощью взгляда. Младенец то смотрит на взрослого, то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на него, как бы по­буждая посмотреть в нужную ему сторону.

Опыты В. Кондон и Л. Солдер обнаружили способность но­ворожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи взрослых. Причем синхронизация движений мла­денца возникала только в ответ на звуки осмысленной речи. Ни бессмысленный набор слогов, ни чистый тон или музыкальная фраза не вызывали аналогичных движений младенца. Такие не­произвольные движения, синхронные звукам речи, автор на­звал «неуловимым балетом».

Еще один художественный образ, характеризующий гармо­нию взаимодействия матери и младенца, связан с образом валь­са. Именно с вальсом сравнивал В. Штерн ритмичное взаим­ное приближение и отдаление матери и младенца при их взаимодействии. В основе этого взаимодействия лежит обмен обращениями и чередование ролей: мать и младенец попере­менно используют мимику, взгляд и вокализации, ритмично включая свою активность и останавливая ее при обращениях партнера.

Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ре­бенка составляют важнейший факт психологии младенчества. Этот факт говорит о том, что не только ребенок «приспосаблива­ется» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей на­строенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

Микропериоды младенческого возраста

Чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами проис­ходит его психическое развитие. Поэтому первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. За первые 12 месяцев младенец проходит поистине громадный путь в своем развитии. В 2—3 месяца он восприни­мает окружающий мир и близких взрослых совсем иначе, чем в 10—12 месяцев. Столь быстрые качественные изменения в от­ношении ребенка к миру и в характере его деятельности по­буждают к выделению определенных этапов развития внутри первого года жизни.

М. И. Лисина, опираясь на исследования психики младен­ца, выделяла три микропериода младенческого возраста, каждый из которых характеризуется своеобразной социальной ситуацией развития, типом ведущей деятельности ребенка и главным ново­образованием данного периода.

Первый период — новорожденность — занимает первый месяц жизни ребенка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Бла­годаря личностному, субъектному отношению взрослого и его

индивидуальной обращенности к младенцу в конце первого ме­сяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращенная к нему улыбка.

Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной и ведущей деятельностью младенца является непосред­ственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие лич­ности и всех психических процессов ребенка. В конце этого пе­риода возникают первые активные действия ребенка, направ­ленные на предмет.

Третий период занимает вторую половину первого года жиз­ни. В этом возрасте у ребенка формируется и выходит на поло­жение ведущей манипулятивная деятельность с предметами. Главной для ребенка становится ситуативно-деловая форма об­щения со взрослым.

Более подробному рассмотрению этих периодов и важней­шим линиям развития на первом году жизни посвящены следу­ющие главы.

ИТОГИ

Младенца можно рассматривать как максимально со­циальное существо, поскольку с момента рождения его жизнь включена в общее бытие с другими людьми. Все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Психологическое отделение от взрослого происходит в более поздние периоды. На первом году психическая жизнь ребенка происходит во взаимодействии со взрослыми. Последова­телями психоаналитического направления было обнаруже­но явление госпитализма, которое заключается в резком отставании и деформации психического развития ребенка при дефиците общения со взрослым.

Младенец - не пассивное существо, реагирующее на вне­шние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и активно влияет на ее поведение сам и способен к полно­ценному диалогу. Эта способность активно воздействовать на близких взрослых и составляет основу активности мла­денца.

Младенческий возраст не является однородным перио­дом. Внутри него выделяются три качественно своеобразных

периода психического развития ребенка: новорожденность, первая и вторая половины первого года жизни.

Вопросы

1. Почему младенца можно рассматривать как максималь­но социальное существо?

2. Какими фактами можно доказать психическую общность младенца и взрослого?

3. Что такое госпитализм и каковы основные симптомы и причины этого явления?

4. В чем заключается активность младенца?

5. Какие основные этапы психического развития ребенка выделяются на первом году жизни?

Глава 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПЕРИОДА

НОВОРОЖДЕННОСТИ

Кризис рождения

В настоящее время происходят горячие дискуссии по пово­ду психической жизни ребенка в утробе матери. Некоторые вра­чи и психологи приписывают еще не родившемуся ребенку впол­не сознательные человеческие переживания. Появилось даже специальное направление — пренатальная педагогика, задача ко­торой состоит в организации наиболее полезных для внутриут­робного психического развития внешних воздействий. К этим воздействиям относится преимущественно музыка. Предполага­ется, что прослушивание хорошей классической музыки в живо­те у мамы будет способствовать интенсивному и эффективному развитию психики младенца. Сейчас трудно говорить о право­мерности этих предположений, поскольку никаких четких на­учных подтверждений (впрочем, как и опровержений) эти пред­положения не получили. И хотя говорить о сознательных эстетических переживаниях эмбриона трудно, элементарная чув­ствительность у еще не родившегося ребенка, несомненно, есть. Он чувствителен к вестибулярным раздражителям при движе­ниях матери, которые как бы укачивают его, он замирает и пе­рестает двигаться, а в состоянии покоя возобновляет движения ручками и ножками. У него есть элементарная зрительная чув­ствительность. Слуховой аппарат ребенка также функционирует задолго до того, как он появляется на свет. Еще в утробе он слы­шит все звуки материнского голоса, улавливает биение сердца

матери, реагирует на звуки, приходящие извне. Но вся эта доста­точно богатая чувствительность как бы преломляется через тело матери. Внутри материнского лона малыш надежно защищен от всех резких и сильных воздействий внешнего мира. Эти воздей­ствия приходят к нему смягченными, как бы «укрощенными», прошедшими через мягкий экран материнского живота.

И вот, в один момент все резко меняется. Фактически мгно­венно, без всякого перехода, привычный и безопасный мир ру­шится, выталкивает его, и бурный поток сильных, острых и не­знакомых ощущений обрушивается на ребенка. Вот как драматично описывает момент рождения Е. В. Субботский:

«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбун­товалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стре­мясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой... Страда­ние и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его...

«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кри­чащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, - разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» - и в то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»... Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз голо­вой, заполнить пространство едким дымом, а затем осле­пить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Та­кое и в страшном сне не приснится», - скажете вы. И тем не менее не то же ли испытывает ребенок, впервые уви­девший свет?»

Конечно, в этом художественном описании страдания но­ворожденного чересчур драматизированы и психологизирова­ны. Но доля правды в нем есть. Рождение — это всегда резкий переход к новому. Этот момент и весь следующий за ним период новорожденности являются кризисным, переходным периодом.

При переходе к внеутробному существованию коренным об­разом меняются не только условия жизни, но и само физиологи­ческое существование малыша. До рождения ребенок и мать сли­ты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холо­да. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противо­речий, и самое первое из них — первый вдох.

Во внутриутробный период функции легких выполняет пла­цента — особая ткань, с которой тело эмбриона (фоэтуса) со­единено пуповиной. Кровь обогащается кислородом в плацен­те, но не входит в контакт с воздухом: это делают легкие матери. Мать дышит за ребенка. В момент рождения ребенку грозит большая опасность — гипоксия (недостаток кислорода). Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к ней. Малей­ший недостаток кислорода — и жизнь под угрозой. Но природа предусмотрела специальное устройство, чтобы избежать гипок­сии. Малыш, рождаясь, получает кислород сразу по двум ка­налам — через пуповину и легкие. После рождения пуповина продолжает «работать» в течение 4—5 минут. Перерезать пупо­вину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца. В первые минуты кровеносная система младенца го­товится к тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабженный кислородом через пуповину, он начинает дышать. Конечно, первый вздох — это всегда «ожог». Но после первого крика дыхание обычно устанавливается, становится чаще, сво­боднее, глубже. Постепенно пуповина перестает пульсировать, она отслужила свое, теперь ее можно отрезать.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но фи­зиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травми­рующей, совершенно необходимо присутствие и внимание ма­тери с первых минут жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца — все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким рез­ким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры. Между тем, в отечественных роддомах новорожденный обычно отделяется от матери. Это объясняется чисто физиологически­ми причинами: матери нужен отдых после родов, молоко еще

«не пришло», ребенок еще слаб и сам сосать не может, его луч­ше искусственно подкармливать, защищать от инфекций и лиш­них впечатлений. Но помимо этих физиологических причин есть еще органическая и психологическая связь матери и младенца, которую нельзя прерывать в этот самый критический период их совместной жизни. В последнее время многие родильные дома в нашей стране и за рубежом не разлучают младенца с матерью и с первых мгновений своей жизни малыша встречают мягкие, нежные руки, знакомый голос,' тепло родного тела. Здесь, на животе и на руках матери все «пригнано» к ребенку, все «ждет» его, именно здесь его место в этом мире.

Врожденные рефлексы новорожденного

Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинк­тивные формы поведения. Поэтому ответ на вопрос «что дает ре­бенку природа?» можно получить, исследуя именно этот возраст

Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т. е. автоматических, не­произвольных ответов на определенные внешние раздражите­ли. И хотя его нервная система еще далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям.

Среди врожденных рефлексов новорожденного есть такие, которые совершенно необходимы для его физического выжи­вания во внешнем мире. Это физиологические рефлексы.

Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспе­чивающие дыхание и кровообращение. К этой же группе отно­сятся так называемые защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий. Так, сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдерги­вание ручки или ножки ребенка; резкое увеличение яркости све­та вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс); в ответ на мелькание света или дуновение воздуха малыш прищуривает или закрывает глаза (мигательный рефлекс). Эти рефлексы совер­шенно необходимы для выживания и сохраняются на протяже­нии всей жизни человека.

Важнейшим жизненно важным рефлексом новорожденного является сосательный рефлекс. Если коснуться каким-либо пред-

метом (например, пальцем) рта младенца, он сразу начинает его сосать. А если коснуться щеки младенца, он сразу повернет голо­ву в сторону раздражителя и с открытым ротиком будет искать. Это включается поисковый рефлекс. Данные рефлексы обеспе­чивают ребенку готовность к новому типу питания.

Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение. Среди них есть и такие, которые никакой роли в жизни ребенка не играют. Наи­более ярким примером этого может служить так называемый рефлекс Робинзона (или цеплятельный рефлекс). Прикосновение к ладони младенца вызывает удивительно сильную для ново­рожденного реакцию схватывания. Например, если прикоснуть­ся пальцами к его ладошкам, он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за ваши пальцы, как обезьянка. К ним же относится переступательный рефлекс — если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто «ходит». К столь же бесполезным для жизни новорожденного рефлексам относится рефлекс ползания (прикосновение к подошвам ног вызывает рефлекторное отталкивание); рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро — если младенцу угрожает падение, или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то). В последнее время обнаружен плавательный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удерживаться на воде.

Все это так называемые атавистические рефлексы. Они пред­ставляют собой наследство, полученное ребенком от животных предков. На их основе ничего человеческого не развивается. Ха­рактерно, что большинство из них угасает уже в первом полуго­дии жизни. Так, например, рефлекс Робинзона значительно ос­лабевает к четвертому месяцу жизни, до того как возникает целенаправленный акт хватания. Переступательный рефлекс исчезает в 3—4 месяца, задолго до того, как ребенок начинает ходить. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не являет­ся основой для самостоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, младенческое ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук. Безусловные реф­лексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появления

человеческих форм поведения. В отличие от этого, набор безус­ловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи: защитные, охотничьи, материнские и другие реакции совершенно необхо­димы для ее нормального существования.

В то же время безусловные рефлексы новорожденного могут быть включены в другие, более сложные и целенаправленные формы поведения ребенка. Так, например, сосательный реф­лекс, поскольку он постоянно упражняется в ситуации взаимо­действия с матерью, в 2—3 месяца превращается в целенаправ­ленное и регулируемое действие младенца. Ребенок перестает сосать все подряд, он начинает регулировать ритм и интенсив­ность сосания, может остановить его при насыщении или на­чать при виде соски или бутылочки. То же самое с хвататель­ным, переступательным или плавательным рефлексами. Если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, эти движения могут сохраниться и войти в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания, удержания пред­мета и пр.). Однако сами по себе эти рефлексы никогда не пере­растут в человеческие формы поведения, которые формируют­ся на совершенно другой, нерефлекторной основе.

У новорожденных есть еще одна группа рефлексов, которые хотя и не имеют физиологически жизненного значения, с воз­растом не угасают, а напротив, укрепляются. Это ориентировоч­ные рефлексы, направленные на контакт с внешними воздей­ствиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большин­ства новорожденных повернуты в сторону света, как подсол­нухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук и по­ворачивает голову в сторону источника звука. Безусловные ориентировочные рефлексы являются основой для потребно­сти во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

Сенсорные способности новорожденного

По мере усовершенствования технических возможностей психологического исследования ученые получают все более ин-

тересные факты о сенсорных способностях младенцев. Эти сен­сорные способности получили название компетентности мла­денца.

В исследованиях компетентности младенца отчетливо выс­тупает активный характер его взаимодействия с окружающим миром. Активность младенца проявляется прежде всего в изби­рательной чувствительности к различным стимулам: одни из них больше предпочитаются детьми и более тонко дифференциру­ются, другие менее. О степени предпочтения тех или иных сти­мулов у совсем маленьких детей, которые не могут говорить и выражать свое отношение, ученые судят по времени их рас­сматривания и по тем эмоциям, которые эти стимулы вызывают.

Избирательность отношения ребенка к миру подверглась тщательному изучению в опытах со зрительным и слуховым вос­приятием. Известные опыты Р. Фанца показали, что в первую же неделю жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отно­шение к различным зрительным стимулам. Они предпочитают более сложные, структурированные и ярко окрашенные изоб­ражения. Например, если младенцу показать картинку с изоб­ражением черной полосы на белом фоне, взгляд ребенка сразу устремится к черному контуру, а не будет бесцельно блуждать по всей картинке. Это младенческое предпочтение цветовых контрастов помогает выяснить остроту зрения ребенка. Если младенцу показать на одинаковом расстоянии сразу две кар­тинки — одну с яркими черными линиями, а другую — монотон­но закрашенную серым цветом, он будет дольше и с большим интересом смотреть на первую картинку, так как контрасты, об­разованные темными линиями, для него привлекательнее. Мла­денцы с нарушениями зрения смотрят на оба изображения оди­наково долго.

Аналогичными методами было обнаружено, что младенцы предпочитают сложные, структурированные изображения (на­пример, шахматную доску с большим количеством клеток), изог­нутые, округлые изображения прямолинейным и замкнутую, кон­центрическую форму — развернутой. Особый интерес младенцев вызывают движущиеся предметы. Их взгляд как бы «цепляется» за движущийся предмет и прослеживает его движение.

Еще одним методом изучения восприятия младенцев явля­ется исследование их ориентировочных реакций. Если ребенку

4—2023

многократно и достаточно долго показывать один и тот же пред­мет или изображение, он привыкает к нему и все меньше сосре­доточивает на нем свой взгляд. Но если этот стимул видоизме­нить, он вновь оживляется и его ориентировочная реакция активизируется. Это оживление ориентировочной реакции мо­жет свидетельствовать о том, что ребенок заметил изменения стимула и что он отличает новое явление от первоначального. Например, младенцам показывают карточку с изображением двух красных шаров до тех пор, пока эта картинка им не наску­чит и они не начнут от нее отворачиваться. Тогда им начинают показывать картинку с красным шаром и красным кубом. Боль­шинство детей дольше будут разглядывать куб, что может сви­детельствовать о том, что младенцы различают форму этих двух объектов.

Пользуясь этим методом, отечественные физиологи А. И. Брон­штейн и Е. П. Петрова показали, что вскоре после рождения ребенок уже умеет воспринимать тембр, громкость и высоту звуков. Например, он отличает звуки колокольчика и гудка. Повторение одного и того же звука вызывало у младенца привы­кание — он закрывал глаза и ритмично сосал пустышку; Но сто­ило сменить звук — и младенец замирал, открывал глаза и пере­ставал сосать.

В области слухового восприятия были получены эксперимен­тальные факты, обнаруживающие способность младенцев к ло­кализации источника звука: услышав какой-либо звук, младе­нец будет крутить головой и искать его источник. Но самый важный факт, полученный в области слухового восприятия мла­денцев, состоит в том, что маленькие дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь ран­нем возрасте, не понимая, естественно, ни одного слова, дети замирают при звуках голоса и начинают искать глазами его ис­точник. В работе Д. Б. Годовиковой было установлено, что ма­ленькие дети предпочитают всем другим, даже самым сложным и красивым звукам (колокольчиков, струнных инструментов, цимбал и пр.) обыкновенные слова и фразы взрослых.

Таким образом, уже в период новорожденности дети изби­рательно относятся к стимулам внешней среды, предпочитая одни из них и игнорируя другие. И что особенно важно — наи­более предпочитаемыми являются именно те признаки, кото-

рые характерны для образа человека (округлая, замкнутая и слож­ная форма, движение, звуки голоса и пр.). Органы чувств мла­денца как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще внешнем мире именно человека. Глаз ребенка от природы пред­расположен к тому, чтобы реагировать на лицо человека, а его ухо — на то, чтобы улавливать звуки человеческого голоса. Сле­дует подчеркнуть, что среди всех зрительных стимулов наибо­лее предпочитаемым у младенцев является изображение чело­веческого лица. И конечно же, ни с чем не сравнимый интерес вызывает у младенца сам живой человек, которого можно не только рассматривать, но и слышать, чувствовать его тепло, на­блюдать его движения. Эта природная предрасположенность младенцев к восприятию человека облегчает ребенку выделение главной опоры его существования и направляет его активность во взаимодействии с ним. Однако это всего лишь предпосыл­ки к общению со взрослым. Врожденной потребности в обще­нии со взрослым у новорожденного нет.

Становление потребности в общении со взрослым

По вопросу о происхождении потребности младенца в об­щении со взрослым существуют разные точки зрения. Одни ав­торы считают ее целиком врожденной, другие полагают, что она складывается прижизненно, в ходе общения с другими людьми. Часто потребность в общении сводится к другим потребностям — во впечатлении и физическом комфорте от прикосновения.

Существует ли у новорожденного потребность в общении со взрослым и общается ли он с ним реально? Наблюдая за ребен­ком первых 2—3 недель жизни, мы не обнаружим никаких при­знаков общения. Новорожденный не проявляет никакого инте­реса к людям: его беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обращаются. Ребенок не радуется появлению мате­ри и не огорчается при ее уходе. Он не отвечает на ее обращения и не старается привлечь к себе ее внимание. Отсутствие направ­ленности ребенка на взрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не явля­ется врожденной и что она приобретается прижизненно.

М. И. Лисина высказала гипотезу о том, что потребность в об­щении складывается на основе других потребностей, но не сводится

к ним. Одним из источников потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и пр.). Буду­чи совершенно беспомощным и не умея самостоятельно удов­летворять их, младенец сигнализирует матери о своем диском­форте: его крики, движения, мимика становятся сигналами для ухаживающих за ним взрослых. Но сам ребенок в первые дни жизни никому их не адресует. Взаимодействие новорожденного и взрослого имеет форму физического ухода (кормления, пеле­нания, купания и пр.). Общение еще отсутствует. Ребенок еще не обращается ко взрослому, а лишь предоставляет себя для за­боты взрослого. Постепенно у ребенка складывается образ взрос­лого как единого источника всех желанных воздействий.

Другим основанием потребности в общении выступает врож­денная потребность во впечатлениях. Как уже отмечалось, дру­гой человек оказывается наиболее привлекательным и инфор­мативным объектом в окружающем младенца мире. Он сочетает в себе все наиболее привлекательные физические качества, что естественно притягивает к себе внимание младенца.

Однако решающее значение для возникновения потребнос­ти в общении имеет отношение взрослого к ребенку. С первых минут жизни мать относится к ребенку как к полноценной лич­ности, причем совершенно уникальной и очень любимой. Она разговаривает с ним, как будто он понимает ее слова, она одоб­ряет или порицает его действия, как будто он совершает их осмысленна, она обращается к нему, как к полноправному партнеру по общению, авансом наделяя его действия тем смыс­лом и значением, которого они еще не имеют. Мать сама фор-мирует общение с малышом и устанавливает с ним практичес­кие сигнальные связи. Она вслушивается в звуки, издаваемые младенцем, и на многие из них отвечает своими действиями. Всматриваясь в хаотичные, импульсивные движения малыша, мать отвечает на них как на обращения к ней ребёнка. В боль­шинстве случаев новорожденный не подает матери никаких ответных сигналов. Но частое чередование движений младен­ца и ответного поведения матери быстро приводит к установле­нию действительной связи между ними. Чем внимательнее мать наблюдает за своим ребенком, чем она скорее и точнее реагиру­ет на его сигналы, тем быстрее складывается между ними «сиг­нальная связь» и тем эта связь прочнее. Однако сначала такая

связь имеет односторонний, несимметричный характер: мать прилагает для налаживания отношений с ребенком значитель­ные усилия, отдает ему все свои силы и чувства, а малыш совер­шенно не реагирует на них и, по-видимому, даже не знает о ее существовании. Его крики и гримаски никому не предназна­чаются. Сигналами они становятся лишь потому, что их ловит и «читает» мать.

Она «ловит» рассеянный взгляд младенца и пытается задер­жать его на себе. Всякий раз, когда ей это удается, она оживлен­но разговаривает и улыбается ему. На протяжении первых трех недель мать все чаще и легче привлекает к себе взгляд младен­ца, а сосредоточение на ней малыша становится все сильнее. Громадное значение для этого имеет богатство и разнообразие исходящих от взрослого сигналов — его голос, движения, ожив­ленная мимика, причем все это расположено на оптимальном для восприятия младенца расстоянии — от 25 до 50 см. Но глав­ное, конечно, — настойчивое стремление матери привлечь к себе интерес младенца и постоянная готовность перестроить свои действия так, чтобы ему было приятнее и удобнее восприни­мать ее.

Самую большую радость в первый месяц жизни приносит матери улыбка малыша. Лицо новорожденного находится в по­стоянном движении, как будто он гримасничает. Среди гримас новорожденного есть такие, которые напоминают улыбку. Од­нако эти ранние улыбки еще не совсем человеческие: глаза ма­лыша нередко закрыты или глядят в сторону, губы лишь растя­гиваются горизонтально, но совсем не размыкаются, через доли секунды такая «улыбка» может смениться нахмуриванием или зевотой. Психологи называют такие улыбки «физиологически­ми», или «гастрическими» (желудочными). Но и такую улыбку мать встречает столь щедро и радостно, что это способствует ее поддержанию и увеличению ее длительности.

Примерно в конце третьей недели жизни новорожденного появляется первая улыбка, которая сопровождается взглядом и явно адресована взрослому. Сначала она мимолетная и мгно­венная, но очень скоро младенец все чаще начинает улыбаться матери сразу при ее появлении.

Первая улыбка младенца до сих пор таит много загадок для психологов. На первый взгляд кажется, что улыбка связана

с удовольствием: ребенок улыбается, потому что ему хорошо. Однако это далеко не всегда так. Человек не улыбается, когда он хорошо поел или послушал хорошую музыку. Новорожден­ный тоже в первые дни не выражает свое удовольствие улыб­кой. Почему же на третьей неделе жизни он вдруг начинает улы­баться и что дает ему эта улыбка? И почему ему вдруг становится хорошо от простого присутствия другого человека?

Многие исследователи пытались выяснить, что вызывает улыбку младенца. Некоторые из них связывают улыбку с ра­достью от новых впечатлений. Однако тщательные экспери­менты не подтвердили такого предположения. Эксперименты С. Ю. Мещеряковой показали, что яркие игрушки или мело­дичный звон неваляшки вызывают у детей замирание, двига­тельное оживление, но улыбка в этих обстоятельствах у совсем маленьких детей не появляется.

Существует точка зрения, согласно которой младенец раду­ется взрослому, потому что тот удовлетворяет все его органичес­кие потребности. Взрослый как бы выполняет роль «вторичного подкрепления»: ребенок связывает его появление с пищей, теп­лом и пр. Однако ребенок никогда не улыбается бутылочке с мо­локом или теплому одеялу, которые, казалось бы, еще ближе связаны с физическим комфортом. Кроме того, если ребенок испытывает сильный физический дискомфорт, он скорее будет кричать, чем улыбаться. Первая улыбка младенца возникает как раз в тех ситуациях, когда все его физические нужды уже удов­летворены.

Наблюдение дало возможность сделать вывод о том, что впервые улыбку вызывают улыбка, взгляд и голос матери. Она возникает как ответ на ласковое обращение другого человека, как своеобразное отражение улыбки другого. Эта улыбка не про­сто выражает удовольствие ребенка, а является способом сооб­щить взрослому о своем удовлетворении. Она является сред­ством налаживания отношений с окружающими людьми, или средством общения. В отличие от физиологической улыбки, она обращена конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. Конечно, криком младенец также подает сиг­налы взрослым, но принципиальное отличие этих двух сигна­лов заключается в том, что улыбка связана не с примитивным органическим дискомфортом, а с совершенно новым удоволь-

ствием — удовольствием от соприкосновения с другим существом, которое способно воспринять его и отнестись к нему. Это стрем­ление к другому является уже не физиологическим, а духовным свойством младенца.

Первая истинно человеческая, или коммуникативная, улыб­ка появляется в конце этапа новорожденности и знаменует со­бой его завершение.

ИТОГИ

Новорожденность - совершенно своеобразный период жизни младенца, который продолжается от рождения до кон­ца первого месяца жизни. Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиоло­гического существования в относительно постоянной и ща­дящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

Ребенок рождается на свет с определенным набором реф­лексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адап­тацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер и угасают в первый год жизни. Рефлексы новорожденного не являются основой его психичес­кого развития. <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...