Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Международные лизинговые сделки в России

 

Появление спроса на новый вид финансовых услуг в России связано с началом рыночных отношений после 90-х годов. Именно в это время ведущими банками России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком – “Лизингбизнес”, Межрегиональным банком – “Меликон”, Промстройбанком (Санкт-Петербург) – “Балтлиз” и др. В 1994г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний (“Рослизинг”), объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний.

Российские лизинговые компании можно сгруппировать следующим образом:

· компании, организованные крупными банками, в том числе и с участием иностранных учредителей (Интеррослизинг, Промрадтехлизинг, РГ – лизинг и др.);

· специализированные отраслевые лизинговые компании, ориентированные в основном на выполнение инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках региональных программ (Центр – агролизинг при АО “Агроснаб”, Московская лизинговая компания и др.);

· лизинговые компании крупных промышленных структур (Аэрофрахт, Лукойл – лизинг и др.).

Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из них не смогли достигнуть необходимого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.

Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30-40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями (например, Евролизинг, РГ – лизинг и др.) и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др.

 

           Лизинговыми компаниями России достигнуты определенные успехи, о чем свидетельствуют данные таблицы.[34]

Объем и отраслевая структура лизинговых операций в России в 1997-2000 гг.

(Млрд. руб.)

 

Г.

Г.

Г.

Г.

всего % к итогу всего % к итогу всего % к итогу всего %  к итогу
Лизинговые опера-ции – всего В том числе: по объектам произ-водственного назна-чения Из них: машиностроение химико-лесотехни-ческий комплекс строительство транспорт и связь АПК специальный комп-лекс металлургия топливно-энергети-ческий комплекс другие отрасли по объектам непроиз-водственного назна-чения 20     13     1,6   1,4     1,8   2,2   1,8   1,2     1   1,6     0,4   7     100     65     8   7     9   11   9   6     5   8     2   35     66     42,9     6,6   5,3     5,3   6,6   5,9   4     3,3   4,5     1,4   23,1     100     65     10   8     8   10   9   6     5   7     2   35     119     77,1     11,9   10,7     9,5   10,7   9,2   8,3     7,2   7,2     2,4   41,9     100     65     10   9     8   9   8   7     6   6     2   35     173     112,6     19,1   17,3     12,2   15,5   13,8   12,2     10,4   8,6     3,5   60,4     100     65     11   10     7   9   8   7     6   5     2   35    

 

При этом в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли лизингополучателей, как правило, выступают российские юридические лица.

Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России. Чтобы международная лизинговая сделка соответствовала российскому законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им и приобретенное иностранной лизинговой компанией, предназначалось для российского лизингополучателя.

Вместе с тем иностранные и российские лизинговые компании сталкиваются при осуществлении сделок с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность международных лизинговых операций: это двойное обложение налогом на добавленную стоимость. НДС начисляется на стоимость самого имущества при ввозе его на таможенную территорию России, а также на стоимость собственно лизинговых услуг, предоставляемых по международному соглашению лизинга.

Согласно действующим нормативным актам лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя, а в бухгалтерском учете лизингополучателя отражается только на забалансовом счете. Это предполагает, что лизингополучатель не имеет права на возмещение НДС, начисленного на используемое им по лизингу имущество, поскольку оно не является предметом его бухгалтерского учета и отчетности.

Двойное начисление НДС по международному лизингу приводит к тому, что при прочих равных условиях получение одного и того же импортного имущества по лизингу обходится российскому лизингополучателю на 20% дороже его обычной покупки.

Начисление НДС и на стоимость лизингового имущества (оборудования), и на полный объем лизинговых платежей сдерживает заключение международных лизинговых сделок. Для изменения ситуации необходимо внесение поправок в российское налоговое законодательство. Например, НДС мог бы начисляться лишь на определенную часть стоимости импортного лизингового имущества или только на сумму вознаграждения иностранного лизингодателя.

Кроме того, товары, ввозимые в рамках лизинговых соглашений, могут помещаться под режим временного ввоза (вывоза) товаров. В этом случае данные товары могут быть полностью или частично освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Правительством РФ.

В иных случаях может применяться частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов в порядке, определяемом ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

При реализации международного лизинга до недавнего времени проблемой являлась и необходимость получения российским лизингополучателем специальной лицензии ЦБ РФ для перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежному лизингодателю.

Необходимость получения лицензии Банка России на право осуществления операций, связанных с движением капитала, во многом усложняла процедуру заключения лизингового контракта с компанией-нерезидентом, особенно с лизингополучателями из регионов.

В соответствии с п.8 ст.1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” все валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. При этом текущие валютные операции осуществляются резидентом без ограничений, в то время как валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензии ЦБ РФ (письмо ЦБ РФ от 06.10.95г. №12-524).

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (п.“г” ч.10 ст.1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Применительно к международному лизингу это означает, что если срок, в течение которого лизингополучатель уплачивает нерезиденту плату за предоставленное в лизинг имущество, превышает 90 дней от даты его предоставления, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением капитала. В этом случае лизингополучатель-резидент должен получить лицензию Центрального банка РФ. Если же платежи осуществляются в течение 90 дней от даты предоставления имущества в лизинг, то переводы валюты рассматриваются как текущие операции, и лицензия не требуется.

Очевидно, что продолжительность договора лизинга и периода выплаты лизинговых платежей, как правило, превышает 90 дней, что автоматически требует от российского лизингополучателя получения лицензии на проведение валютных операций. Исходя из вышеизложенного, ЦБ РФ приказом от 24.04.96г. №02-94 “Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций” установил порядок, при котором перевод иностранной валюты из РФ, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа, не требует разрешения ЦБ РФ, т.е. независимо от срока договора лизинга и периода лизинговых платежей для лизингополучателя-резидента не требуется получения лицензии ЦБ РФ. Вместе с тем обобщенные формулировки документа допускают возможность их различной трактовки и, следовательно, не создают прочной нормативной основы для реализации международного лизинга. Особый характер таких сделок и расчетов по ним требуют четкого и адекватного режима валютного регулирования.

Несмотря на некоторые проблемы, многие иностранные лизинговые компании высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международного лизинга, которым идут иностранные компании, является создание в России дочерних фирм-резидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний.

 

Заключение

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутренних, так и на внешних рынках.

В настоящее время в России существует несколько подходов к развитию международных лизинговых услуг.

· все коммерческие и политические риски лизингодателя (зарубежной лизинговой компании) перестраховываются специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому создаются условия для заключения лизинговых соглашений напрямую между лизинговой компанией (нерезидентом) и российским потребителем (лизингополучателем). К сожалению, такая схема лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.

· наряду с поощрением конкуренции в финансовой сфере такие институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых. При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно широкого распространения.

Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким таможенным и налоговым законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).

Переход России к рыночным отношениям осуществляется в условиях неразвитости необходимых экономических институтов, что сказывается на темпах развития экономики. Поэтому лизинг как один из рыночных механизмов преодоления инвестиционного кризиса необходимо поднять на достаточно высокий уровень, обеспечить его развитие как экономического и инвестиционного инструмента, создавая для этого необходимые льготные условия.

Основными предпосылками такого развития рынка лизинговых услуг являются:

· стандартизация лизинговых соглашений;

· система контроля кредитоспособности клиентов;

· расширение каналов сбыта имущества и предложений инвестиционных услуг.

Развитию лизингового рынка в России могут способствовать и некоторые его особенности, преимущества как особого инвестиционного механизма:

· соглашения России с рядом зарубежных стран об изменении двойного налогообложения;

· использование механизма получения более низких процентных ставок по кредиту от развитых стран;

· исключение из списка того вида имущества, которое облагается НДС;

· использование преимуществ оффшорных зон;

· предоставление услуг по лизингу в одном пакете с традиционными банковскими кредитами и др.

Международный лизинг, опирающийся на соответствующие исследования национальной практики в области лизинга, инвестиционных, налоговых льгот, особенностей нормативно-правовой базы в той или иной стране, режима амортизации, экспортно-импортного регулирования и т.д., позволяет комбинировать разного рода преимущества, предоставляемые национальным и иностранным деловым участникам. Так, например, можно обеспечить привлекательность лизинговой сделки и через третьи страны (путем регистрации в ней своего филиала), которые предоставляют особо льготный режим налогообложения через оффшорные зоны.

В заключение следует отметить, что макроэкономическая ситуация в России требует более эффективного применения такой формы привлечения иностранных инвестиций, как лизинг.

Кроме того, успешному развитию лизинга в России сегодня препятствуют:

1. Нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний.

2. Двойное обложение НДС (НДС взимается не только за ввоз лизингового имущества на таможенную территорию России, но и начисляется на лизинговые платежи).

3. Отсутствие инфраструктуры рынка

4. Недостаток высококвалифицированных кадров.

Однако, несмотря на существующие проблемы, лизинг уже доказал свою эффективность в качестве инструмента привлечения инвестиций даже в период экономического кризиса. Его дальнейшее развитие будет способствовать ускоренному подъему отечественного производства, а в конечном счете – выходу страны из кризисной ситуации.

 


[1] . Утратил силу в соответствии с Указом Президента РФ от 22.04.99г. №524

[2] Утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.99г. №794.

[3] Далее по тексту – ГК РФ

[4] Далее по тексту - НК РФ.

[5] Далее по тексту - ТК РФ.

[6] Закон РФ от 08.02.98г №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».

 

[7] Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С.259. (Классика российской цивилистики).

[8] Гражданское и торговое право капиталистических государств. Изд. Второе, перераб. И доп./ Отв. ред. Е.А.Васильев. М., 1992.С.341.

 

[9] Наиболее подробно вопросы появления и развития лизинга исследованы В.Д.Газманом (см.: Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М.,1996. С.10-21).

[10] Газман В.Д. Указ соч. С.10-11

[11] Единообразный торговый кодекс США: Пер. с англ. М., 1996. С.107. (Современное зарубежное и международное частное право.)

[12] Гражданский кодекс Квебека. М., 1999. С.280-281. (Современное зарубежное и международное право.)

[13] Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М., 1996. С.120; Харитонова Ю.С. Финансовая аренда (лизинг) // Законодательство. 1998. №1. С.25.

[14] Подробнее об этом см.: Харитонова Ю.С. Указ. соч. С.23-25.

[15] Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М., 1991. С.16.

[16] Гражданское и торговое право капиталистических государств. С.343-345; Харитонова Ю.С. Указ. соч. С.24.

[17] См.: Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 1997. С.21.

1 Решетник И.А. Гражданско-правовое регулирование лизинга в Российской федерации: Автореф. кандидат. диссертации. Пермь, 1998. С.7, 9, 21.

[19] Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М., 1991. С.31.

[20] Гражданское право: Учебник Ч.II /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С.194.

[21] Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций /Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С.250.

[22] Харитонова Ю.С. Финансовая аренда (лизинг) // Законодательство. 1998.№1. С.26.

[23] Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга) // Законодательство. 1998.№9.

[24] Гражданское право: Учебник. Ч.II /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1977. С.194.

[25] Козырь О.М. Аренда (глава 34) // В кн.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /Под ред. О.М Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С.347.

[26] Козырь О.М. Указ.соч. С.344-349; Павловский Е.А. Указ. соч. С.248-249; Иванов А.А. Указ. соч. С.195-196.

[27] Харитонова Ю.С. Указ. соч. С.7.

[28] Решетник И.А. Указ. соч. С.7.

[29] Решетник И.А. Указ. соч. С.20.

[30] Там же С. 2-21

[31] Брагинский М.И., ВитрянскийВ.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.С.328

[32] Лизинг в станкостроении. /Под ред. М.И. Лещенко.-М.:Машиностроение,1996.

[33] Самохвалова Ю.Н. Лизинг в России; правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение. М., 1999. С.79-87. Кстати, о чисто техническом характере балансового учета лизингового имущества свидетельствует тот факт, что, по заключению Министерства юстиции РФ, данный приказ Минфина России не нуждается в государственной регистрации.

[34] См.: Серегин В.П. Иностранный капитал на пути в Россию, 1999

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...