Развитие национального законодательства РФ о лизинге
Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является ее надежное правовое обеспечение. Правовая неопределенность отношений с партнерами увеличивает степень риска лизинговых сделок и сдерживает предпринимательскую инициативу. Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29.12.90г. № 1369 «О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании «Евролизинг». Тогда речь шла о предоставлении льгот по операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 05.06.90г. №11-38/20 «О пропуске товаров по лизинговым контрактам», всоответствии с которым товары, поставляемые в СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов и платежей в соответствии с действующими правилами. До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены постановлением Совета Министров СССР №1369 от 29.12.1990г. являются уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском уровне. В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления лизинговых операций компанией: · налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;
· советские юридические лица, заключившие контракты на условиях компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение лицензий на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения задолженности по таким контрактам. Два последующих распоряжения Правительства РСФСР, содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий. Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17.12.91г. №159-р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением «Аэрофлот-Советские авиалинии» обязательств в иностранной валюте по указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения «Аэрофлот-Советские авиалинии» в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом затрат на оплату эксплуатационных расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов. Распоряжением Правительства РСФСР от 24.05.94г. были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западноевропейских банков. Первым нормативно-правовым документом, касающимся лизинга, стал Указ Президента РФ от 17.09.94г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». [1] В нем Правительству было поручено разработать Временное положение о лизинге, подготовить предложения о развитии лизинга в конверсии и техническом перевооружении предприятий, о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях и осуществить иные меры в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.
Во исполнение данного указа было принято постановление Правительства РФ от 29.06.95г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» [2], утвердившие Временное положение о лизинге, которым определены методологические основы лизинговой деятельности (понятие лизинга, объект и субъекты лизинга, основные требования к договору лизинга, права и обязанности его участников). Важным этапом в правовом обеспечении развития лизинга стало принятие и введение в действие с 1 марта 1996г. части 2 Гражданского кодекса РФ [3], в котором одним из видов аренды выступает аренда финансовая - лизинг (§ 6 гл.34) Надо отметить, что отдельные пункты Временного положения о лизинге противоречили ГК РФ. Так, в п.15 в качестве общего правила зафиксировано, что риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества несет лизингодатель. Договором может быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества. Ст.669 ГК РФ устанавливает прямо противоположный общий принцип: риск несет арендатор с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды. В таких случаях следует руководствоваться, разумеется ГК РФ. Среди документов, имеющих значение для развития лизинга, необходимо отметить: · постановление Правительства РФ от 20.11.95г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которым установлено, что проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, лизинговые платежи по операциям финансового лизинга включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг); · постановление Правительства РФ от 01.02.2001г. №80, утвердившее Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга) осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Действие настоящего Положения распространяется на резидентов и нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на территории России;
· постановление Правительства РФ от 27.06.96г. №752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ», которым было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет бюджетов субъектов РФ; · Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16.04.96г., утвержденные Министерством экономики РФ. Этот документ носит общий характер и не предусматривает многих нюансов (в нем не учитываются особенности отдельных видов оборудования, различные условия страхования и т.п.). Кроме того, Законом РФ «О лизинге» внесены изменения в состав лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел; · письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено, что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится: - намомент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами; - в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей. В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны
происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ по таможенному делу. · С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга ” (приложение №1 к приказу Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15); · в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”. Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и проч. Таким образом, существует большое число подзаконных актов, регулирующих лизинговую деятельность. Основным законодательным. актом в области регулирования лизинговых отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить данному Закону РФ. Подробная характеристика Закона РФ «О лизинге» будет дана в последующих главах дипломной работы. Структура Закона РФ “О лизинге”
Кроме того, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99г. №160 ФЗ к прямым иностранным инвестициям относится и осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей, настоящий Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ:
Соответственно при осуществлении операций международного лизинга на иностранного инвестора, выступающего в качестве арендодателя и при наличии условий, перечисленных в ч.4 ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» распространяются вышеуказанные гарантии. Важное значение для развития лизинга на региональном уровне (в Нижегородской области) имеют следующие нормативно-правовые акты субъекта Федерации: · постановление Администрации Нижегородской области от 17.03.2000г. №67, утвердившее Положение о порядке реализации предпринимательских проектов в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области, в соответствии с которым рассматриваются и реализуются проекты по предоставлению в лизинг оборудования, техники и транспортных средств (далее оборудование) с правом их последующего выкупа. Реализация предпринимательских проектов осуществляется при финансовой поддержке Государственного учреждения «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области» Настоящее Положение распространяется на субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Нижегородской области Оборудование передается в лизинг по конкурсу. Субъект предпринимательства, выигравший конкурс и заключивший с лизингодателем (ГУ «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области») договор лизинга, становится лизингополучателем. Вышеназванным Положением определены: порядок прохождения предпринимательских проектов, проведение предварительной экспертизы, действия конкурсной комиссии, основные условия реализации предпринимательских проектов. Срок лизинга определяется в каждом конкретном случае и зависит от стоимости приобретенного оборудования и сроков его окупаемости, но не более трех лет (п.5.2.2). В течение пяти дней после заключения договора лизинга лизингополучатель должен уплатить лизингодателю первоначальный взнос в счет общей суммы платежей по договору лизинга (специальный платеж). Его величина должна быть не менее 20% от стоимости оборудования (п.5.2.4). Возврат средств, затраченных лизингодателем на приобретение оборудования и передачу его в лизинг, должен быть обеспечен гарантией банка либо залогом товарно-материальных ценностей, продукции, другого ликвидного имущества, находящегося в собственности лизингополучателя, либо третьего лица (п.5.2.5).Объект лизинга подлежит страхованию в обязательном порядке. Неисполнение данной обязанности является основанием для расторжения договора лизинга и бесспорного изъятия объекта лизинга с возмещением виновной стороной убытков (п.5.2.6). · постановление Администрации Нижегородской области от 17.01.96г. №16 «О представлении в лизинг грузовых автомобилей «ГАЗ», которым был утвержден Порядок предоставления продукции ОАО «ГАЗ» на лизинговой основе; · распоряжение Администрации Нижегородской области от 23.02.96г. №257 «О проведении районных конкурсов на право получения объектов лизинга; · постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 19.02.2001г №32 «О предоставлении поручительства по погашению задолженности за сельскохозяйственную технику по федеральному лизингу».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|